Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:59, реферат
Расцвет Руси при Ярослава Мудрого.
Введение
Эпоха Ярослава Мудрого
Рассвет Руси при Ярославе Мудром
Церковь и религия при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион.
Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Города у восточных славян зародились задолго до возникновения единого государства. Большую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они были политическим и административными центрами. Там жил князь, его бояре, размещалась княжеская дружина. Там князь со своими помощниками правил суд, отсюда управлял подвластными землями. Одновременно города росли и расширялись как торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли свои христианские службы митрополит и епископ, стояли крупные монастыри.
В то же время города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, но масштабы их были неизмеримо больше. Такие города и были центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки. Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определило городскую жизнь. По многим большим и малым городам Руси шумели торги. Каждый город был к тому же центром торговли всей ближайшей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городков и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.
Армия, военные люди являлись неотъемлемой частью древнерусского общества, неотделимой чертой жизни русских городов, органической частью уклада великокняжеского дворца, дворцов других князей и бояр.
Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя и когда великие князья вели с собой в далекие походы десятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительную часть мужского населения различных княжений во главе со своими князьями. На долю этих временных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегодной дани, уплачиваемой побежденным врагом. На их долю приходились и тяжкие поражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну.
С созданием сильного и относительно единого государства военное дело оказалось в руках профессиональных войнов, для которых война стала смыслом жизни. Профессиональные войны служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это была раздача «кормлений», позднее земель, для младшей - содержание на довольстве, выплата денег, части захваченной добычи и т.д. Но дружина была лишь частью древнерусского войска. Другой его частью был «полк», простые «вои» - смерды и ремесленники.
Нередко вместе с руссами в поход выступали наемные или союзные иноплеменные войска: варяги либо отряды дружественных кочевников - турков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также и печенегов, а позднее половцев.
Наемники и союзники, как правило, не сливались с русским войском, подчинялись своим командирам. В случае неудач они не редко бежали с поля боя, оголяя фронт.
Заключение
Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.
Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.
Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св.Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.
Он был и её крепким защитником, деятельно охраняя границы государства от внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было помрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных греками во время набега.
Вывод: Киевское государство при Ярославе,
несомненно, окрепло и процветало. Ярослав
обладал, большими богатствами, позволявшими
ему предпринимать обширные и великолепные
постройки. В Киеве он выстроил замечательный
храм Св.Софии и несколько других каменных
храмов и монастырей. Для своих построек
Ярослав выписал из Греции мастеров и
строительные материалы. Всё это он делал
не щадя средств и поэтому добивался
блестящих результатов. При Ярославе торговля
на Руси связывалась тесными отношениями
с Германией, Францией, Венгрией, Польшей
и скандинавскими странами.
Список использованных
источников и литературы:
Карамзин.Н.М. “И что была тогда Россия ”, Харьков 1990 г. - 524с.
Літопис Самовидця. - К.,1971 р. - 326с.
Рибалка І.К. Історія України. У 2-х частинах. - Харків, 1995 р. - 724с.
Бойко О.Д. Історія України: посібник для студентів., - К.,2004 р. - 656с.
Информация о работе Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого