Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:25, реферат
1. Новый этап переселенческой политики
2. Национально-освободительное движение казахов в начале XX века
3. Развитие промышленности и рабочее движение в Казахстане
4. Население Казахстана в начале XX века
КАЗАХСТАН
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Вопросы:
1. Новый этап переселенческой политики
2. Национально-освободительное движение казахов в начале XX века
3. Развитие
промышленности и рабочее
4. Население
Казахстана в начале XX века
1. Новый
этап переселенческой политики
Развитие капитализма в сельском хозяйстве Казахстана пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов. Новый размах получило переселение крестьян из центральных губерний в национальные окраины.
В 1901 г. царским правительством был издан закон об отводе казенных земель частным лицам. Под казенными землями подразумевались и земли казахов, объявленные государственной собственностью еще во время реформы 1867—1868 гг. В 1904 г. было образовано Переселенческое управление, ведавшее всеми делами по переселению крестьян из центра России на окраины.
6 июня
1904 г. царское правительство
Столыпинская реформа. Одной из основных задач первой русской революции было разрешение аграрного вопроса в стране. После поражения революции царизм стремился разрешить этот вопрос путем реформ, то есть, сохраняя власть и землю в руках помещиков, устранить причины кризиса в аграрных отношениях.
Автором
реформ по аграрному вопросу был
министр сельского хозяйства
царского правительства П. Столыпин. Реформы
были направлены на разрушение сельской
общины и формирование социального слоя
собственников в деревне. Однако при сохранении
помещичьего землевладения вставал вопрос
о новых землях для крестьян. В связи с
этим начался новый этап переселения русских
и украинских крестьян на земли Казахстана.
В начале
XX века переселение крестьян из внутренних
губерний царской России в казахскую
степь приняло большой размах.
Так, с 1906 по 1912 гг. в Акмолинскую, Торгайскую,
Уральскую и Семипалатинскую области
переселилось свыше 430 тысяч хозяйств.
Годы Хозяйства
1906 25100
1907 81300
1908 80159
1909 67097
1912
41077
Столыпину
необходимы были данные об “излишках”
земель в Казахстане. С целью выявления
“свободных земель” проводилось обследование
казахского хозяйства. Преследуя
колонизаторские цели,
подхлестываемые царским
правительством и наплывом
переселенцев, статисты
и землеустроители под
видом излишков отбирали
у коренного населения
лучшие земли, не обращая
внимания на нужды казахского
хозяйства, не вникая
в его особенности. Массовое переселение
крестьян из Центральных губерний России
на территорию Казахстана привело к тому,
что огромные плодородные участки были
переданы на пользование крестьянам, а
казахи вытеснены на пустынные и полупустынные
регионы Центрального и Южного Казахстана.
Некоторая часть населения, оставив этническую
родину, вынуждена была откочевать в пределы
соседних стран.
В 1906—1912 гг. статистическими экспедициями, руководимыми П.Скрыплевым и П.Румянцевым, были обследованы казахские хозяйства в Сырдарьинской и Семиреченской областях. Материалы экспедиции изданы в Ташкенте в 1908—1913 гг. в 8-ми томах. В 1904—1911 гг аналогичная экспедиция, руководимая П. Хворостинским, В. Кузнецовым и А. Переплетчиковым, провела статистическое обследование Торгайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. Материалы в 13-ти томах опубликованы в 1909—1913 гг.
Опираясь
на данные статистических
экспедиций 1907—1912 гг.,
российское правительство
в особенно больших
масштабах проводило
массовое изъятие земель
у казахов. Переселенческий
земельный фонд создавался
путем насильственного
изъятия главным образом
уже освоенных казахами
земель, имевших оросительные
системы, лесонасаждения,
постройки. Результатом
переселенческой политики
царизма было массовое
обезземеливание и разорение
трудящихся масс казахов,
усиление колониального
гнета.
Политика
Столыпина, в частности массовое
переселение крестьян, способствовала
дальнейшему обострению аграрного
кризиса.
Рост
помещичьего и кулацкого
В
результате переселенческой
политики царское правительство
создало себе в Казахстане
опору в лице кулаков-колонизаторов.
Осенью 1910 г. было принято решение об отводе
кулацким хозяйствам в Сибири и Казахстане
переселенческих участков под единоличное
владение. В марте 1911 г. министерство земледелия
издало особые инструкции, по которым
переселенческие управления могли создать
участки, удобные для единоличного владения.
Только в 1911 г. в Тургайской, Акмолинской
и Семипалатинской областях был образован
431 участок для единоличного пользования
и 919 хуторских участков.
Однако
не все переселенцы приживались
на новом месте. Значительная часть
их вынуждена была вернуться обратно.
Ежегодно в Россию из Сибири и Казахстана
возвращалось от 40 до 110 тысяч семей
переселенцев, значительную часть которых
составляли “возвращенцы” из Казахстана.
Крестьянское движение не прекращалось.
Все это являлось свидетельством краха
столыпинской аграрной политики. Обезземеливание
казахов привело к обострению положения
в Казахстане и новому подъему национально-освободительного
движения.
2. Национально-освободительное
движение казахов в
начале XX века
В начале
XX века казахи, обреченные колониальной
политикой царизма на нищету, почувствовали
угрозу даже своему существованию как
этносу. Это вызвало новый подъем национально-освободительного
движения, идущего по двум направлениям.
Традиционалистское и панисламистское
направление (Панислами́зм
(др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam — «ислам»)
— религиозно-политическая идеология,
в основе которой лежат представления:
о духовном единстве мусульман всего мира
вне зависимости от социальной, национальной
или государственной принадлежности;
и о необходимости их политического объединения
под властью высшего духовного главы (халифа)), связанное с мусульманским
движением Средней Азии, пользовалось
огромной поддержкой духовенства и национальной
интеллигенции Южного Казахстана. Пантюркистское
и модернистское направление базировалось
на идеях тюрко-мусульманского единства
и поддерживалось интеллигенцией и молодой
казахской буржуазией.
