Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:36, доклад
Имя Эрнста Геллнера теперь широко известно современному российскому читателю, однако до начала 90-х годов прошлого века, труды Геллнера почти не публиковали в нашей стране.
Профессор Э. Геллнер, являлся главой кафедры социальной социальной антропологии в университете Кембриджа, так же являлся членом Британской и Американской академии наук – одним из самых известных ученых в западной политической и социальной антропологии, философии и истории культуры.
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский Государственный Университет
Исторический факультет
Кафедра мировой истории
и международных отношений
Доклад на тему:
Эрнст Геллнер “Нации и национализм”
Выполнил:
студент 3 курса м/о
2012 г.
Имя Эрнста Геллнера теперь широко известно современному российскому читателю, однако до начала 90-х годов прошлого века, труды Геллнера почти не публиковали в нашей стране.
Профессор Э. Геллнер, являлся главой кафедры социальной социальной антропологии в университете Кембриджа, так же являлся членом Британской и Американской академии наук – одним из самых известных ученых в западной политической и социальной антропологии, философии и истории культуры.
Родился в Париже в семье германоязычных евреев из Чехии. До 13-летнего возраста воспитывался в Праге (Чехословакия) в англоязычной школе. В 1939 году, накануне гитлеровской оккупации Чехословакии, с семьёй эмигрировал в Великобританию. Высшее образование получил в Оксфорде. В 1944 году, после первого курса, он ушёл добровольцем в Первую чехословацкую отдельную механизированную бригаду и участвовал в осаде Дюнкерка.
Геллнер неоднократно бывал в СССР, немало писал, тогда еще, о состоянии светской истории и этнографической науке.
Книга Эрнста Геллнера “Нации и национализм”, написанная вначале 80-х годов открывают читателю, прежде всего, иное понимание нации. Так как, не смотря на все попытки обновлений, наше историческое мышление, содержит некоторые стереотипы, один из них - это понятие нации. Одни, по утверждению Геллнера, не лукавя, пользуются данным понятием, другие предпочитаю не замечать цельного понятия нации, а лишь какие-то отдельные элементы, некоторые заменяют понятие нации понятием этноса. Идея обязательности использования материальной базы, для определения понятия нации через языковое, территориальное, экономическое или культурное единство, глубоко сидят в нашем сознании.
Геллнер смотрит на это иначе, ученый легко обходится без всяких территориальных, экономических и других общностей, предполагая вместо этого научные конструкции, сложенные из эмоциональных и трудноосязаемых частей, такие как: солидарность и сопричастность общего наследия, и добровольного самоопределения, свободы выбора и противопоставления.
Здесь я попытаюсь дать общее представление о том, что же автор понимает под понятием нация, причинами его появления и этапами развития.
Каковы же первопричины, по мнению автора, появления понятия нации? С развитием капиталистического общества считает Геллнер, стирались культурные границы в их начальном понятии, понятии культуры предков, которые существовали в определенной местности внутри страны. Необходимый тому толчок давала потребность общества вставшего на путь индустриального развития в высококвалифицированной рабочей силе. Государство строило учебные заведения, в результате чего человек вынужден был приспосабливаться к тесным коммуникационным связям с другими людьми. Отныне человек больше не рассматривал себя в отдельности, он рассматривал себя с позиции человека относившегося к той или иной общности людей, к нации. Культура унифицировалась быстрыми темпами, так как развитие капиталистических отношений требовали того, теперь взгляды всего общества, одной страны, стали едиными.
Так же автор считает что, в связи с развитием индустриального общества, этнические группы людей связанные общими культурой, языком и так далее, лишаются своей “родины”, так как огромный наплыв человеческих трудовых ресурсов, людей другой этнической принадлежности, размывают сформировавшиеся когда-то в прошлом этнические границы. Все это влияет на развитие этнических конфликтов и экономическое расслоение. Национализм, по мнению автора – теория, при которой этнические сформировавшиеся границы не должны стираться, и не должны пересекаться с политическими границами государства. Так как этнические границы в большей части, много больше, нежели границы государства. И поэтому интересы не всех наций могут быть соблюдены. Существуют государства, которые, по мнению автора, не могут или не желают подавлять незаконное насилие и при этом существует как государство. Но ведь государство – это институт охраны порядка.
Теперь приверженность к национальности представляется как врожденное понятие, человек не мыслит себя без нации. Два человека принадлежат к нации, если их объединяет культура, и если они относят друг друга к этой нации.
Далее автор
рассматривает этапы
Что же касается периода индустриального общества, то оно в отличие от аграрного общества едино.
Явления, пишет
Геллнер, существуют в едином, неразрывном,
логически выстроенном
Отличие аграрного общества от индустриального в разделении труда. В среднеразвитом индустриальном обществе разделение проникало глубже, теперь к каждой специальности есть своей работник. Высокоразвитое же аграрное общество обладает более сложной системой разделения. В этот период специализированные зоны далеко удалены друг от друга. Ремесла в высокоразвитом аграрном обществе требуют более совершенного учения, в эпоху индустриального же общества, прикладные искусства весьма примитивны, считает автор. В аграрном обществе группы разбиты на взаимодополняющие, каждая занимается только своим делом, и очень зависит от другой группы, ибо ничего, кроме того, что производит, делать не умеет. В индустриальном обществе все по-другому. В этом-то и различие – в разделении труда. Образование в индустриальном обществе унифицировано. Поэтому парадоксально, среднее образование не столь престижно, потому, что одинаково, в отличие от ВУЗовского, которое позволяет развивать какие-то определенные узкоспециализированные навыки. Но именно среднее образование является фундаментом индустриального общества и позволяет без больших затрат в дальнейшем освоить различного рода профессии узкой специальности, так как индивид обладает ,уже, определенным набором умений необходимых для овладения современным профессиями. В частности именно поэтому общество, сейчас, столь мобильно и взаимозаменяемо. Образование в современном обществе, считает Геллнер, стало фактом первостепенной важности.
И так, национализм, по мнению Эрнста Геллнера, вопреки убеждениям людей, не имеет глубоких корней в человеческом сознании. Национализм – организация человеческих групп в большие, централизованно-обученные однородно-культурные общества.