Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:39, статья
В том, что эпоха грюндерства представляет собой своего рода историческую загадку, сомневаться не приходится. Отсутствие конкретного периода времени, определенной территории и даже одинаковых признаков, присущих этой эпохе, создает вокруг нее атмосферу абсолютной таинственности и интриги, побуждает нас узнать о ней нечто большее, а меня в свою очередь написать эту статью и пролить свет на данную область всемирной истории. В своей статье я не планирую фокусировать внимание только на своей точке зрения, а попытаюсь рассмотреть все предложенные варианты. Должен признаться, их много. Очень.
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный
Высшая школа экономики
Факультет прикладной политологии
Направление: Реклама и связи с общественностью
Эссе
«История»
на тему:
«Статья Юлиуса Майнля об эпохе грюндерства «Berliner Allgemeine Zeitung».
Выполнила студентка
1 курса: Самоша Лиза
Проверил: Бахметьев
Ярослав Александрович
В том, что
эпоха грюндерства представляет
собой своего рода историческую загадку,
сомневаться не приходится. Отсутствие
конкретного периода времени, определенной
территории и даже одинаковых признаков,
присущих этой эпохе, создает вокруг
нее атмосферу абсолютной таинственности
и интриги, побуждает нас узнать
о ней нечто большее, а меня
в свою очередь написать эту статью
и пролить свет на данную область
всемирной истории. В своей статье
я не планирую фокусировать внимание
только на своей точке зрения, а
попытаюсь рассмотреть все
Большая часть историков склоняется к точке зрения, что Грюндерство – путь капиталистического развития страны XIX века. В течение долгого периода времени Германия довольно сильно отставала в экономическом развитии от передовых Европейских государств. Страна вступила на путь капитализации только в первой половине XIX века, после отмены крепостного права. Однако, не смотря на столь позднее вступление на капиталистическую арену и отягощение значительным грузом средневековых пережитков, не помешало Германии за невероятно короткие сроки занять первое место среди промышленных стран-лидеров. Быстрый рост торговли и промышленности обуславливался двумя важными политическим причинами: объединение Германии и ее победой над Францией (1870-1871 гг.), о чем более подробно мы поговорим далее. Кроме того, профессиональное обучение и хорошая школьная подготовка повлияли на развитие капитализма в стране и позволили обогнать таких титанов капитализма, как Англия и Франция. Так, качественное образование Германии обеспечило производство необходимыми научно-техническими кадрами, обеспечила прочный успех в делах промышленности, и ускорило технический прогресс.
С утратой
Англией своего превосходства хозяйственной
сфере она любезно передала его
в руки Германии и США, тем самым
тройка стран продемонстрировала удивительный
пример неравномерности развития капитализма.
Темпы технического прогресса не
поколебались, даже, несмотря на отрицательное
влияние низкой заработной платы
у рабочих. Конкуренция бывших промышленных
центров, с которыми столкнулась
Германия, напротив, стимулировала
прогресс, учитывая то, что узкий
внутренний рынок подталкивал
Как было упомянуто выше, развитие промышленности также увеличилось благодаря Франко-прусской войне (1870-1871 гг.). После выплаты Францией 5 млрд. контрибуции в форме репараций (полного или частичного возмещения военного ущерба), Германия мгновенно разобралась с проблемой накопления капитала. Захват Эльзаса и Лотарингии предоставлял Германии серьезные стратегические выгоды, а именно оборонительные., благодаря Вогезским горам и созданию топливно-сырьевой металлургии и химической промышленности с помощью железорудных районов Лотарингии.
Огромную роль в небывалом экономическом подъеме имело развитие железнодорожного транспорта. Именно этот факт стал важнейшим стимулом для бурного развития промышленного производства. Стремительный прогресс охватил ключевые отрасли экономики: машиностроение, металлургию, транспорт и пр.
Ускоренное строительство железных дорог началось во второй половине XIX в. Это требовало невероятных затрат и финансовых вложений на продукты тяжелой индустрии и машиностроения (рельсы, вагоны, паровозы, кирпич, каменный уголь и т. д.). Поначалу железные дороги были частными и небольшими и строились лишь для обслуживания рынков и заводов. Однако выдающийся государственный деятель Отто фон Бисмарк посчитал, что выгоднее было бы подчинить железные пути центральному управлению и монополизировать их, с целью увеличения престижа и авторитета Берлина на мировой арене.
С 1880 по 1890 год
государство выкупает частные железные
дороги и строит новые, активно эксплуатируя
их для торговли. В результате Пруссия
контролировала большую часть немецких
железных дорог, а также имела
с этого крупную прибыль. Железная
сеть по всей Европе распространилась
в минимальные сроки (1850 - 1860). Таким
образом, Германия была связана со всеми
зарубежными «соседями», что упростило
передвижение и коммуникацию в десятки
раз. Колоссальный масштаб строительства
железных дорог увеличил прежнюю
железнодорожную линию
Из-за мартовской революции 1848 года власти Австрии даже приняли решение использовать железные дороги в качестве оборонительных пунктов, которые могли бы защитить в случае необходимости богатые кварталы от рабочих. Более того, строительство железных дорог было крайне выгодно по военным причинам.
Развитие железных дорог совершило революцию с сфере сбыта и позволило организовать массовое производство за границами индустриального сектора. Оно также невероятно повлияло на изменение экономического и социального положения в стране. Увеличился рост банковского капитала путем кредитования и эмиссии ценных бумаг железнодорожных акционерных компаний. В 1911 году Германия стала крупнейшим экспортером железнодорожного оборудования. Также преуспела в машиностроительной и горнозаводской промышленности. Повысился спрос на сталь и уголь. Безусловно, это наиболее дешевый способ перевозки на далекие расстояния, что было крайне выгодно для активного развития торгового капитала и легкой промышленности.
Развитие железных дорог стало также серьезным импульсом к массовой миграции сельского населения в города, что свидетельствовало о развитии промышленности в стране и выводило Германию в ряд других индустриально развитых стран.
В эпоху Грюндерства
социальная структура Германии имела
примерно следующий вид. Городское
население преимущественно
Если трудовые отношения создавали угрозу как весьма опасные конфликты, то увеличение доли среднего класса в обществе, значительно стабилизировало его. Важно понимать, что под средним обществом понимаются не только предприниматели, но и интеллигенция. Именно в таком обществе постепенно проявляется осознание важности роли государства, веди невозможно рассчитывать на устойчивый прогресс, если государство не влияет на социальный климат.
Так же эпоху грюндерства называют периодом экономического развития Германии и Австро-Венгрии XIX века до начала экономического кризиса (1873 г.). Как я уже упоминал, указать точную дату не представляется возможным, из-за индустриализации, охватившей Европу в 40-х годах. Однако многие за точку отсчета принимают Мартовскую буржуазно-демократическую революцию 1848-1849 гг., требовавшую ликвидировать феодальные пережитки, установить гражданские права и свободы. Более того, требовалось урегулировать межэтнические противоречия многонационального государства. Так, Австрийская революция раскололась на несколько отдельных национальных революций.
Что касается
меня, то я убежден в том, что
грюндерство – это время
С началом
строительства крупных
Зарождаются новые формы производственных объединений – синдикаты, тресты, картели, которые становятся монопольными хозяевами рынка в ключевых отраслях промышленности. Основной механизм экономики – конкуренция – отложил серьезный отпечаток на многие стороны общества, такие как: социальная экономика, политика, идеология.
В годы максимального
поступления контрибуций - сумма, которую
побежденное государство
Период именно с 1871 по 1873 называют Грюндерством – «массовая организация торговых, строительных и торговых акционерных обществ, банков, кредитных и страховых компаний. Сопровождается кредитной экспансией, широкой эмиссией ценных бумаг, биржевыми спекуляциями, ажиотажем и махинациями финансовых дельцов».
В связи сумасшедшего
роста акционерных предприятий,
значительная часть из них была липовой.
Государство поддерживало коррупционные
проекты такого плана, поэтому в
стране назревало недовольство в
аграрном секторе. Фермеры требовали,
чтобы государство
Генералы, князья, графы, министры, политики, чиновники – фактически все были вовлечены в грюндерство. Захватив такие отрасли хозяйства как металлургическую промышленность, строительство и пр. Внедрение крупных капиталов в сферу производства, привело к массовому вытеснению ремесла, которое долгое время было гордостью германской промышленности. Разорение ремесленников привело к росту квалифицированной рабочей силы в фабричной промышленности. Что касается машиностроения и тяжелой промышленности, то там произошло полное вытеснение ручного труда. Таким образом, грюндерство позволило Германии превзойти все прочие экономически развитые страны мира.
Грюндерство
также называют эпохой экономического
и политического либерализма. Экономический
либерализм - направление выступает
за свободу предпринимательской
деятельности, свободу конкуренции,
право частной собственности
и невмешательства государства
в экономическую деятельность предпринимателей.
Задача государства заключается
в том, чтобы не препятствовать развитию
инициативы и предприимчивости
субъектов экономической
Невероятный прогресс в экономике и технике, как и предыдущие промышленные перевороты, завершился биржевым фиаско 1873 года, после чего настал двадцатилетний период застоя и депрессии, так называемый «грюндерский кризис».
Кризис поставил
под сомнение теорию экономического
либерализма и привёл к созданию
практических механизмов контроля и
вводу протекционистских
Кризис мощно ударил по психологии обычных людей, которые находились в ожидании обещанных богатств и процветания, а в конечном итоге остались ни с чем. Ремесленники опасались социального спада из-за конкуренции промышленного производства. В условиях недоверия и страха получил свое распространение антисемитизм (форма национальной нетерпимости к евреям, часто основанная на предубеждениях). Впервые понятие было произнесено в 1879 году.
Информация о работе Юлиуса Майнля об эпохе грюндерства «Berliner Allgemeine Zeitung»