Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:26, курсовая работа
Цель данной работы: на основе анализа литературы изучить историю развития современного международного календаря, существующие проекты реформы григорианского календаря, определить и указать преимущества и недостатки существующих проектов и самой реформы для мира в целом и для отдельно взятой Российской Федерации, а также сформировать собственное мнение о наиболее приемлемом проекте.
Аннотация…………………………………………………………………………….стр.3
Введение………………………………………………………………………….…...стр.5
Глава I. История развития современного календаря….………………………....стр.8
Глава II. Летосчисление в Российской Федерации………………………………стр.13
Глава III.Проекты реформирования современного календаря…………………стр.21
Глава IV.Проведение реформы: за и против………………………………….….стр.30
Заключение…………………………………………………………………………стр. 36
Приложения…………………………………………………………………...........стр.37
Список использованной литературы……………………………………….…….стр.47
Кроме того, чтобы сделать календарный год приближенным к тропическому, была изменена схема распределения високосных годов через их сокращение. Високосные года чередуются с той же частотой (1 раз в 4 года), однако каждые 400 лет выбрасываются 3 високосных года, заканчивающихся на 00 (последние года столетия), при условии, что первые две цифры года не делятся без остатка на 4. Например, 1600, 2000, 2400 гг. - високосные, а 1700, 1800, 1900 гг. – нет, так как 17,18,19 не делятся на 4 без остатка. За счёт годов, заканчивающих столетия, не кратных 4-м увеличивается разница между григорианским и юлианским календарями. Сейчас она составляет 13 дней.
Благодаря новой схеме длина среднего календарного года составила 365 дней 5 часов 49 минут 12 секунд, что больше тропического года только на 26 секунд. Григорианский календарь более точный, чем юлианский, и разница в одни сутки с тропическим годом накапливается в нём за 3323 года.
В григорианском календаре также 12 месяцев, названия их совпадают с месяцами юлианского календаря.
1.5 Распространение григорианского календаря
Григорианский календарь был сразу же введён почти во всех католических государствах Европы, чуть позже - в странах с национальными церквями (Англия, Германия). Папа Григорий XIII обращался к Константинопольскому патриарху Иеремии II (также известному как Транос) с предложением введения нового календаря и в православных странах. Однако предложение было рассмотрено, как начало новой папской экспансии на Восток, и отвергнуто, как противоречащее святоотеческим канонам празднования Пасхи. Также в 1583 г. был созван Поместный собор в Константинополе, на котором кроме Патриарха Константинопольского Иеремии II присутствовали Патриарх Александрийский Сильвестр и Патриарх Иерусалимский Софроний IV. На Поместном соборе григорианский календарь и новая католическая пасхалия были преданы анафеме, что отмечено в Соборном послании от 20 ноября 1583 г.
В странах с православными христианскими церквями ещё долго придерживались юлианского календаря, считая его более каноническим, однако к концу первой четверти XX в. и эти государства (Болгария, Россия, Сербия и другие) перешли на григорианский календарь, принятый сейчас в качестве международного.
Глава II
Летосчисление в России
2.1 Языческая система летосчисления
Изначально русская система летосчисления основывалось на счёте сезонами, что было связано с особенностями ведения быта восточнославянских племён, в частности с особенностями введения сельского хозяйства. То есть календарь восточных славян был земледельческим. С календарём было связано большое количество языческих обрядов и праздников (коляда, масленица, красная горка), позже трансформировавшихся в христианские. Один четырёхсезонный цикл восточнославянского календаря (весна, лето, осень, зима – год начинался с весны) именовался «лето». С этого слова начинались погодные записи в летописях («В лето…»). Год начинался в конце февраля - начале марта (начало года было приурочено к первому весеннему полнолунию), так как именно весной начинался годичный сельскохозяйственный цикл. Своеобразным было установление сезонных границ. Весна начиналась 25 марта и заканчивалась 24 июня, лето длилось с 24 июня до 24 сентября, осень – с 24 сентября до 25 января, зима – с 25 января до 25 марта. Отличными от современных были также и названия месяцев (январь - просинец, февраль – сечень, март - сухой, апрель – березень/берёзозол, май – травень, июнь – изок, июль – чевень/серпень, август – зарев¸ сентябрь –рюень, октябрь – листопад, ноябрь и декабрь – грудень/студень). В настоящее время языческие названия месяцев закреплены в белорусском и украинском языках.
2.2 Летосчисление после принятия христианства
Принятие христианства в 988 г. обязало Русь унифицировать систему летосчисления с христианскими государствами. На Руси распространился византийский календарь, который, будучи и Церковным календарём, упоминался в источниках так же, как «Миротворный круг», «Великий индиктион», «Церковный круг». Русско-византийский календарь представляет собой юлианский с той лишь разницей, что летосчисление ведётся от сотворения мира (5508 г. до н.э.), то есть заимствование юлианского календаря сопровождалось и заимствованием византийской мировой эры.
Были переняты римские названия месяцев, что зафиксировано во многих письменных источниках. Однако названия дней недели остались прежними и связаны они были не с астральным культом (понедельник - день Луны, суббота – день Сатурна, воскресение – день Солнца и др.), а с их порядком относительно воскресенья, имевшего название «неделя». Названия дней остались практически неизменными до наших дней и используются сейчас. Важным было и то, что был сохранён мартовский календарный стиль (год начинался 1 марта), употреблявшийся ещё несколько веков. В течение XIV-XV веков исконно славянский мартовский стиль был вытеснен византийским сентябрьским.
Также из византийской хронологии был заимствован счёт времени индиктами (15-летние циклы) и кругами солнца (28-летние циклы). Время обоими единицами отсчитывалось от сотворения мира, то есть от искусственно высчитанного 5508 г. до н.э. Выбор 15-ти и 28-ми лет не случаен. Счёт индиктами берёт своё начало в Римской империи, где каждые 15 лет проводилась переоценка имущества для установления адекватного налога. Само слово индикт также имеет латинскую этимологию («indiction» – «объявление»). В Византии эта система счёта была введена при императоре Константине 23 сентября 312 г. Из прагматических соображений в 462 г. начало индиктов было перенесено на 1 сентября. Индикты предполагают использование сентябрьского стиля. С 537 г. индикты были введены как обязательные. Счёт индиктами употреблялся во многих странах в Средневековой Европе. Годы при таком счёте указывались следующим образом: текущий год, написанный с учётом византийской мировой эры, и его номер в текущем индикте. Номер самого цикла никогда не указывался. Например, 2010 год в письменном документе выглядел бы так: «в лето 7518 индикта 3».
Существует несколько видов индиктов: греческий (константинопольский), римский (папский, первосвященнический), императорский индикты. Греческий индикт является наиболее древним. Он и использовался на Руси. Начинался он 1 сентября. Римский (папский) индикт, использовавшийся в католических странах, начинался 25 декабря или 1 января. Императорский индикт начинался 24 сентября.
Круги солнца определяются цикличным повторением порядка перемещения чисел по дням каждые 28 лет. Связано это с тем, что календарные годы не содержат целого числа недель. Так, простой год состоит из 52 недель и 1 дня, високосный – из 52 недель и 2 дней. Таким образом, простой год начинается и заканчивается одним и тем же днём, високосный начинается одним днём недели, заканчивается - следующим по порядку. Определяется круг солнца года аналогично индикту. К году добавляются 5508 лет, и получившееся число делится на 28 для определения остатка, который и указывает на номер года в цикле. К 0 г. н.э. прошло 196 полных циклов с остатком 20. Для облегчения расчётов круга солнца для даты от Рождества Христова к ней следует прибавить 20 и сумму поделить на 28. Поскольку 5508 лет содержат 196 полных кругов солнца и 20 лет. Для 2010 – (2010+20):28 = 72, 14 в остатке. Итак, круг солнца 2010 г. – 14.
