Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:29, практическая работа
XIV. 1.Эклектика в Англии Промышленный переворот повлек за собой появление новой, очень острой социальной проблемы — расселения рабочих масс. Вслед за строительством крупных промышленных предприятий в городах стихийно возникают целые кварталы жилых домов трущобного типа, с беспорядочной планировкой, лишенных самого элементарного благоустройства, с общими уборными во дворах, с плохо освещенными и холодными жилыми помещениями.
В поисках наибольшей выразителъности кладки из гранита — материала, который, по их мнению, должен выражать национальный дух финской архитектуры, архитекторы обратились к «баронскому стилю» Шотландии.Таким образом, стилистику финского национального романтизма весьма условно" можно назвать неороманской, однако суровый дух романской архитектуры все же преобладал здесь над всеми другими влияниями.
Церковь св. Иоанна, проект которой Сонк выполнил в 1899 г., была одним из ранних и наиболее выразительных произведений финского национального романтизма. Более чем в каких-либо других сооружениях Сонка здесь ощущается его увлечение местной средне-вековой архитектурой. Гипертрофированная монументальность сочетается с асимметричной композицией, которая построена на острых контрастах объемов, цвета и фактуры материалов. Церковь Каллио также обладает всеми стилистическими признаками национального романтизма. Однако в отличие от церкви св. Иоанна ее композиция строго симметрична, гранитная кладка стен более упорядочена, объемы подчинены упрощенной геометрической схеме.
В более поздних постройках, таких как здание банка в Гельсингфорсе, Сонк прямо прибегает к языку классики. Аналогичную эволюцию проделал и Сааринен. В ранних работах Сааринена и его группы симметричные решения встречаются относительно редко, и только после 1905 г., как отмечает М. Комонен, «тенденция к симметрии начинает набирать силу в творчестве Сааринена и становится важной чертой его архитектуры* [158, с. 26]. И хотя Сааринен не использует ордера, влияние классической традиции на его поздние работы периода национального романтизма неоспоримо.
Наряду с национально-романтическим направлением в архитектуре Финляндии конца XIX — начала XX в. существовали и рационалистические тенденции. Противоречие между неоромантической и рационалистической тенденциями в финской архитектуре имело внешнюю форму конфликта между национализмом и космополитизмом. Острота этого конфликта обнаружилась при обсуждении итогов конкурса на проект железнодорожного вокзала в Гельсингфорсе в 1904 г. Конкурс выиграл Сааринен, а проект архитектора С. Фростеруса, который до этого некоторое время сотрудничал с Ван де Велде, был отвергнут за «привезенный из-за границы интернациональный рационализм» [191].
Фростерус, поддержанный искусствоведом Г. Штренгелем, подверг критике как проект Сааринена, так и направление национального романтизма в целом. Полемика вокруг конкурса на проект вокзала в Гельсингфорсе способствовала распространению идей рационализма в Финляндии и привлекла внимание к работе таких архитекторов-рационалистов, как С. Фростерус и С. Линквист. Однако до начала 20-х годов в Финляндии преобладал национальный романтизм, хотя и испытывавший влияние рационализма.
Архитектура финского национального романтизма, прежде всего в лице ее лидера Сааринена, находилась в тесной связи с европейскими новаторскими архитектурными направлениями и школами. В той или иной степени испытав влияние архитектуры США, Англии, Германии, Австро-Венгрии, она оказывала влияние на архитектуру других стран, и в первую очередь России. Естественная взаимосвязь архитектуры Финляндии и архитектуры остальной части Российской империи была осложнена политической ситуацией конца XIX — начала XX в. Национальный романтизм как общехудожественное явление возник в Финляндии в противовес политическому давлению и культурной экспансии царского правительства. Понятно, что представители национального романтизма менее всего желали быть зависимыми от влияния русской художественной культуры. Что касается русских художников, то большинство из них с большим уважением и интересом отнеслись к расцвету финского национального искусства. Это относится и к архитектуре.
