Капиталистые крестьяне, нестяжатели, сменовеховство, местничество, секуляризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:16, контрольная работа

Описание

При Петре I обучение дворянства стало еще одной повинностью, принижавшей родовую знать и вызывавшей подспудное сопротивление. Такой же повинностью было и участие в светской жизни, посещение ассамблей, введенное в Петербурге в 1718 году. С приходом к власти Екатерины I (1725-1727) празднества оживились. Сама императрица, по описанию В. Ключевского, «вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на болезненность и излишнюю полноту, засиживаться до пяти часов утра на пирушках».

Содержание

1. Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине П. Укажите, что было общим, а что различным.
2. Капиталистые крестьяне, нестяжатели, сменовеховство, местничество,
секуляризация.
3. Иван Грозный и Андрей Курбский: два взгляда на государственное
развитие Московского царства.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент научно-технологической  политики и образования

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АЧИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

   Дисциплина:  Отечественная история

 

 

 

 

 

 

       Выполнил:

                                              Студент ____ курса _____ семестра

                                                 Специальность (код) _____________

                                                  Ф.И.О. _Бауман Татьяна Ивановна

 

                                  Проверил:_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине П. Укажите, что было общим, а что различным.
  2. Капиталистые крестьяне, нестяжатели, сменовеховство, местничество, 
    секуляризация.
  3. Иван Грозный и Андрей Курбский: два взгляда на государственное

развитие  Московского царства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине П. Укажите, что было общим, а что различным.

При Петре I обучение дворянства стало еще одной повинностью, принижавшей родовую знать и  вызывавшей подспудное сопротивление. Такой же повинностью было и участие  в светской жизни, посещение ассамблей, введенное в Петербурге в 1718 году. С приходом к власти Екатерины I (1725-1727) празднества оживились. Сама императрица, по описанию В. Ключевского, «вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на болезненность и излишнюю полноту, засиживаться до пяти часов утра на пирушках». Огромную роль сыграл переезд двора из все еще строившегося Петербурга в Москву, средоточие дворянских усадеб. Произвести впечатление на императрицу и окружавших ее членов Верховного тайного совета, а также их родственников, стремились многие. Карьера и благосостояние зависели от этого в такой же мере, как при Петре I - от доблестной военной службы.  

В новых условиях знать  создала особые, предназначенные  для нее учебные заведения  и стремилась приспособить их не только для нужд государства, но и для обучения нормам светской жизни. Это стало возможным в 1731 году, когда был основан Кадетский корпус, имевший хорошее финансирование и призванный выпускать офицеров. Но фактически параллельно с падением интереса дворянства к военной службе, где все лучшие места занимали немцы, корпус стал приобретать значение учебного заведения, ориентированного на подготовку не столько офицеров армии, сколько галантных кавалеров. Уже при его основании было предусмотрено обучение фехтованию, иностранным языкам, истории, танцам, музыке «и прочим полезным наукам», перечисленным в популярном тогда руководстве для молодежи «Юности честное зерцало» (1717), которое уже при Петре I выдержало три издания. В 1733 году при ревизии корпуса выяснилось, что подавляющее большинство слушателей занимается, кроме обязательных дисциплин, в основном указанными «галантными науками» - немецким языком (237 чел.), танцами (110 чел.) и фехтованием (47 чел.). Демократ Ключевский писал, что в этих условиях любой дворянин хотел «стать лощеным светским фатом и придворным пройдохой».  

Отчасти это было верно, но не менее прав был и Г. Плеханов, когда указывал, что уравнивание  Петром I дворянства с остальными сословиями в тяготах службы и учебы - шаг  отнюдь не демократический. Более того, движение от деспотии к демократии заключается именно в том, что свободными сначала становятся представители элиты, аристократы. Светская жизнь, постепенно теряя черты принудительности, приобретала характер борьбы дворянских партий за влияние на очередную императрицу, и связанная с ней система образования и воспитания выражали именно эту тенденцию, ведущую к культурной, а затем к политической и социальной модернизации.  

Общее:

1. Дворянство-главный объект забот и пожалований.

2.Обладало монополией на землю и крестьян.

Различия:  
Пётр I:

1. Принцип чиновной, бюрократической выслуги.

2. Обязательная служба.

3. Подвергалось телесным наказаниям.

4. Конфискация имений осужденных.

Екатерина I:

1. Свобода от обязательной службы.

2. Отменены телесные наказания.

