Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:54, доклад

Описание

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 годуупомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 22.48 Кб (Скачать документ)

1)Киевская Русь  возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями  Киева летописная легенда считает  правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех,Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 годуупомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году[12] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) принялахристианство.

В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и  встал род на род, и была у них  усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем  себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли  за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»[13]

В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие вКонстантинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

2). 
 
  
 
Социально-экономическое развитие Киевской Руси 
 
Основу хозяйства Руси составляло пашенное земледелие. Техника была достаточно совершенной для того времени: на юге пахали оралом и плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистых районах – сухой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло огромную роль, это видно из названий: засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности «житом» (от глагола жить). Об этом свидетельствуют и древние языческие обряды, и годовой цикл языческих праздников: всё было связано с земледелием. В 9 – 10 вв. стала применяться переложная система. На Руси было в этот период известно двух- и трёхполье с яровым и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие. Крестьяне занимались также рыбной ловлей, охотой бортничеством. 
 
Крестьянская соседская община (мир или вервь) могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных сёл и деревень. Большие и малые семь индивидуально обрабатывали землю. Члены общины были связаны с круговой порукой: взаимной ответственностью за уплату дани за преступления. 
 
Феодальная собственность на землю возникла в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли, которая была общинной собственностью, в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Развитие производительных сил и рост частной собственности на землю привели к образованию двух классов – феодалов и зависимых крестьян. Росту феодальной собственности способствовали прямые захваты феодалами крестьянских земель. 
 
Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от неё крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и называлась иногда «градом», т.е. крепостью. В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его управляющих и дворовых слуг, мастерские ремесленников, обслуживающих барское хозяйство. 
 
Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники – его административный аппарат и полицию. Во главе вотчины стоял огнищанин – управляющий всем хозяйством. 
 
Крестьян называли смердами. Часть смердов не была в личной зависимости и эксплуатировалась феодальным государством. Часть пошла в кабалу к феодалам и работала на их земле. Все работавшие на феодала люди (рабы-холопы, задолжавшие крестьяне, люди, искавшие покровительства) назывались челядью. Временно зависимых крестьян называли закуп (это был смерд, обратившийся за помощью к феодалу и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или инвентарём, семенами, тягловой силой). Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа. Источниками холопства были также плен, женитьба на рабе, вступление в должность тиуна без специального договора с господином. 
 
Среди зависимых людей известны рядовичи – заключившие с феодалом какой-то договор, «ряд» и выполнявшие работы в вотчине. Существовали также другие категории зависимого населения: изгои – люди, прервавшие связь с общиной, пущенники или прощенники, отпущенные на волю рабы и др. 
 
После принятия христианства особым видом феодальной собственности стало церковное и монастырское землевладение. 
 
Важно значение имели города. В летописях 13 в. упомянуто 224 города. Горожане сохраняли связь с сельским хозяйством – они занимались земледелием и скотоводством. 
 
Внутренняя торговля была развита слабо, т.к. её не стимулировало натуральное хозяйство. Зато внешняя торговля процветала. Русские купцы ходили вооружёнными караванами и торговали с Византией, Закавказьем, Средней Азией.

3) ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ   

 Волей исторической  необходимости в конце X в. христианство  стало господствующей религией  на Руси. Это не значит, однако, что именно православие по  византийскому образцу с неизбежностью  должно было прийти на Русь. Принятие христианства не было  предопределено "свыше", как это  утверждает теология. Оно взяло  верх над своими идейными конкурентами  лишь в ожесточенной политической  и идеологической борьбе. 
   Бесспорно влияние новой веры на отечественную культуру. Воздействие христианства сказалось буквально на всех областях жизни, и не в последнюю очередь, конечно же, в культурной сфере. Но было бы несправедливым связывать все богатство древнерусской культуры с христианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры. Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, хотя это не дает основание говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством: сменился лишь тип культуры. 
   Говоря о прогрессивном характере христианизации, нельзя не отметить побочные отрицательные последствия этого процесса. Пришедшее на Русь христианство подавляло предшествующую ему национальную культуру. Отрицательно сказывались на развитии отечественной культуры и последствия изоляционизма, который был привнесен церковью. Выстроенный его идеологический барьер на многие века отгородил Русь от Западной Европы и стран Востока. На этом фоне не всегда благоприятную роль играли тесные связи с византийской культурой, впоследствии пребывавшей в состоянии упадка и застоя. 
   В отличие от богословских утверждений, что Русь сразу же и с восторгом приняла христианство, усвоение новой религии не представляло собой единоразового и беспроблемного акта. Крещение отлично от христианизации, длительного и многотрудного процесса восприятия новой религии. 
   Было бы глубочайшим заблуждением относить расцвет раннефеодальной Руси только на счет односторонне благотворного воздействия христианства. Такая позиция возникла как один из вариантов расхожей в буржуазной историографии теории влияний, которые на протяжении всей своей истории якобы переживала Русь. Нет совершенно никаких оснований сводить богатейшую многообразную общественную жизнь средневековой Руси к тем новшествам, которые привела с собой новая вера, равно как нет никаких оснований говорить о сплошной дикости и отсталости славянских племен накануне принятия христианства. 
   Новая религия объединила социальные организмы, принявшие ее, в особого рода общности - религиозные, а это во многом влияло на сплочение русских земель.


Информация о работе Киевская Русь