Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:06, реферат
История донских казаков – это обширное, почти четырёхвековое поле жизни и борьбы особой общности некогда вольных людей, так до сих пор до конца и не “распаханное” ни историками, ни литераторами. Подобным вот образом распоряжается судьба. Правда, историческая литература о донцах создана, но она не богата и носит, так сказать, большей частью фрагментальный характер: написаны сотни книг, монографий, статей, но в массе своей они посвящены воинским подвигам и ратной доблести казачества.
Введение
История донских казаков – это обширное, почти четырёхвековое поле жизни и борьбы особой общности некогда вольных людей, так до сих пор до конца и не “распаханное” ни историками, ни литераторами. Подобным вот образом распоряжается судьба. Правда, историческая литература о донцах создана, но она не богата и носит, так сказать, большей частью фрагментальный характер: написаны сотни книг, монографий, статей, но в массе своей они посвящены воинским подвигам и ратной доблести казачества.
О происхождении и развитии общности донских казаков высказано не мало научных и менее научных взглядов и суждений. Каждая эпоха общественного бытия, как это и не парадоксально, имела свои взаимоотношения с казачеством и оценки его прошлого.
Глава 1. Казачество
Современная наука утверждает, что казачество – это этносоциальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар и других народов, как отдельные субэтносы своих народов в единое целое.
1.1 Общие данные
Общественная
организация, быт, культура, идеология,
поведенческие стереотипы, фольклор
этого уникального и
Казачество возникло в 14 веке в результате особых условий на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Великим княжеством Литовским, Польшей и татарским ханством. Процесс зарождения происходит после распада Золотой Орды в постоянной борьбе с многочисленными противниками вдали от развитых культурных центров.
1.2 Кто такие казаки
Нет полного единодушия и в толковании самого термина “казак” (по-украински “козак”). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги,х(к)азары), от принятого в Российской империи наименования современных казахов – кайсаки. Существовали и другие филологические объяснения: от турецкого слова “каз” (гусь), от монгольских слов “ко” (броня, защита) и “зах” (рубеж) – то есть защитник границы. Все же большинство специалистов сходятся во мнении, что термин пришел с востока и он, скорее всего, тюрского происхождения, с характерным для этих языков окончанием “ак”. В русском языке слово “казак”, впервые упомянутое в летописи под 1444 годом, означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.
1.3 Казачьи войска
Запорожское войско
Днепровские
казаки образовали Запорожскую сечь (ок. 1553
Основанное на территории нынешней Украины, не входившей тогда официально в состав польского государства, несмотря на первоначальную независимость, Запорожское войско с 1572 года стало все больше и больше подпадать в определенную вассальную зависимость от Речи Посполитой. В 16 веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая. Среди реестровых казаков выделяются также панцирские казаки, занимавшие нишу средней кавалерии — легче Крылатских Гусар, но тяжелее обычных реестровых казачьих войск.
В дальнейшем,
политическое и религиозное давление
со стороны Польши привело к параллельному
существованию реестрового
«гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять»
Что и закрепила окончательно 8 января 1654 года Переяславская рада. После длительного периода номинальной зависимости от Речи Посполитой, Запорожское войско (вместе со значительной частью Украины /тогда — Малая Русь/) официально вошло в состав Русского царства.
Однако, казацкая старшина часто враждовала между собой в борьбе за ту или иную власть, должности, используя для этого взаимные обвинения и прибегая к репрессивному аппарату государства. Нередки были и реальные злоупотребления своими полномочиями.
В итоге, Запорожская сечь была разрушена, а Запорожское войско расформировано Екатериной 2-ой в 1775 году. Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую сечь, часть сохранила казачий статус, но была переселена впоследствии на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско.
Донское войско
Появление
значительного количества казачьего
населения в низовьях Волги и
Донские
казаки начали систематическую колонизацию
окраин России (часто в союзе с Россией),
заселив низовья Волги, Яика и Терека. Официальное
сотрудничество с Русским царством донские
казаки начали в качестве союзников, завоевав Астраханское и
До конца 16 века Донское казачье войско было абсолютно независимым и до 1716 года Царство Русское вело отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ (то есть, говоря современным языком, через «министерство иностранных дел»), как со всеми другими самостоятельными государствами.
Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной.
Яицкое казачье войско
Еще в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, как и донские казаки, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского царства (например, из Хлыновской земли), а также, благодаря миграции казаков с низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Все казаки имели подушевое право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со второй половины XVI века русское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 1718 году правительство назначило атамана Яицкого казачьего войска и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату на прежнее место жительства. В 1720 году произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и замене выборного атамана назначенным. В 1723 году волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена, после чего войско оказалось разделённым на старшинскую и войсковую стороны, в которой первые держались линии правительства, как гарантирующего их положение, вторые требовали вернуть традиционное самоуправление. В 1748 году была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение.
Впоследствии, после подавления восстания Пугачева в котором яицкое казачество приняло активное участие, в 1775 году Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральс (был переименован и еще целый ряд населенных пунктов), даже река Яик была названа Уралом. Уральское войско окончательно утратило остатки былой автономии.
В XVI и XVII вв. казаки формировались из состава сторожевой и станичной служб. Казаки, проживавшие в это время на территории Царства Русского, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками — Малороссийский приказ.
В первой
половине XVIII века были созданы новые казачьи
войска: Исетское,
Одним из
самых молодых являлось
К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:
1. Донское казачье войско, старшинство – 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая);
2. Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане);
3. Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан);
4. Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская);
5. Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 – Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России;
6. Забайкальское казачье войско, 1655 (Читинская, Бурятия);
7. Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия);
8. Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская);
9. Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская);
10. Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский);
11. Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский).
Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров, шаровар и лампасов с околышами фуражек:
1. Амурские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;
2. Астраханские казаки – синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем;
3. Волжские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон красный с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;
4. Донские казаки – синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем;
5. Енисейские казаки – мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем;
6. Забайкальские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем;
7. Кубанские казаки – чёрная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, чёрные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло-синие;
8. Оренбургские казаки – тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем;
9. Сибирские казаки – мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем;
10. Терские казаки – чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем;
11. Уральские казаки – синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем;
12. Уссурийские казаки – тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем.
Глава 2. Казачество в России сегодня
Казаками считают себя около 7 млн. человек в России и ближнем зарубежье.
Органы
законодательной и
16 июля 1992 г.: Верховный Совет Российской Федерации, основываясь на данной декларации и нормах международного права, издает Постановление №3321-1 «О реабилитации казачества», дополняя тем самым вышеуказанные законодательные акты в области данной репрессированной культурно-этнической общности. Законодательный акт отменил «как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 года, в части, касающейся применения к нему репрессивных мер» (ст. 1 Постановления).
Ранее, 15 июня 1992 года издается Указ Президента РФ «О мерах по реализации закона Российской Федерации “О реабилитации репрессированных народов” в отношении казачества», постановивший «осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей в целях его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей».