Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:54, доклад
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 годуупомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
1)Киевская Русь
возникла на торговом пути «из варяг в
греки» на землях восточнославянских
племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, пол
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех,Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 годуупомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
В 860 году[12] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) принялахристианство.
В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»[13]
В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие вКонстантинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
2).
Социально-экономическое развитие Киевской
Руси
Основу хозяйства Руси составляло пашенное
земледелие. Техника была достаточно совершенной
для того времени: на юге пахали оралом
и плугом с парной упряжкой волов, на севере
и в лесистых районах – сухой, в которую
запрягали одну лошадь. Земледелие играло
огромную роль, это видно из названий:
засеянные нивы назывались «жизнью», а
основной злак для каждой местности «житом»
(от глагола жить). Об этом свидетельствуют
и древние языческие обряды, и годовой
цикл языческих праздников: всё было связано
с земледелием. В 9 – 10 вв. стала применяться
переложная система. На Руси было в этот
период известно двух- и трёхполье с яровым
и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось
подсечное земледелие. Крестьяне занимались
также рыбной ловлей, охотой бортничеством.
Крестьянская соседская община (мир или
вервь) могла состоять как из одного большого
села, так и из ряда разбросанных сёл и
деревень. Большие и малые семь индивидуально
обрабатывали землю. Члены общины были
связаны с круговой порукой: взаимной
ответственностью за уплату дани за преступления.
Феодальная собственность на землю возникла
в процессе роста имущественного неравенства
в связи с переходом части пахотной земли,
которая была общинной собственностью,
в индивидуальное владение отдельных
крестьянских хозяйств. Развитие производительных
сил и рост частной собственности на землю
привели к образованию двух классов –
феодалов и зависимых крестьян. Росту
феодальной собственности способствовали
прямые захваты феодалами крестьянских
земель.
Феодальная вотчина состояла из княжеской
или боярской усадьбы и зависимых от неё
крестьянских «миров». Усадьба была укреплена
и называлась иногда «градом», т.е. крепостью.
В усадьбе находились двор и хоромы господина,
дома его управляющих и дворовых слуг,
мастерские ремесленников, обслуживающих
барское хозяйство.
Военные слуги феодала составляли его
войско, а старосты, тиуны, ключники –
его административный аппарат и полицию.
Во главе вотчины стоял огнищанин – управляющий
всем хозяйством.
Крестьян называли смердами. Часть смердов
не была в личной зависимости и эксплуатировалась
феодальным государством. Часть пошла
в кабалу к феодалам и работала на их земле.
Все работавшие на феодала люди (рабы-холопы,
задолжавшие крестьяне, люди, искавшие
покровительства) назывались челядью.
Временно зависимых крестьян называли
закуп (это был смерд, обратившийся за
помощью к феодалу и получивший от него
участок земли и «купу» - ссуду деньгами
или инвентарём, семенами, тягловой силой).
Попытка закупа убежать от господина превращала
его в холопа. Источниками холопства были
также плен, женитьба на рабе, вступление
в должность тиуна без специального договора
с господином.
Среди зависимых людей известны рядовичи
– заключившие с феодалом какой-то договор,
«ряд» и выполнявшие работы в вотчине.
Существовали также другие категории
зависимого населения: изгои – люди, прервавшие
связь с общиной, пущенники или прощенники,
отпущенные на волю рабы и др.
После принятия христианства особым видом
феодальной собственности стало церковное
и монастырское землевладение.
Важно значение имели города. В летописях
13 в. упомянуто 224 города. Горожане сохраняли
связь с сельским хозяйством – они занимались
земледелием и скотоводством.
Внутренняя торговля была развита слабо,
т.к. её не стимулировало натуральное хозяйство.
Зато внешняя торговля процветала. Русские
купцы ходили вооружёнными караванами
и торговали с Византией, Закавказьем,
Средней Азией.
3) ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Волей исторической
необходимости в конце X в. христианство
стало господствующей религией
на Руси. Это не значит, однако,
что именно православие по
византийскому образцу с
Бесспорно влияние новой веры на отечественную
культуру. Воздействие христианства сказалось
буквально на всех областях жизни, и не
в последнюю очередь, конечно же, в культурной
сфере. Но было бы несправедливым связывать
все богатство древнерусской культуры
с христианством. Больше всего оно воздействовало
на официальный слой культуры. Культура
народная также испытывала это воздействие,
но в меньшей мере, а само влияние распространялось
на нее гораздо медленнее. Христианство,
несомненно, сообщило мощный импульс культурному
развитию, хотя это не дает основание говорить
о том, что русская культура родилась вместе
с христианством: сменился лишь тип культуры.
Говоря о прогрессивном характере христианизации,
нельзя не отметить побочные отрицательные
последствия этого процесса. Пришедшее
на Русь христианство подавляло предшествующую
ему национальную культуру. Отрицательно
сказывались на развитии отечественной
культуры и последствия изоляционизма,
который был привнесен церковью. Выстроенный
его идеологический барьер на многие века
отгородил Русь от Западной Европы и стран
Востока. На этом фоне не всегда благоприятную
роль играли тесные связи с византийской
культурой, впоследствии пребывавшей
в состоянии упадка и застоя.
В отличие от богословских утверждений,
что Русь сразу же и с восторгом приняла
христианство, усвоение новой религии
не представляло собой единоразового
и беспроблемного акта. Крещение отлично
от христианизации, длительного и многотрудного
процесса восприятия новой религии.
Было бы глубочайшим заблуждением относить
расцвет раннефеодальной Руси только
на счет односторонне благотворного воздействия
христианства. Такая позиция возникла
как один из вариантов расхожей в буржуазной
историографии теории влияний, которые
на протяжении всей своей истории якобы
переживала Русь. Нет совершенно никаких
оснований сводить богатейшую многообразную
общественную жизнь средневековой Руси
к тем новшествам, которые привела с собой
новая вера, равно как нет никаких оснований
говорить о сплошной дикости и отсталости
славянских племен накануне принятия
христианства.
Новая религия объединила социальные
организмы, принявшие ее, в особого рода
общности - религиозные, а это во многом
влияло на сплочение русских земель.