Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 07:38, реферат
Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация, основанная на безразличии к религии как таковой с ее верой, богами, мистикой и метафизикой (даосизм и буддизм при всей их социально-идейной значимости играли все же второстепенную роль), характеризуется необычайно строгим акцентом на социальную этику и административно регламентированное поведение. Это вполне компенсировало слабость собственно религиозной основы и обеспечивало как стабильность догматическо-конформистской структуры, так и абсолютное господство социально-политической нормы над индивидуальной волей.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………2
2. Китайско-конфуцианская традиция……………………………………………………………….3
3. Проблема социального равенства…………………………………………………………………5
4.Иньский оракул……………………………………………………………………………………………….8
5. Сельское хозяйство………………………………………………………………………………………10
6. Развитие ремесел…………………………………………………………………………………………17
7.Строительство и торговля……………………………………………………………………………..19
8.Заключение……………………………………………………………………………………………………21
9.Список литературы……………………………………………………………………………………….22
Как свидетельствуют
китайские легенды, в древности
существовала “спаренная вспашка”, представляющая
собой двоих человек, распахивающих
землю вместе. По-видимому, это была
более эффективная форма
Рыболовство и охота
теперь не играли существенной роли в
хозяйстве иньцев, но еще сохраняли
какое-то значение, о чем говорят все те
же надписи на костях. Скотоводство занимало
в иньском обществе довольно значительное
место. Что это было именно так, подтверждает
то количество животных, которое приносилось
в жертву духам. Иногда оно исчислялось
десятками, в иных же случаях (особо торжественных)
-- сотнями. К примеру, в двух надписях говорится
о принесении в жертву трехсот быков, в
одной надписи приводятся числа: 100 овец
и 300 быков.
Археологические раскопки
в селении Сяотунь, уже упоминавшемся
выше, дали очень много костей, оставшихся
от домашнего скота -- овец, свиней, собак,
быков, буйволов, коз. Все эти животные
упоминаются в надписях на костях иньского
времени. В них же, кроме того, есть свидетельства
о приручении слона и оленя. Иероглифические
изображения позволяют сделать заключение,
какие именно животные были дикими, а какие
-- уже одомашненными. Бык, например, показывался
со вставленной в рога деревянной перекладиной
(одной или двумя). Иероглифы, обозначавшие
собаку и лошадь, изображали веревку и
путы. Характерные изображения диких животных
состояли преимущественно из знаков стрелы
и животного.
Слонов, очевидно, иньцы
использовали в хозяйстве и во время войн
с другими племенами. Кости слонов подвергались
гравировке и росписи. Слоновьи кости
найдены при раскопках в Сяотуне. Надписи
на костях упоминают, что слонов как дань
присылали иньским царям зависимые от
них племена. Сяотуньские раскопки показывают,
что для транспортных целей иньцы использовали
лошадь. Обычно в царские повозки или военные
колесницы впрягали четверку лошадей.
Надписи на гадательных костях говорят
о паре запряженных лошадей.
Работы на полях
вана производились по велению оракула
и в назначаемые оракулом сроки под наблюдением
вана или лично подвластных ему доверенных
лиц и надзирателей - сяочэней, я и др. Сяочэни,
по мнению ряда историков, являлись "рабами
- потомками пленных", "отроками, рожденными
в рабстве" или "потомками рабов категории
чэнь". Работы на полях вана выполнялись,
по-видимому, казенными орудиями, о чем
могут свидетельствовать находки под
Аньяном складов нескольких тысяч каменных
серпов и других земледельческих орудий
рядом с храмом предков вана, где, вероятнее
всего, и находились ванские храмовые
поля.
В ритуальных трапезах
с закланием 300-400 быков и более,
вплоть до тысячи голов, участвовало все
взрослое население, исчислявшееся тысячами
человек. Ван, как верховный жрец, выступал
подателем мясной пищи народа, компенсировавшей
в определенные периоды белковое голодание
земледельческого коллектива. В массовых
жертвоприношениях на первый взгляд, казалось
бы, безрассудно расточались важнейшие
материальные блага общества (домашние
животные, бронзовая утварь и оружие, колесницы
с лошадьми, раковины каури, золото и нефрит,
продукты земледелия, охотничья добыча
и военнопленные), однако они были не только
ритуально значимы, считались жизненно
важными, но и, видимо, должны были как-то
одерживать имущественное расслоение
и обогащение отдельных шанских родов
и знатных семей.
Ван выступал организатором
производства. Он, в частности, возглавлял
крупные земледельческие работы
в правительском хозяйстве; участие
в них "братского коллектива"
(чжунжэнь) общинников считалось не повинностью,
а общественно полезным трудом, частью
ритуально-магического обряда, обеспечивавшего
плодородие почвы на всех полях страны.
Запасы продовольствия, которыми ван располагал,
все еще, видимо, представлялись важным
страховым, обменным, семенным и жертвенным
фондом шанской общины. Из него же, очевидно,
обеспечивался и управленческий персонал.
Помимо общинников в ванском хозяйстве
использовались и подневольные работники
из военнопленных. Надписи свидетельствуют
об использовании этого контингента в
земледелии и скотоводстве.
Среди ученых ведутся
споры о социальном значении терминов
для групп людей, занимавшихся полевыми
работами под главенством вана. Одни
считают упоминавшихся выше чжунов рабами,
другие - свободными. Возможно, однако,
что знак чжун не был однозначен и мог
использоваться не только как социальный
термин, но и как обозначение всех мужчин
возрастной группы “производственников”.
Вместе с тем, очевидно, чжуны имели отношение
не только к хозяйству вана, а чэни, сяочэни,
дочэни и другие категории чэней были
рабочим персоналом только или главным
образом хозяйства вана. Среди чэней, видимо,
были лица разных статусов: и подневольные
работники типа рабов, и надзиратели (сяочэни),
которые при известных обстоятельствах
могли быть поставлены и над общинниками
(чжунами) как их начальники (например,
на период выполнения ими полевых работ
на дом вана), и личная стража вана (дочэни).
Как подчиненные непосредственно вану
и представителям шанской администрации,
чэни, в отличие от чжунов, находились
вне общинного сектора. К тому же чэни
скорее всего были преимущественно нешанцы
по происхождению. Есть данные, свидетельствующие
о том, что их "усыновляли", причем
иногда целыми семьями. Наиболее вероятно,
что чжуны представали в двояком качестве:
они принадлежали прежде всего к коллективу
своей общины, но имели известное отношение
и к хозяйству вана, т.е. выступали как
непосредственные производители одновременно
и на своем общинном поле, и на поле вана,
однако едва ли будет правильно определять
эти два вида работ чжунжэнь как соответственно
необходимый труд и труд прибавочный.
Надписи фиксируют случаи, когда пахота
производилась одновременно сотнями и
тысячами людей. “Три тысячи людей привлечь
ли к полевым работам?” - задается вопрос
оракулу. Обработка земли осуществлялась
несложными орудиями: примитивной землеройной
палкой, сажальным колом, двузубой мотыгой.
Развитие ремесел
Именно в иньское
время ремесло получило дальнейшее развитие.
О том свидетельствуют, прежде всего, раскопки
иньской столицы, от которой сохранились
остатки жилых построек и дворца. Сооружения
строились из дерева, только фундамент
был из камня. При раскопках дворца были
обнаружены различные мастерские иньских
ремесленников. Там, где когда-то находилась
мастерская умельцев - бронзолитейщиков,
остались обломки бронзы, разбитые формы
для литья, шлак и пепел. Судя по остаткам
заготовок и другой утвари, можно предположить,
что мастера производили бронзовое оружие,
доспехи, шлемы, орудия производства, сосуды,
различную кухонную утварь.
Также были обнаружены
и мастерские резчиков по кости. Они
выделывали наконечники для стрел,
шпильки для волос и многое
другое. Археологи нашли мастерские
ремесленников, выделывавших орудия из
камня: ножи, топоры, наконечники для
стрел и копья.
В рассматриваемый
нами период значительного развития
достигло гончарное производство. Гончары,
позаимствовав технологию производства
бронзы, стали строить более совершенные
печи для обжига. Раскопки дали много образцов
различных горшков, кубков, чаш, тазов
и пр. Для изготовления этой утвари использовалась
глина различных сортов, в том числе и
белая каолиновая. Гончарный круг в это
время уже был достаточно известен иньским
мастерам, хотя сосуды производились также
и ручным способом. Глиняные изделия обжигались,
украшались орнаментом, иногда покрывались
глазурью. Следует упомянуть о развитии
шелководства в иньское время.
Высокий уровень
ремесла иньских мастеров, наличие
множества ремесленных отраслей говорят
нам о том, что ремесленное производство
прошло уже немалый путь в своем развитии.
Строительство и
торговля
Получило развитие
монументальное зодчество, и в частности
градостроительство; руководство последним
было одной из важных функций вана,
который должен был для этого соответственно
располагать достаточно большими материальными
и людскими ресурсами. Из надписей известно
о существовании специальной категории
вангунов (“ремесленников вана”), а также
гунчэней, дичэней, догунов (храмовых и
общинных ремесленников). Видимо, первоначально
шанцы были хранителями секретов бронзолитейного
искусства.
Знак шан означает
“торговля, торговать”, хотя, вероятно,
это не первоначальное значение данного
знака, а производное от изображения каких-то
изделий шанцев, скорее всего бронзовых
(в знаке шан один из элементов является
изображением тревожного сосуда), и, возможно,
связано с особыми функциями шанцев в
“обществе гадательных костей” как посредников
в межобщинном и межплеменном обмене;
эти функции могли способствовать их возвышению
среди других раннегородских обществ
Великой Китайской равнины.
В целом торговля
была развита слабо и носила меновой
характер, но все же имелись товаро - деньги
- раковины каури. Хождение имели как естественные
каури, так и их бронзовые имитации, что
для шанцев как монополистов в области
бронзового литья могло служить особым
источником обогащения. Не только в эту
эпоху, но и позднее, в чжоуском Китае,
специфика товарно-денежных отношений
заключалась в том, что государственная
распределительная система товарообмена
сочеталась с отдельными элементами рыночной
системы.
Существовал и международный
обмен, о чем говорят хотя бы каури,
прибывавшие с морского побережья;
из бассейна Янцзы поступали олово
и медь, из Синьцзяна - золото и яшма,
а в обмен шли изделия
Заключение
О шан-иньской цивилизации
мы знаем на сегодняшний день несравненно
больше, чем обо всех остальных центрах
раннегородской культуры на территории
Китая II тысячелетия до н.э., безусловно
стадиально с ней сопоставимых. Поэтому
представление о ней помогает восстановить
общую картину возникновения и первых
шагов развития в древнем Китае классового
общества и государства.
Список литературы
1. Варенов Д.В. Древнекитайское оружие эпохи Шань Инь. Новосибирск, 1998.
2. Васильев Л. Древний Китай. М., 1995. Т. 1
3. Малявин В.В. Китайская цивилизацияю М., 1979
4. Фицджеральд С.П.
Китай. Краткая история
5. Хрестоматия по
истории Древнего Мира. М., 1950. Т. 1