Еще одним уродливым
проявлением "социалистической
индустриализации" стала система
лагерей ОГПУ - НКВД для обеспечения
дешевой рабочей силой крупных предприятий.
В 1931 г. создается Карагандинский лагерь
(КарЛаг), где содержались репрессированные
со всех регионов СССР. На протяжении 30-40-х
гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных
лагерей. Республика начинает превращаться
в гигантское место ссылки.
В целом, результаты
индустриализации оцениваются неоднозначно.
Она осуществлялась за счет
снижения уровня жизни народа,
в особенности крестьянства. За
пять лет, в 1929-1934 гг. наблюдалась
значительная инфляция, денежная
масса выросла на 180%, розничные
цены на промышленные товары
выросли на 250%-300%. Многие пункты
пятилетнего плана, особенно по
легкой промышленности, не были
выполнены. Тем не менее, наблюдался
значительный рост промышленного
производства и увеличение удельного
веса промышленной продукции
экономики Казахстана.
Культура Казахстана
в 20-х - первой половине 30-х годов
Развитие системы образования.
Одно из безусловных
достижений советского режима - развитие
системы народного образования
и осуществление сплошной грамотности.
Уже в 1918г. принимаются "Декларация
о единой трудовой школе" и "Положение
о единой трудовой школе", в которых
провозглашались основные принципы советской
образовательной системы - бесплатность,
совместное обучение мальчиков и девочек,
исключение из преподавания богословских
дисциплин, отмена всех видов наказания,
школьное самоуправление. Все школы делились
на две ступени - первую, для детей 8-13 лет
и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная
работа по преобразованию медресе, мектебов
и русско-казахских школ в советские. К
концу гражданской войны в Казахстане
действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся,
из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая
часть школ работала в неприспособленных
помещениях, 99% казахских школ вообще не
имело своих зданий. Единых учебных программ
не было, практически не было учебников.
Для казахских детей и детей батраков
и сирот устраивались школы-коммуны и
школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ
со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со
160 924 учащимися. В то же время количественный
рост школ в тяжелейшей экономической
ситуации привел к падению качественного
состояния системы образования. Так, в
1927 г. только 1,5% казахских аульных школ
и 28% русских школ имели свои помещения.
Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской
школы тратилось в среднем 17 рублей, то
в 1927 г. на одного ученика русской школы
1 ступени - 16 рублей, а казахской школы
- 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии
в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного
ученика школы II ступени - всего 22 руб.
70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали
огромные усилия по ликвидации неграмотности.
В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему
обязательному начальному обучению, а
в 1931 г. было введено всеобщее обязательное
семилетнее образование. Расширялась
сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось
более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских
школах был установлен единый образец
аттестатов, свидетельств, 5-бальная система
оценки, единая продолжительность учебного
года и каникул, упорядочена структура
школ.
Одним из важнейших
компонентов системы образования
в 20-30-е годы была ликвидация
неграмотности среди взрослого
населения. В 1921 г. правительством
Казахстана была образована Центральная
Чрезвычайная комиссия по ликвидации
неграмотности (Казграмчека), руководившая
всей работой по организации пунктов,
где взрослое население овладевало азбучной
грамотой.
С 1921 по 1927 год в
этих пунктах было обучено
около 200 тыс. человек, в 1929 г.
- 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс.
человек.
Несмотря на то,
что к 1935 г. обучением в Казахстане
было охвачено 91% детей школьного
возраста, лишь треть из них
училась в семилетних и средних
школах, казахских средних школ
вообще не существовало.
В 20-х - 30-х
гг. проводилась большая работа
по методическому обеспечению
школ. В 1921 г. в Семипалатинске
отпечатали учебники "Есеп куралы",
"оку куралы" и "Tiл куралы" А.Байтурсын
и М. Дулатулы. При Госиздате была образована
редакционная коллегия для создания новых
учебных пособий, к написанию которых
были привлечены А. Бокейхан ("География"),
М. Жумабай ("История Казахстана",
"Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"),
Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные
представители национальной интеллигенции.
В 1927-28 учебном годах для казахских школ
было издано уже более 30 наименований
учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.
Тяжелый удар по
системе образования нанес переход
казахского языка в 1929 г. с
арабской графики на латинскую.
Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность
власти пытались оторвать казахов от огромного
духовного наследия веков, зафиксированных
в книгах с арабским шрифтом.
Кроме того, даже после
усовершенствования А. Байтурсыном
в 1924 г. арабица позволяла казахам читать
любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие
за рубежом, что считалось политически
вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим
читать по-казахски на основе арабской
графики, пришлось вновь стать неграмотными
и осваивать новый алфавит.
В годы Советской
власти в Казахстане начала
развиваться система высших учебных
заведений. В 1926 г. в Ташкентском
высшем педагогическом институте
был образован казахский факультет.
В 1928 г. факультет был переведен
в Алма-Ату и преобразован в
Казахский государственный университет.
Два года спустя он был переименован
в Казахский педагогический институт,
а в 1935 г. получил имя Абая
Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт
зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный.
В 1934г. в столице состоялось открытие двух
новых вузов - Горно-металлургического
института и Казахского государственного
университета им. С.Кирова (ныне КазГУ
им. Аль-Фараби). В 1931г. в Алма-Ате открывается
первый в республике медицинский институт.
Открываются педагогические и учительские
институты в Уральске, Семипалатинске,
Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте
и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться
система заочного обучения.
Наука.
В годы гражданской
войны и послевоенное время
начинается постепенное возрождение
науки Казахстана. Этот процесс
осложнялся отсутствием сложившейся
структуры научно-исследовательских
организаций, нехваткой средств
и подготовленных научных кадров.
