Казачество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:06, реферат

Описание

История донских казаков – это обширное, почти четырёхвековое поле жизни и борьбы особой общности некогда вольных людей, так до сих пор до конца и не “распаханное” ни историками, ни литераторами. Подобным вот образом распоряжается судьба. Правда, историческая литература о донцах создана, но она не богата и носит, так сказать, большей частью фрагментальный характер: написаны сотни книг, монографий, статей, но в массе своей они посвящены воинским подвигам и ратной доблести казачества.

Работа состоит из  1 файл

История родного края.docx

— 37.90 Кб (Скачать документ)

Введение

 История донских казаков – это обширное, почти четырёхвековое поле жизни и борьбы особой общности некогда вольных людей, так до сих пор до конца и не “распаханное” ни историками, ни литераторами. Подобным вот образом распоряжается судьба. Правда, историческая литература о донцах создана, но она не богата и носит, так сказать, большей частью фрагментальный характер: написаны сотни книг, монографий, статей, но в массе своей они посвящены воинским подвигам и ратной доблести казачества.

О происхождении  и развитии общности донских казаков  высказано не мало научных и менее научных взглядов и суждений. Каждая эпоха общественного бытия, как это и не парадоксально, имела свои взаимоотношения с казачеством и оценки его прошлого.

 

Глава 1. Казачество

Современная наука утверждает, что казачество – это этносоциальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар и других народов, как отдельные субэтносы своих народов в единое целое.

 

1.1 Общие данные 

Общественная  организация, быт, культура, идеология, поведенческие стереотипы, фольклор этого уникального и самобытного  свободного “войского товарищества” всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других регионах страны. В силу специфических черт и исполняемых функций имелась даже определенная отчужденность казачества от остального населения.

Казачество  возникло в 14 веке в результате особых условий на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Великим княжеством Литовским, Польшей  и татарским ханством. Процесс  зарождения происходит после распада  Золотой Орды в постоянной борьбе с многочисленными противниками вдали от развитых культурных центров.

1.2 Кто такие казаки

Нет полного  единодушия и в толковании самого термина “казак” (по-украински “козак”). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги,х(к)азары), от принятого в Российской империи наименования современных казахов – кайсаки. Существовали и другие филологические объяснения: от турецкого слова “каз” (гусь), от монгольских слов “ко” (броня, защита) и “зах” (рубеж) – то есть защитник границы. Все же большинство специалистов сходятся во мнении, что термин пришел с востока и он, скорее всего, тюрского происхождения, с характерным для этих языков окончанием “ак”. В русском языке слово “казак”, впервые упомянутое в летописи под 1444 годом, означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств. 

 

1.3 Казачьи войска

 Запорожское войско

Днепровские казаки образовали Запорожскую сечь (ок. 1553 или 1556 года), которая по официальной версии считается старейшим из всех казачьих формирований.

Основанное  на территории нынешней Украины, не входившей тогда официально в состав польского государства, несмотря на первоначальную независимость, Запорожское войско с 1572 года стало все больше и больше подпадать в определенную вассальную зависимость от Речи Посполитой. В 16 веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая. Среди реестровых казаков выделяются также панцирские казаки, занимавшие нишу средней кавалерии — легче Крылатских Гусар, но тяжелее обычных реестровых казачьих войск.

В дальнейшем, политическое и религиозное давление со стороны Польши привело к параллельному  существованию реестрового казачества, официально состоявшего на службе у польского короля, и нереестрового, которое королевская власть постоянно старалась безуспешно ликвидировать, но, фактически, не могла никак контролировать. Такое противодействие нереестрового казачества и официальной королевской власти на фоне общего притеснения как неказацкого крестьянского населения Украины, так и реестрового казачества, привело в итоге к возникновению национально – освободительной войны против польского господства, и к образованию независимого государства на территории, практически, всей современной Украины, что в корне изменило геополитический баланс Восточной Европы. Однако, вскоре после завоевания независимости, казаки повернулись к России, и решили просить ее принять Запорожское казачество в свой состав. Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение:

«гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять»

 

Что и  закрепила окончательно 8 января 1654 года Переяславская рада. После длительного периода номинальной зависимости от Речи Посполитой, Запорожское войско (вместе со значительной частью Украины /тогда — Малая Русь/) официально вошло в состав Русского царства.

Однако, казацкая старшина часто враждовала между собой в борьбе за ту или иную власть, должности, используя для этого взаимные обвинения и прибегая к репрессивному аппарату государства. Нередки были и реальные злоупотребления своими полномочиями.

В итоге, Запорожская сечь была разрушена, а Запорожское войско расформировано Екатериной 2-ой в 1775 году. Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую сечь, часть сохранила казачий статус, но была переселена впоследствии на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско.

 

 

 

 Донское войско

Появление значительного количества казачьего  населения в низовьях Волги и Дона на рубеже XV—XVI вв. историк Е.П.Савельев связывает с беженцами из Хлыновской земли после завоевания ее в 1489 году Московским княжеством и из Великого княжества Рязанского, в связи с присоединением его в 1520 году к Москве. Однако, согласно Е. П. Савельеву, этим переселением был завершен многовековой «круговорот» части коренного казачьего населения приазовья и Дона, покинувшего в XIII веке исконные территории и переселившегося в Новгородские и Вятские земли.

Донские казаки начали систематическую колонизацию окраин России (часто в союзе с Россией), заселив низовья Волги, Яика и Терека. Официальное сотрудничество с Русским царством донские казаки начали в качестве союзников, завоевав Астраханское и Казанское ханства, и, образовав Войско Донское, продолжили впоследствии, участвуя, к примеру, в Ливонской войне. В последующем, казаки стали основой новых войск Русского царства. Усилиями казачьих дружин к России были также присоединены обширные территории Сибири.

До конца 16 века Донское казачье войско было абсолютно независимым и до 1716 года Царство Русское вело отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ (то есть, говоря современным языком, через «министерство иностранных дел»), как со всеми другими самостоятельными государствами.

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу  в 1671 году, а с 1721   года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной.

 

 

 Яицкое казачье войско

Еще в  конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.

Впоследствии, после подавления восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральс (был переименован и еще целый ряд населенных пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.

В XVI и XVII вв. казаки формировались из состава сторожевой и станичной служб. Казаки, проживавшие в это время на территории Царства Русского, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками — Малороссийский приказ.

В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Исетское, Оренбургское (1748), Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска.

Одним из самых молодых являлось Семиреченское казачье войско, образованное во второй половине XIX века и которое квартировалось на территории современного Казахстана.

К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:

1.  Донское казачье войско, старшинство – 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая);

2.  Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане);

3.  Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан);

4.  Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская);

5.  Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 – Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России;

6.  Забайкальское казачье войско, 1655 (Читинская, Бурятия);

7.  Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия);

8.  Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская);

9.  Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская);

10.  Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский);

11.  Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский).

Помимо отличий в форме между  различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров, шаровар и лампасов с околышами фуражек:

1.  Амурские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;

2.  Астраханские казаки – синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем;

3.  Волжские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;

4.  Донские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;

5.  Енисейские казаки – мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем;

6.  Забайкальские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;

7.  Кубанские казаки – чёрная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, чёрные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло-синие;

8.  Оренбургские казаки – тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем;

9.  Сибирские казаки – мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем;

10.  Терские казаки – чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем;

11.  Уральские казаки – синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем;

12.  Уссурийские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем.

Глава 2. Казачество в России сегодня

Казаками  считают себя около 7 млн. человек  в России и ближнем зарубежье.

Органы  законодательной и исполнительной власти Российской Федерации уделяют  внимание реабилитации репрессированного  российского казачества, подвергшегося  массовому красному террору в ходе которого репрессии проводились в форме расказачивания. Хотя надо признать, что принятых мер явно недостаточно.

16 июля 1992 г.: Верховный Совет Российской Федерации, основываясь на данной декларации и нормах международного права, издает Постановление №3321-1 «О реабилитации казачества», дополняя тем самым вышеуказанные законодательные акты в области данной репрессированной культурно-этнической общности. Законодательный акт отменил «как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер» (ст. 1 Постановления).

Ранее, 15 июня 1992 года издается Указ Президента РФ «О мерах по реализации закона Российской Федерации “О реабилитации репрессированных народов” в отношении казачества», постановивший «осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей в целях его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей».

Информация о работе Казачество