Казахское байство, приспосабливая свое хозяйство к требованиям рынка, постепенно изменяло свою экономическую природу. Одновременно занималось и товарным скотоводством, земледелием и торговлей.
Появились
казахские купцы-
Летом
1905 года освободительное движение начинает
приобретать новые формы. В степи
начали организовываться митинги по
случаю ярмарок, появились политические
статьи на страницах русских и казахских
газет.
Подъем
национально-освободительной
прекращение
переселения крестьян из
организация отдельного духовного управления для казахов;
отмена цензуры;
введение официального делопроизводства на казахском языке: введение суда присяжных;
участие
казахских депутатов в работе совещания
по разработке проекта о созыве Государственной
Думы.
В конце
1905 г. в г. Уральске состоялся Первый
общеказахский съезд, поставивший
задачу создания казахской национальной
политической партии. Казахская партия
должна была стать филиалом кадетской
партии, однако более радикальной и отражающей
интересы коренного населения края. Во
главе национально-освободительного движения
встали лучшие представители казахской
интеллигенции: Алихан Бокейхан, Миржакып
Дулатулы, Бакытжан Каратай (Каратаев),
Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокайулы
(Чокаев), Ахмет Байтурсын (Байтурсунов)
и др.
Царское
правительство, обеспокоенное консолидацией
казахской оппозиции, начало репрессии
против ее руководителей. В январе 1906
г. был арестован А. Бокейхан, направлявшийся
в Семипалатинск для подготовки второго
общеказахского съезда. Съезд тем не менее
состоялся в феврале того года, на нем
присутствовало 150 делегатов. На съезде
была одобрена программа российских кадетов,
в которой содержались и требования признания
всех земель Казахстана собственностью
казахского народа, принятия закона об
открытии школ, медресе и университета,
прекращения переселения крестьян.
Однако
эти требования не получили поддержки
в руководстве партии кадетов, хотя
А.Бокейхан входил в состав центрального
комитета этой партии. Репрессии и аресты
не позволили казахским патриотам образовать
свою политическую партию, но политическая
борьба продолжалась по двум налравлениям.
Казахские депутаты стали активно использовать
трибуну Государственной Думы, появилась
казахская политическая пресса.
В состав
1 и 2 Думы были избраны и депутаты
от казахских областей, в том числе
освобожденный из Павлодарской тюрьмы
А.Бокейхан, Ш.Кожагулулы, Б.Каратай. Они
выступили за новую аграрную реформу,
пересмотр переселенческой политики.
На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратай
сделал доклад о влиянии переселения на
хозяйство казахов. Когда председательствующий
прервал депутата, Каратай сделал знаменитое
заявление о том, что казахи поддерживают
любое российское оппозиционное движение,
выступающее за конфискацию “частновладельческих
земель для удовлетворения крестьянского
земельного голода”. Однако предложения
казахских депутатов остались без ответа.
Более того, по новому избирательному
закону от 3 июня 1907 г. народы Средней Азии
и Сибири вообще были лишены депутатских
мест в Думе. После этого начались новые
репрессии против лидеров освободительного
движения казахов. В 1908 г. вторично был
арестован А. Бокейхан, а в июле 1909 г. —
А. Байтурсын. В 1910 г. он был освобожден,
но выслан из пределов казахских областей.
Политическая пресса
Полицейский террор, начавшийся в 1908 г., не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.
Однако
теперь оно развивалось в основном
по линии политической прессы. Так,
в 1911 г. были созданы сразу два печатных
органа. В январе в типографии “Энергия”
в Троицке появился ежемесячный журнал
“Айкап”, издаваемый Мухаметжаном Сералиулы
и Еркемом Алимулы. Журнал был крайне модернистского
толка, испытывал на себе влияние революционного
панисламизма и пантюркизма, открыто и
резко выступал против царизма и русского
присутствия в степи.
В марте
1911 г. вначале в Ханской ставке,
затем в Уральске начала издаваться
газета “Казакстан”, редакторами которой
были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш
и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию
Султан Сагинкерей Бокей (Букеев).Газета
была революционного и панисламистского
направления, русская цензура запретила
ее выпуск после 4 номера. Вновь “Казакстан”
появился только в 1913 г.
Политический
характер имели и многие литературные
произведения, увидевшие свет в этот
период. В 1909 г. в г. Уфе был опубликован
сборник стихов Миржакыпа Дулатулы
“Оян, казак!”. Стихи были направлены
на пробуждение самосознания казахского
народа, акцентировалось внимание на колониальной
политике России и угнетенном положении
казахов.
С 1913 г.
начинается новый этап освободительного
движения, связанный с деятельностью
газеты “Казак”. Она издавалось в
Оренбурге на средства Мустафы Оразаева
и с самого начала достигла значительного
по тем временам тиража — 3 тысячи экземпляров.
Редактором бьи Ахмет Байтурсын, окруженный
целой плеядой талантливых казахских
журналистов и писателей: А. Бокейхан,
М. Дулатулы, Халел Досмухамудулы, Магжан
Жумабай, Жусипбек Аймауытулы и др. “Казак”
противостояла колониальной политике
царизма, воздерживаясь однако от призывов
к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты
на протяжении 1913 — 1916 гг. сложились актив
и сторонники будущей партии “Алаш”.
Газета раздражала царскую охранку антиколониальным
характером публикаций, ее на протяжении
1913 — 1916 гг. закрывали 26 раз и сам А. Байтурсын
неоднократно арестовывался.