Среди многочисленных истоков архитектуры финского национального романтизма есть и влияние русской архитектуры. Это касается влияния традиции русского северного деревянного жилища и особенностей планировочной структуры Петербурга, на которую ориентировался в ряде своих градостроительных проектов Сааринен. Не исключено влияние на формирование финского национального романтизма деятельности художников абрамцевского кружка и мастерских в Талашкине, поскольку она была хорошо известна финским художникам. Однако. влияние архитектуры финского национального романтизма на русскую архитектуру и, прежде всего, на архитектуру Петербурга было более существенным. С финским влиянием связано возникновение в русской архитектуре так называемого «северного модерна».
XIV. 3.Творчество И А Фомина
В Петербурге были сделаны попытки осуществить ансамбль в духе традиций русского классицизма. В связи с этой проблемой необходимо в первую очередь назвать имя Ивана Александровича Фомина (1872—1936). Практическая деятельность мастера подкреплялась его теоретическими трудами, имевшими большое зна-чение в деле пропаганды классики, в частности русской классической архитектуры. В 10-е гг. Фомин создал ряд сооружений, программных для него и для возникавшей школы неоклассицизма,— особняк Половцева на Каменном острове (1911— 1913;, особняк князя Абамелек-Лазарева на набережной Мойки (1912) в Петербурге. Особняк Половцева — это дворец с классическим фронтоном, колоннадой и центре; флигели-колоннады соединяют здание с окружающим пейзажем. Дворец и по композиции плана с курдонером, и по трактовке фасадов – с колоннадами, охватывающими парадный двор, и по красоте интерьеров представляет собой блестящий образец неоклассицизма в палладианской трактовке. Классической строгостью композиции, прекрасно найденными пропорциями отличается особняк, сооруженный Фоминым на набережной Мойки, обращенный к городскому пейзажу по принципу петербургских ансамблей первых десятилетий 19 в.
Фомин Иван Александрович [22.1(3.2).1872, Орёл, - 12.6.1936, Москва], советский архитектор. Учился в петербургской АХ (1894-97 и 1905-09) у Л. Н. Бенуа и одновременно занимался офортом у В. В. Матэ. После исключения в 1897 из АХ за участие в студенческих беспорядках работал до 1905 в Москве помощником архитектора Л. Н. Кекушева, затем Ф. О. Шехтеля. В ранний период творчества испытал влияние стиля "модерн".
С начала 1900-х гг. Фомин изучал наследие отечественного зодчества, выступив активным пропагандистом архитектуры рус. классицизма;. Фомин - создатель стиля неоклассицизма в рус. архитектуре. В 1910-х гг. разработал градостроительные проекты [застройка площади на о. Голодай (1912) и комплекс Тучкова Буяна (1913) в Петербурге, курорт Ласпи в Крыму (1916) - все три не осуществлены] и на основе использования композиционных приёмов и декоративных средств классицизма создал архитектурный образ современного здания и его интерьеров [бывшего дома А. А. Половцева (1911-1913) и С. С. Абамелек-Лазарева (1912-1914)]. В сов. время выполнил планировку и озеленение Марсова поля в Петрограде (1920-23).
В 1919 возглавил архитектурную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин при Совете Коммунального хозяйства Петрограда. В 1920-е гг. продолжил последовательные поиски синтеза классики с принципами современной архитектуры. Выступив с теорией обновления классики (создания, по словам зодчего, "пролетарской классики"), Фомин предлагал заимствовать от классической архитектуры только её общие принципы ордерной (см. Ордер архитектурный) организации, отбрасывая детали. Исходя из этой теории, Фомин разрабатывал в собственной трактовке тектоническую структуру зданий на основе строгого, предельно упрощённого ордера [Химико-технологический институт в Иванове (1929), бывший дом общества "Динамо" (1928-30), новый корпус Моссовета (1929-30) и станция метрополитена "Красные ворота" (ныне "Лермонтовская", 1935) в Москве].
В 1930-е гг. в творчестве Фомина наметился переход к более непосредственному использованию классических, декоративно "обогащенных" форм [здание Совета Министров УССР в Киеве (при участии архитектора П. В. Абросимова), 1934-1938]. Преподавал в АХ в Ленинграде (ученики А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, В. О. Мунц), с 1933 руководитель школы-мастерской при Моссовете (среди учеников П. В. Абросимов, Л. М. Поляков, М. А. Минкус и др.). Занимался также офортом (серии - "Проект курзала на Минеральных водах", 1909, "Рим", 1910).
6