Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:27, курсовая работа
Сельское хозяйство в пореформенной России было экстенсивным, увеличение валовых сборов зерна достигалось за счет распашки новых земель (в то время как при интенсивном развитии прирост производства обеспечивается совершенствованием земледелия и подъемом урожайности). Основным поставщиком хлеба оставались помещичьи хозяйства, но постепенно возрастала и роль крестьянских. В мировом экспорте хлеба Россия занимала первое место.
План работы:
Развитие сельского хозяйства
Развитие промышленности. Особенности рабочего класса
Реформаторская деятельность С. Ю. Витте
Список использованной литературы
В
целом у этой реформы, как и у всех реформ,
есть свои плюсы и минусы, но главное, что
эта реформа значительно ускорила переход
от застойного натурально-потребительского
хозяйства к товарно-рыночному.6
Реформы 60—70-х годов улучшили политические и правовые условия для формирования капиталистических отношений. Другим условием успешного развития экономики было создание инфраструктуры, т.е. комплекса вспомогательных отраслей народного хозяйства (шоссе, железные дороги, каналы, порты, средства связи). Особенно остро стоял вопрос о сухопутных путях сообщения.
Железнодорожное строительство в России началось при Николае I, первая крупная магистраль Москва — Петербург была открыта 1 ноября 1851г. В 60-е годы Москва стала центром железнодорожной сети. Дорога Москва — Нижний Новгород, открытая 1 августа 1862г., связала обе столицы с Волгой, затем дороги были проложены к южным губерниям, к Уралу. Правительство издало Устав российских железных дорог, упорядочивший правила ведения железнодорожного хозяйства, находившегося в основном в частных владениях, начался выкуп частных дорог в казну.
В 1891г. началось строительство крупнейшей в мире Транссибирской магистрали, одновременно из Челябинска и Владивостока. Магистраль строилась тысячами рабочих, русских и иностранных, солдат, ссыльных, каторжных. Восточный ее участок проходил первоначально по территории Маньчжурии, после русско-японской войны председатель Совета Министров П.А. Столыпин настоял на строительстве Амурской дороги, имеющей «главной задачей накрепко привязать к России ее Дальний Восток». С прокладкой магистрали начался новый этап в истории Сибири, теперь она была связана с Россией и Европой.
С
отменой крепостного права
После реформы в России выдвинулся ряд замечательных предпринимателей: зарайский купец А. Ф. Бахрушин основал в Москве кожевенную фабрику, его сыновья стали крупнейшими текстильными и кожевенными фабрикантами; П. И. Губонин, выходец из крестьян, основал несколько крупных промышленных предприятий; Н. И. Путилов приобрел сталелитейный завод около Петербурга и сделал его крупнейшим машиностроительным предприятием.
В первое пореформенное 20-летие в Россия сформировались основные промышленные районы: Московский с развитой текстильной промышленностью, Петербургский с уклоном в металлообработку и машиностроение, Уральский и Южный, ставшие базой металлургической промышленности.
В середине XIX в. в России начался промышленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к фабрике. Раньше всех начался и быстрее завершился он в текстильной промышленности; в ведущих отраслях переход на машинное производство произошел к концу XIX в. Замена ручного труда машинным повысила производительность труда, в развитии производительных сил произошел резкий скачок. Но кустарное и ремесленное производство все же осталось: оно ближе потребителю, нередко более гибко в отношении требований рынка, в некоторых случаях оно становится искусством (например, дымковская игрушка, жостовские подносы и т. д.).
Промышленный переворот и развитие инфраструктуры дали жизнь новым городам: город Иваново- Вознесенск, образованный слиянием двух сел, стал крупным центром текстильной промышленности, на юге стремительно развивался порт Ростов-на-Дону, многие торгово-промышленные села, не получив статуса города, фактически стали городами, в то время как старые города, оказавшиеся вдали от проложенных дорог, теряли прежнее значение.
Москва и Петербург по численности населения далеко опередили другие города. Самым большим сибирским городом стал Томск, Большой Сибирский тракт сделал его крупным торговым центром.
Рабочий класс промышленных городов состоял в основном из крестьян, пришедших на заработки. На время сельскохозяйственных работ они возвращались в деревни, и многие фабрики останавливались. С течением времени рабочие оседали в городе, порывая с землей. Это был медленный процесс: в 60—70-е годы потомственные рабочие составляли лишь небольшое ядро рабочего класса; обычно это наиболее квалифицированные кадры.
В
целом промышленное развитие в первое
пореформенное 20-летие шло успешно:
торговля, потребности рынка определяли
развитие легкой промышленности; на базе
потребностей в машинах и средствах доставки
развивались тяжелая промышленность
и транспорт.