В рассматриваемый период развивались
преимущественно прикладные научные
проблемы, разработка которых была
вызвана насущными потребностями.
В 1918 г. в Ташкенте был создан
Туркестанский восточный институт,
а в 1919г. - историко-статистический
отдел при штабе Казвоенкомата,
делившийся на историческую, этнографическую
и естественно-географическую секции.
В 1920 г. отдел был преобразован в Ученую
Комиссию и передан в ведение Наркомпроса,
причем к существовавшим трем секциям
была добавлена археологическая. В том
же году группа сотрудников комиссии,
считая, что ученые не могут плодотворно
работать будучи должностными лицами,
основали Общество изучения Казахского
края, как преемника Оренбургского отдела
РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии.
В 20-х годах увидели свет научные труды
членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова,
А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы.
В 1924 г. в Общество входили 84 ученых.
В 20-х годах в
Казахстане появляются первые
научно-исследовательские учреждения.
Химико-биологическая лаборатория
(1922 г.). Краевая станция защиты
растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический
институт (1925 г.), Институт удобрений
и агропочвоведения (1926 г.).
В 30-х годах начинает
налаживаться академическая структура
науки, в 1932 г. была образована
Казахстанская база АН СССР, преобразованная
в 1938 г. в Казахский филиал
АН. Возникает сеть научно-исследовательских
институтов - Институт национальной
культуры (1933 г.). Научно-педагогический
институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в
республике работало 12 НИИ, 15 опытных
станций, 186 опорных пунктов, лабораторий,
гидрометеостанций.
Росли научные кадры
Казахстана. Если в 20-х годах
в республике работали ученые
из центральных регионов, академики
А.Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин,
профессора С. Руденко, А. Григорьев,
то в 30-х годах ученое звание
профессора получает выдающийся
казахский историк С. Асфендиаров.
Тем не менее численность ученых-казахов
была невелика. Так, из 42 преподавателей
КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая
же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских
институтах.
Литература.
В начале XX в. казахская литература
была уже на достаточно высоком уровне.
Огромной популярностью пользовались
произведения классиков казахской литературы
- А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая,
Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих
произведениях общечеловеческих ценностей,
принципов гуманизма. В то же время появляется
плеяда молодых литераторов, представителей
т.н. "пролетарской" литературы - С.
Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С.
Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова,
С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой.
Первая половина 20-х
годов характеризовалась господством
в литературе классического направления,
созданного Абаем, однако власти,
прекрасно понимая, что литература
обладает огромным пропагандистским
потенциалом, прилагают огромные
усилия по созданию казахского
"социалистического реализма".
Эти мысли высказывались на V краевой
партконференции в 1925 г., собрании
казахских студентов вузов Москвы
в 1924 г. и собрании казахских
студентов Ташкента в 1929 г.
В середине 20-х годов разгорелась
дискуссия о месте и роли
литературы в жизни общества
и о наличии казахской "пролетарской"
литературы. В ходе этой дискуссии такие
поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы,
А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров
были обвинены в национализме. Литературная
деятельность этих авторов в 20-е годы послужила
позже поводом для обвинения их в антисоветском
заговоре и репрессий. Одновременно шла
работа по установлению политического
контроля над творчеством самих "пролетарских"
писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г.
создается Казахская ассоциация пролетарских
писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный
орган "Кус жолы". Этот альманах стал
основным орудием критики "буржуазных"
и "националистических" литераторов.
Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане
устанавливается жесткий контроль над
литературой, целый ряд жанров, тем и направлений
становится запретным и дальнейшее развитие
казахской литературы происходит не благодаря,
а вопреки политике властей.
Музыкальное и театральное
искусство.
Музыкальное и песенное
искусство казахов, как самое
распространенное и популярное
у народа, с первых дней Советской
власти стало объектом пристального
внимания со стороны партии
большевиков. Уже в 1919 г. в
г. Верном был проведен слет
акынов Семиреченской области. Сразу
же после гражданской войны началась работа
по сбору и систематизации творческого
наследия народа. В 1921 г. был образован
Главный политико-просветительный комитет,
музыкальный отдел которого записывал
народную музыку, организовывал музыкальные
коллективы и т.п.
В 1925 г. известный
ученый-этнограф и музыкант А.
Затаевич опубликовал труд "1000 песен
казахского народа" - плод многолетней
работы по сбору и систематизации музыкальных
произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал
"500 казахских песен и кюев". В целях
популяризации народной музыки и песенного
искусства в крупных городах стали производиться
концерты казахских исполнителей. В 1925
г. в Париже в составе делегации советских
артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав
восторженные отклики французской прессы.
Большую известность получили акыны и
музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков,
Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.
С начала 30-х гг. в
Казахстане начинает бурно развиваться
музыкально-драматическое искусство.
В 1933 г. на основе Постановления
Казкрайкома ВКП (б) началась организация
казахских театральных и музыкальных
студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате.
13 января 1934 г. на базе музыкальной студии
при Казахском драматическом театре был
открыт Казахский государственный музыкальный
театр, первыми постановками которого
стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и
"Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями
стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек",
"Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными
певцами становятся артисты Музыкального
театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась
танцовщица Ш. Жиенкулова.
Развиваются и традиционные
драматические жанры. До середины
20-х годов в Казахстане существовали лишь
любительские театральные труппы, наиболее
известными из которых были Семипалатинская
и театр Оренбурского казахского института
народного образования. На базе последнего
в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт
первый профессиональный казахский театр,
где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов,
К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева
и другие талантливые драматурги, режиссеры
и артисты.