Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 15:19, реферат
В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде, т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции. К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии. Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру. Магия – сами действия. Магия мыслит взаимосвязанными процессами физической, ментальной, символической и иной природы.
Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:
Возникновение науки. Наука в доисторическом
обществе и древнем мире.
В доисторическом обществе и древней цивилизации
знание существовало в рецептурном виде,
т.е. знания были неотделимы от умения
и неструктурированны. Эти знания являлись
дотеоретическими, несистематичными,
отсутствовали абстракции. К вспомогательным
средством дотеоретического знания мы
относим: миф, магию, ранние формы религии.
Миф (повествование) – рациональное отношение
человека к миру. Магия – сами действия.
Магия мыслит взаимосвязанными процессами
физической, ментальной, символической
и иной природы.
Основные идеи абстрактно-теоретического
мышления в древнегреческой философии.
В античной культуре древней Греции появляется
теоретическое, систематическое и абстрактное
мышление. В основе лежит идея особого
знания (общее знание, первое знание). У
древних греков появляется архе-первый
(начало); физис-природа (то из чего происходит
вещь). Начало у вещей одно, а природа различна.
Это были два концентрата теоретического
мышления. Там же возникли: закон идентичности,
закон исключения третьего, закон непротиворечия,
закон достаточного основания. Это систематический
подход. Первые теории создавались в философии
для нужд философии. Теория начинает соединяться
с научными знаниями во 2-м веке до н.э.
Версии возникновения теории: уникальная
экономика, греческая религия.
Этапы развития науки:
1 этап – древняя Греция – возникновение
науки в социуме с провозглашением геометрии,
как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл.
вселенную во всём многообразии).
А)работали не с реальными предметами,
не с эмпирическим объектом, а с математическими
моделями – абстракциями.
Б) Из всех понятий выводились аксиома
и опираясь на них с помощью логического
обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде
знаний. Метод познания – наблюдение.
Науч. картина мира: носит интегративный
хар-р, основана на взаимосвязи микро-
и макрокосмоса.
Филос. основания науки: Ф. – наука
наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический.
Антропокосмизм – человек есть органическая
часть мирового космического процесса.
Ч. – мера всех вещей.
2 этап – Средневековая европейская наука
– наука превратилась в служанку богословия.
Противоборство между номиналистами (единичные
вещи) и реалистами (универсальные вещи). Объект исследования – макромир
(Земля и ближ. космос).
Идеалы и нормы науки: Знание – сила.
Индуктивно эмпирический подход. Механицизм.
Противопоставление объекта и субъекта.
Науч. картина мира: Ньютоновская
классич. механика; гелиоцентризм; божественное
происхождение окр. мира и его объектов;
мир – сложно действующий механизм.
Филос. основания науки: Механистический
детерминизм. Стиль мышления – механистично
метафизический (отрицание внутреннего
противоречия)
3 этап: Новоевропейская классическая
наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир.
Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь
эмпирического и рационального уровня
познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости
объекта от субъекта. Сочетание теоретического
и практического направлений.
Науч. картина мира: формирование
частно научных картин мира (химическая,
физическая …)
Филос. основания науки: диалектика
– стиль естественнонаучного мышления.
Особенности периода:
4 этап: 20 век – набирает силу
неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро-
и мегамир. Взаимосвязь эмпирического,
рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация
науки. Повышение степени "фундаментализации"
прикладных наук.
Науч. картина мира: формирование
общенаучной картины мира. Преобладание
представления о глобальном эволюционизме
(развитие – атрибут, присущий всем формам
объективной реальности). Переход от антропоцентризму
к биосфероцентризму (человек, биосфера,
космос – во взаимосвязи и единстве).
Филос. основания науки: синергетический
стиль мышления (интегративность, нелинейность,
бифуркационность)
Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в 1724 году в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.
Естественнонаучные и
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.
Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Кант был похоронен у
Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).
I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта». Так возникают четыре рубрики:
Аналитические |
Синтетические | |
Апостериорные суждения |
невозможны |
Например: «некоторые тела тяжелы» |
Априорные суждения |
Например: «квадрат имеет четыре угла»,
«тела протяжённы» |
Например: «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками»,
«во всех телесных изменениях количество материи остаётся неизменным» |
Аналитические суждения всегда априорны:
опыт для них не нужен, поэтому
апостериорных аналитических
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», — пишет Кант.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) — вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.