Известны также были и цикл Метона, и цикл Дионисия, однако они употреблялись не столь часто, как индикты и круги солнца.
2.3 Петровская реформа календаря
20 декабря 7207 г. от сотворения мира Петром I был подписан указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Согласно указу предписывалось считать день, следующий за 31 декабря 7207 г. от сотворения мира по византийской эре, 1-м января 1700 г. от Рождества Христова - эре, вычисленной монахом Дионисием Малым в 525 г. н.э. Также было указано считать началом года 1 января. При всём том реформа Петра не уничтожила разницы между европейским и российским календарём, которая продолжала увеличиваться с течением времени. Реформа лишь установила новую эру и имела целью более способствовать культурному сближению Россию к Европе, чем полностью перевести летосчисление на европейский манер.
2.4 Попытки реформирования календаря в России
Впервые в России вопрос о введении нового стиля был поднят в 1830 г. Петербургской академией наук. Но из-за отрицательного представления предложения министром народного просвещения князем К.А. Ливеном перед Николаем I проект был отклонён.
Следующая попытка введения нового календаря была предпринята в 1864 г. астрономом, профессором Дерптского (ныне Тартуского) университета И.Г. Медлером. В своей статье «О реформе календаря» он предложил каждые 128 лет, за которые накапливается разница в 1 сутки между юлианским календарём и тропическим годом, исключать 1 сутки. Данная процедура привела бы к впечатляющей точности юлианского календаря: погрешность в сутки накапливалась бы за 90-100 тысяч лет.
О предложении Медлера заговорили в 1899 г., когда при Русском астрономическом обществе была созвана комиссия из представителей многих учреждений для обсуждения реформы календаря. Тем не менее, реформа не состоялась, как полагают, из-за мощного противостояния царских кругов, покровительствовавших Святейшему Синоду РПЦ. Вслед за Русским астрономическим обществом последовала и Императорская академия наук, учредив собственную комиссию по реформе календаря. Но заключение обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева («Считать введение неблаговременным») заставило отложить попытки реформирования.
2.5 Введение григорианского календаря в России
Календарная реформа была проведена в 1918 г. Вопрос о реформе был поставлен на заседании Совнаркома 16 ноября 1917 г. 23 января была организована комиссия для рассмотрения 2 планов, и уже 24 января был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» ( см.приложение № . Интересы Церкви при этом не учитывались. После 31 января наступило 14 февраля, а не 1. Для постепенного, не скачкообразного перехода летосчисление до 1 июля 1918 г. шло с использованием и григорианского, и юлианского календаря. В скобках около даты по григорианскому календарю указывался её эквивалент по юлианскому календарю.
Церковь продолжала использовать юлианский календарь. В 1923 г. патриархом Тихоном была предпринята попытка ведения новоюлианского календаря, который использовался Русской православной церковью всего 24 дня.
2.6 Новоюлианский календарь
После введения в 1923 г. григорианского календаря в Греции, церковные иерархи Константинопольского патриархата посчитали нужным календарь церковный привести в соответствие с календарём гражданским. В 1923 г. Константинопольским патриархом Мелетием IV Метаксакисом был созван Всеправославный конгресс, на котором не присутствовали Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский, не было также ни одного представителя от РПЦ. На конгрессе был утверждён и принят новоюлианский календарь, разработанный сербским астрономом Милутином Миланковичем. Кроме 400-летнего цикла, на котором был построен григорианский календарь, в этом календаре добавился 900-летний цикл. В течение 900 лет вычитаются 7 из 9 високосных годов, приходящихся на 00-е годы. Високосными были приняты годы, кратные 4, а также годы – окончания веков, при делении на 900 дающие остаток в 200 или 600. Новоюлианский календарь более точен, чем григорианский. Отставание в 1 сутки накапливается в нём приблизительно за 43 500 лет, поскольку его продолжительность превышает тропический год всего на 2 секунды и составляет 365 суток 5 часов 48 минут 48 секунд. Из-за совпадения календаря с григорианским до 2800 г. его зачастую считают модификацией последнего.
Новоюлианский календарь был введён в употребление РПЦ патриархом Тихоном 15 октября 1923 г. под давлением ГПУ. Однако ввиду недовольства, вызванного нововведением, действие календаря было отложено 8 ноября 1923 г. То есть новоюлианский календарь действовал 24 дня.
Новоюлианский календарь вызвал разделение православных Церквей на старостильные, следовавшие юлианскому календарю, и новостильные, принявшие новоюлианский.
2.7 Советский революционный календарь
Советский революционный календарь действовал в СССР с 1 декабря 1929 г. по 26 июня 1940 г. 1 декабря 1931 г. этот календарь был частично изменён. Новый календарь использовался параллельно с григорианским. Советский революционный календарь был связан с хозяйственными нуждами СССР и представлял собой одну из мер, способствовавших планомерному переводу предприятий и учреждений в режим непрерывного производства («непрерывка»). Неделя укорачивалась до 5 дней, 1 день был выходным, причем у всех в разные дни из-за непрерывного производства, что регламентировалось разделением рабочих и служащих на группы. Теоретически в году было 72 недели, оставшиеся 5 дней, не включённые в число недель, утверждались как праздничные. Все месяцы длились 30 дней. Однако на практике все месяцы сохраняли свою привычную длину. Праздники распределялись следующим образом: День Ленина, отмечавшийся после 30 января (по некоторым источникам – после 22 января), 2 Дня Труда после 30 апреля, 2 Индустриальных Дня после 7 ноября. В високосные годы добавлялся дополнительный день после 30 февраля. Но на практике для некоторых праздников были изменены их дни в календаре, в частности не учитывались (как рабочие) дни 22 января, 1,2 мая, 7,8 ноября, как не входящие в пятидневки.
Примечательно, что наряду с западноевропейской эрой употреблялась и революционная (7 ноября 1917 г.). Довольно часто можно было встретить фразу N-ный год социалистической революции, употреблявшуюся вплоть до 1991 г.
1 декабря 1931 г. постановлением СНК «О прерывной производственной неделе в учреждениях» была введена шестидневная неделя. Выходные дни приходились на 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяцев. Выходные были фиксированными для всех. Длительность месяцев были приведены в соответствие с григорианским календарём.
Возврат к семидневной неделе был произведён 26 июня 1940 г. Президиумом Верховного Совета СССР, который издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода служащих с предприятий и учреждений». Началом недели было принято воскресенье. Однако с 1950-х неделя начиналась с привычного для нас понедельника.
2.8 Летосчисление в современной России
В Российской Федерации летосчисление ведётся по григорианскому календарю. Однако были попытки возвращения юлианского календаря. Например, с такой инициативой выступали депутаты В.И. Алкснис, С.Н. Бабурин, И.В. Савельева и А.В. Фоменко. 15 января 2006 г. они внесли на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О возвращении Российской Федерации на летосчисление по юлианскому календарю». Депутаты обосновывают своё предложение следованием русской культурной традиции. Данный прецедент следует рассматривать, как одно из проявлений стремления покончить с советским прошлым. Однако, якобы, учитывая культурную, идеологическую сторону вопроса, сделав акцент на традиции и фундаментальные основы, депутаты совершенно упустили из вида практическую сторону дела. Как известно, григорианский календарь значительно точнее и потому удобнее, чем юлианский календарь. Законопроект предполагал введение юлианского календаря с 1 января 2008 г. Подразумевался также переходный период в 13 суток с 31 декабря 2007 г. по григорианскому календарю до 1 января 2008 г. по юлианскому. Разумеется, принятие юлианского календаря в качестве светского недопустимо.
Информация о работе Эволюция хронологических систем и глобальная реформа календаря