После реформы 1861
г. главной основой
Первые пореформенные десятилетия вошли в историю российской промышленности как время совершения промышленного переворота. Как и в других странах позднего развития капитализма (США, Германии), он и в
России протекал
быстрее, чем в пионерской Англии,
занял примерно 30 лет, с 1860-х до конца
1880-х гг. Технико-экономические
Первое место
по этим показателям заняли отрасли
по переработке с/х продукции
с безусловным первенством
Вторым крупным
показателем была обрабатывающая промышленность,
изготовлявшая продукцию
Решающую роль сыграло достижение пропорциональности в развитии главных производственных процессов – прядения и качества. Первое приобрело фабричную организацию еще до реформы, и теперь происходило лишь его переоснащение, замена устаревших уже к этому времени механизмов новыми, более совершенными. В 60-80-х гг. бумаготкацкое производство переживает решительный перелом, происходит его укрепление, механизация, такую же модернизацию переживает ситцепечатание, и хлопчатобумажная промышленность теперь уже в целом переходит от мануфактурной к фабричной форме производства. За 30 лет, с 1861 г. по
1890 г. она почти в три раза увеличивает выпуск продукции, по объему производства занимает второе место в России (после винокурения) и, опередив известного европейского производителя – Францию, выходит на четвертое место в мире, пропуская вперед лишь Англию, Индию и США.
С большими или меньшими успехами механизированное производство одерживает победы и в других отраслях легкой промышленности. К концу
1880-х гг. больше
половины ее продукции
Совсем иначе выглядела на этом фоне металлообрабатывающая промышленность и ее ключевая отрасль – машиностроение. Так, если сравнить достигнутую в 80-х гг. энерговооруженность (применение паровых двигателей) легкой промышленности и машиностроения, окажется, что на первую приходилась почти половина (48,4%)5 всей мощности паровых двигателей, в том числе на хлопчатобумажную промышленность – пятая ее часть (21,6%)6, а машиностроение, должное служить главной технической базой фабричного производства, только десятая ее часть.
Также уступало
машиностроение другим отраслям и по
объему произведенной продукции. Совокупность
причин обусловливала такое
После реформы формируется целая группа современно оборудованных предприятий, достигающая наиболее высоких показателей производства.
Особенно выделялся Петербург. В 1880-х гг. на его долю приходилось лишь около 15% всех машиностроительных предприятий, несколько больше четверти рабочих и вместе с тем – половина всей выработки российского машиностроения.
Машиностроение было в целом мало специализированной отраслью, но основную часть своих производственных мощностей оно отводило под транспортное машиностроение, достаточно обеспеченное сбытом и представлявшее предпринимателям наиболее перспективным. Значительное место занимало судостроение, главным образом в Петербурге и
Прибалтике. Быстро продвигалось вперед с/х машиностроение, хотя оно было уделом сравнительно небольших, средних и мелких предприятий.
За 30-летием промышленного переворота машиностроение примерно в три раза увеличивало объем производимой продукции и, несомненно, модернизировало органическое строение российской промышленности.
Вместе с тем, ни по абсолютным размерам, ни по ассортименту изделий оно не отвечало растущим запросам народного хозяйства. Все эти годы большая часть потребного стране оборудования, в том числе и для ж/д, возмещалось за счет импорта. Будущее машиностроение зависело от развития добывающей промышленности.
Добывающая промышленность составляла третью отраслевую группу нарождающейся индустрии. Главное место в ней принадлежало горно- металлургической промышленности. Сюда же входили лесная и деревообрабатывающая промышленность и производство строительных материалов, кирпичное и стекольное.
Старейший, с петровских времен возвысившийся Урал до конца XIX в. оставался главной производящей областью России, в 80-х гг. поставлял половину всего выплавляемого в стране чугуна и железа. Здесь технический застой смыкался с полуфеодальной системой управления и организации производства. После реформы 1861 г. старая посессионная система с ее приписными рабочими сошла на нет. Но вольный наем применялся лишь в очень небольших размерах, и на месте посессии заступила так называемая отработочная система. Основанием послужили крупные земельные владения заводчиков. В 1890 г. при металлургических заводах России числилось 11,4 млн. дес. земли, и из них 10,2 млн. дес. было при уральских заводах. Около 100 тыс. дес. в среднем на один завод позволили ввести указанную систему: рабочим раздавались в пользование участки земли, выгоны и другие угодья, и платой были отработки на заводе. Удалось задержать, таким образом, массы крестьян, устремившихся после отмены крепостного права и краха посессий на запад, и получить привязанную к заводам дешевую рабочую силу.
Обеспеченность такой рабочей силой если и не снимала вовсе, то весьма ослабляла для здешних заводчиков проблему технической революции.
Информация о работе Экономическое развитие России после отмены крепостного права