3. Отменена конфискация  имений осужденных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Капиталистые крестьяне, нестяжатели, сменовеховство, местничество, секуляризация.

 

"Капиталистые  крестьяне" - во второй пол.XVIII в. в результате процесса расслоения среди крепостных крестьян появляются богатые, имеющие крупные капиталы (от 50 до 120 тыс.руб.). Особенно этот процесс ускорился после манифеста Екатерины II от 17 МР 1775 о свободном заведении промышленных предприятий.

Эти "капиталистые" крестьяне владели мануфактурами, вели крупную торговлю. "Они, - писал о крестьянах министр финансов Гурьев, - занимаются всякого рода торгами во всём государстве, вступают под именем и по кредиту купцов или по доверенности дворян в частные и казённые подряды, поставки и откупа, содержат заводы и фабрики, трактиры, и постоялые дворы, и торговые бани, имеют речные суда и производят рукоделья и ремёсла наёмными людьми". Значительная часть доходов "капиталистых" крестьян шла пользу помещика. В манифесте Александра I от 7 АВ 1801 говорилось: "Кто изобретёт новую полезную машину, заведёт фабрику в новом роде или в лучшем устройстве с большим действием или меньшим расточением сил и, наконец, всяк, кто представит по этим предметам сочинение, на твёрдом умозрении и опыте основанное, да будет удостоверен в достойном возмездии и награде пользам изобретений его соразмерной".


Нестяжатели - противники церковного землевладения в России (конец XV - начало XVI веков). Широкое недовольство церковью, в частности стяжанием е. земель и других богатств, выступления против церкви еретиков вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе них стоял Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Когда великокняжеская власть на церковном соборе (1503) поставила вопрос о секуляризации церковных земель, что могло бы ослабить материальные средства церкви, сопротивлявшейся укреплению власти великого князя, и создать резерв земель, необходимых для раздачи дворянству, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако иосифляне отстояли право церкви на земельную и другую собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив ее земли и получив ее поддержку в борьбе с крупными феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Нила и нестяжателей на церковном соборе (1531). Идеи нестяжателей иногда использовались феодальной оппозицией. К середине XVI века религиозно-политическая борьба иосифлян и нестяжателей стала уступать место сочетанию элементов нестяжательства и иофислянства в произведениях ряда публицистов, обосновавших идею союза светской и духовной власти (Сильвест и др.). Идеи нестяжателей оказали влияние на формирование воззрений Феодосия Косого, Артемия и других еретиков середины XVI века.

Сменовеховство, общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20-х гг. 20 в., которое выражало буржуазно-реставраторскую идеологию новой (нэпманской) буржуазии в России. Термин "сменовехоство» произошёл от названия сборника "Смена вех", выпущенного летом 1921 в Праге группой кадетско-октябристских деятелей (Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Чахотин, Ю. Н. Потехин). Сменовеховцы имели в 1-й половине 20-х гг. до 10 печатных изданий, среди них: журнал "Смена вех" (Париж, 1921—22), газета "Накануне" (Берлин, 1922—24) и др. Сменовеховство зародилось в условиях перехода Советской России к мирному строительству. Социальной основой сменовеховства явилось некоторое оживление капиталистических элементов в Советской стране в связи с введением новой экономической политики (нэп), которую сменовеховцы рассматривали как возврат к капитализму, как начало перерождения Советского государства. Главными направлениями сменовеховства были:

  • призыв к объединению новой буржуазии с буржуазными специалистами,
  • идея государственного переворота,
  • великодержавно-шовинистическая трактовка образования СССР и др.

Сменовеховцы призывали  буржуазную интеллигенцию к сотрудничеству с Советской властью в надежде на перерождение Советского государства. Сменовеховство вызывало враждебное отношение той части буржуазно-помещичьих политиканствующих верхов белой эмиграции, которая ждала повторения антисоветской интервенции и готовила вооруженные выступления внутри Советской республики. Оно свидетельствовало об ослаблении антисоветского лагеря, разложении белой эмиграции, способствовало возвращению ряда представителей буржуазной интеллигенции на родину. Идеология сменовеховства, по словам В. И. Ленина, выражала "... настроение тысяч и десятков тысяч всяких буржуев или советских служащих, участников нашей новой экономической политики" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 94). В. И. Ленин характеризовал выступление сменовеховцев как "предостережение нам со стороны буржуазии..." (там же, с. 60). Отношение к сменовеховству Коммунистической партии было определено Двенадцатой Всероссийской конференцией РКП в резолюции "Об антисоветских партиях и течениях" (август 1922). Отметив объективно прогрессивную роль сменовеховства, сплотившего группы эмиграции и русской интеллигенции, готовые работать с Советской властью, резолюция указывала также на буржуазно-реставраторские тенденции сменовеховства. (см. "КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 2, 1970, с. 393). Коммунистическая партия, разоблачив классовую сущность сменовеховства, сумела использовать это течение для привлечения на свою сторону определённой части буржуазной интеллигенции, 13-й (1924) и 14-й (1925) съезды Коммунистической партии призывали решительно бороться с идеологией сменовеховства. Идейно-политическое преодоление сменовеховства — результат коренных социально-экономических преобразований в стране и решительная борьбы Ленина, Коммунистической партии против буржуазно-реставраторской идеологии. Победа социализма, полная ликвидация капиталистических элементов в СССР лишили сменовеховства социальной опоры.

Местничество, система феодальной иерархии в Русском государстве в 15—17 вв. Название " местничество" произошло от обычая считаться "местами" на службе и за государевым столом. Тот из феодалов, который считал своё происхождение более древним, благородным и знатным либо личные свои заслуги значительными, занимал место ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации. Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогическом сведений приводили к частым спорам и распрям по поводу местничества, которые разбирали царь и Боярская дума. В 1-й половине 16 в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины 16 в. местничество проникает в среду дворян, а в 17 в. даже в среду гостей и городовых чинов. В силу местничества люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время местничество открывало возможности для занятия высших служебных постов людям из знатных фамилий, не обладавшим личными достоинствами. Развитие в России абсолютизма, одним из принципов которого являлось создание бюрократического аппарата, подчиняющегося центральной власти и противостоящего носителям феодальной раздробленности, вело к вытеснению местничества. Князья и бояре, напротив, были заинтересованы в сохранении местничества, распространявшего их прежне привилегии на дворян и служилых людей. Интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, также вынуждали отменить местничество, которое и было ликвидировано решением земского собора 1682.

В переносном смысле местничество — соблюдение узкоместных интересов, наносящих ущерб общему делу.

Секуляризация (франц. secularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский), антихристианская политика российских императоров XVIII в. (прежде всего Петра I и Екатерины II), направленная на ослабление духовного влияния Православной Церкви и обращение ее имущества в светскую собственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Иван Грозный и Андрей Курбский: два взгляда на государственное развитие Московского царства.

В 1560 г. Избранная рада прекратила свое существование. До сих  пор не выяснен до конца вопрос: что послужило этому причиной? Может быть, одним из ответов является известный спор между Иваном IV и князем-беглецом Андреем Курбским. Знатный ярославский князь, заслуженный воевода, государственный советник, личный и доверенный друг царя, который входил в Избранную раду, он в апреле 1564 г., в один из самых трудных для России моментов Ливонской войны, бежал в стан неприятеля к Сигизмунду II Августу. Историки называют несколько причин такого поступка. Сам же Курбский в своих гневно-обличительных посланиях, направленных царю, упрекает его в страшных жестокостях по отношению к людям ему близким и преданным, в том, что царь, “вымышляя клевету”, различными муками истязал души верных “предстателей отечества”. По мнению Курбского, царь, должен прислушиваться к мнению мудрых советников, воздавать по заслугам тем, кто “пылали усердием к Царю и отечеству”. Царь в столь же гневном ответе Курбскому клеймит изменника, заявляет о неограниченности своей власти, полученной от Бога. “Доселе Владетели Российские были вольны, независимы: жаловали и казнили своих подданных без отчета. Так и будет!..”

Можно выделить несколько  причин распада Избранной рады, но все они сводятся к личностным чертам Ивана IV:

    • деспот Иван IV хотел править единолично, не имея рядом советников, которые стесняли его;
    • царь не доверял окружению;
    • Иван IV не умел терпеливо ждать, когда его политика принесет результаты, а советники предлагали путь медленных, постепенных реформ.

 

Список использованной литературы

  1. Анисимов Е. В. Женщины на русском престоле. СПб., 1997.  
  2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Кн. 1-3.  
  3. Соловьев СМ. История России с древнейших времен. В 15 кн. М., 1962-1966.
  4. Андрей Каравашкин: Жизнь и борьба идей в XVI веке

Информация о работе Капиталистые крестьяне, нестяжатели, сменовеховство, местничество, секуляризация