Казахстан в период политики «Малого октября»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 06:56, реферат

Описание

С победой советского режима Казахстан, как и многие другие окраины бывшей Российской империи, стал ареной для многочисленных социально-экономических экспериментов властей, в том числе и процесса перехода "отсталого" полукочевого хозяйства на "социалистические рельсы". При этом ставилась задача "догнать" в развитии европейские народы России, т.е. перейти на европейскую модель экономики - пашенное земледелие и развитую индустрию. При этом в большинстве случаев не учитывались ни своеобразие культуры народа, ни экологические условия. Однако в первой половине 20-х годов, когда речь шла о выводе хозяйства из кризиса, вызванного войной, процесс "социалистического строительства" еще не стал доминировать в хозяйственной жизни республики.

Работа состоит из  1 файл

Казахстан в период политики.docx

— 44.64 Кб (Скачать документ)

 Еще одним уродливым  проявлением "социалистической  индустриализации" стала система  лагерей ОГПУ - НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. В 1931 г. создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались репрессированные со всех регионов СССР. На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей. Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.

  В целом, результаты  индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет  снижения уровня жизни народа, в особенности крестьянства. За  пять лет, в 1929-1934 гг. наблюдалась  значительная инфляция, денежная  масса выросла на 180%, розничные  цены на промышленные товары  выросли на 250%-300%. Многие пункты  пятилетнего плана, особенно по  легкой промышленности, не были  выполнены. Тем не менее, наблюдался  значительный рост промышленного  производства и увеличение удельного  веса промышленной продукции  экономики Казахстана.

 

 

 Культура Казахстана  в 20-х - первой половине 30-х годов

Развитие системы образования.

 Одно из безусловных  достижений советского режима - развитие  системы народного образования  и осуществление сплошной грамотности.  Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г. на одного ученика русской школы 1 ступени - 16 рублей, а казахской школы - 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного ученика школы II ступени - всего 22 руб. 70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

 Одним из важнейших  компонентов системы образования  в 20-30-е годы была ликвидация  неграмотности среди взрослого  населения. В 1921 г. правительством  Казахстана была образована Центральная  Чрезвычайная комиссия по ликвидации  неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

  С 1921 по 1927 год в  этих пунктах было обучено  около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс.  человек.

   Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в Казахстане  было охвачено 91% детей школьного  возраста, лишь треть из них  училась в семилетних и средних  школах, казахских средних школ  вообще не существовало.

    В 20-х - 30-х  гг. проводилась большая работа  по методическому обеспечению  школ. В 1921 г. в Семипалатинске  отпечатали учебники "Есеп куралы", "оку куралы" и "Tiл куралы" А.Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

  Тяжелый удар по  системе образования нанес переход  казахского языка в 1929 г. с  арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

  Кроме того, даже после  усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

  В годы Советской  власти в Казахстане начала  развиваться система высших учебных  заведений. В 1926 г. в Ташкентском  высшем педагогическом институте  был образован казахский факультет.  В 1928 г. факультет был переведен  в Алма-Ату и преобразован в  Казахский государственный университет.  Два года спустя он был переименован  в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая  Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

 Наука.

  В годы гражданской  войны и послевоенное время  начинается постепенное возрождение  науки Казахстана. Этот процесс  осложнялся отсутствием сложившейся  структуры научно-исследовательских  организаций, нехваткой средств  и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались  преимущественно прикладные научные  проблемы, разработка которых была  вызвана насущными потребностями.  В 1918 г. в Ташкенте был создан  Туркестанский восточный институт, а в 1919г. - историко-статистический  отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. В 1920 г. отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 г. в Общество входили 84 ученых.

  В 20-х годах в  Казахстане появляются первые  научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория  (1922 г.). Краевая станция защиты  растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический  институт (1925 г.), Институт удобрений  и агропочвоведения (1926 г.).

 В 30-х годах начинает  налаживаться академическая структура  науки, в 1932 г. была образована  Казахстанская база АН СССР, преобразованная  в 1938 г. в Казахский филиал  АН. Возникает сеть научно-исследовательских  институтов - Институт национальной  культуры (1933 г.). Научно-педагогический  институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в  республике работало 12 НИИ, 15 опытных  станций, 186 опорных пунктов, лабораторий,  гидрометеостанций.

 Росли научные кадры  Казахстана. Если в 20-х годах  в республике работали ученые  из центральных регионов, академики  А.Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин, профессора С. Руденко, А. Григорьев,  то в 30-х годах ученое звание  профессора получает выдающийся  казахский историк С. Асфендиаров. Тем не менее численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.

 Литература.

 В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой.

  Первая половина 20-х  годов характеризовалась господством  в литературе классического направления,  созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература  обладает огромным пропагандистским  потенциалом, прилагают огромные  усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Эти мысли высказывались на V краевой  партконференции в 1925 г., собрании  казахских студентов вузов Москвы  в 1924 г. и собрании казахских  студентов Ташкента в 1929 г.  В середине 20-х годов разгорелась  дискуссия о месте и роли  литературы в жизни общества  и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих "пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики "буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.

  Музыкальное и театральное  искусство.

 Музыкальное и песенное  искусство казахов, как самое  распространенное и популярное  у народа, с первых дней Советской  власти стало объектом пристального  внимания со стороны партии  большевиков. Уже в 1919 г. в  г. Верном был проведен слет  акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.

 В 1925 г. известный  ученый-этнограф и музыкант А.  Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.

 С начала 30-х гг. в  Казахстане начинает бурно развиваться  музыкально-драматическое искусство.  В 1933 г. на основе Постановления  Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова.

 Развиваются и традиционные  драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.


Информация о работе Казахстан в период политики «Малого октября»