Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:22, реферат
Значение кодификации состоит в том, что она обеспечивает единство, согласованность и полноту законодательства. Единство потому, что кодекс представляет собой органический закон, связанный воедино во всех его составных частях; согласованность потому, что кодекс – это единый закон, оставляющий, следовательно, меньше почвы для противоречий, чем в случаях, когда одни и те же общественные отношения регулируются при помощи разрозненных законодательных актов; полноту потому, что кодекс по своей природе направлен на урегулирование в целом определенной области общественных отношений.
Введение 3
1. Кодификация первого советского законодательства – достоинства и недостатки 4
2. Сущность кодификации советского законодательства 7
3. Кодификация Конституции СССР 1977 г. ………………………………….10
4. Кодификация некоторых законов……………………………………………13
Заключение 15
Список использованной литературы ……………
Одним из наиболее крупных событий периода явилась подготовка и издание 11-томного Свода Законов СССР (издавался в 1981 - 1986 годах) и 9-томного Свода Законов РСФСР (издавался в 1983 – 1987 годах). Они охватывали действовавшие в то время законы.
Таким
образом, к середине 80-х годов
завершились работы по кодификации
основных отраслей права, продолжавшиеся
более 30 лет.
В 1962 году была сформирована комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества развитого социализма.
Работа над Конституцией заняла долгие оды, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 года.
Новая
Конституция СССР была утверждена Верховным
Советом СССР 7 октября 1977 года. Она
была названа брежневским
1)
на этапе «развитого
2)
«развитой социализм» - это общество,
в котором созданы многие
3)
это общество зрелых
4) это общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся;
5)
это общество подлинной
Конституция состояла из девяти разделов:
Следует обратить внимание на то, что в первом разделе Конституции, посвященном основам общественного строя СССР, советское государство по своей сущности характеризовалось как «социалистическое общенародное государство» (ст. 1). Основным критерием общенародности государства считалось, во-первых, то что оно выражало волю и интересы всех слоев советского общества - рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, во-вторых, как отмечалось в статье 2, «вся власть в СССР принадлежит народу». В тексте Конституции появилось еще одно новое понятие «советский народ». Понятие «советский народ» рассматривалось как исторически сложившаяся социальная и интернациональная общность советских людей, имеющих общую родину, общую территорию, единую, основанную на общественной собственности экономику, единую по социалистическому содержанию и многообразию по национальным особенностям культуру и общую цель - построение коммунизма.
Но положение ст.2 о том, что вся власть в СССР, принадлежит народу, отвергалось ст.6 Конституции, которая в правовом отношении узаконивала руководящую роль в КПСС в советском обществе (см. текст Конституции). Из данной статьи вытекало, что КПСС объявлялась высшей властной структурой.
Второй раздел Конституции «Государство и личность» был призван законодательно закрепить официальную версию о том, что в СССР существовал демократический политический режим. Если исходить из текста Конституции, то гражданам СССР не только предоставлялись, но и гарантировались широкие демократические права и свободы. Причем по сравнению с Конституцией СССР 1936 года перечень прав и свобод граждан значительно расширился. Согласно ст.49 граждане СССР получили право вносить предложения в государственные и общественные органы об улучшении их деятельности, более того критиковать их за недостатки в работе. Граждане СССР получили право на выбор профессии (ст.40), право на жилище (ст.44) и т.д. Но нетрудно убедиться, что провозглашенные права и свободы на деле оставались юридической фикцией. По мере старения высшего руководства партией и страной на внешнем фоне равнинного спокойствия и благополучия фактически наблюдается ужесточение политического климата. Развертывается широкомасштабная компания против диссидентов (инакомыслящих) с привлечением их к уголовной ответственности (судебный процесс А. Синявского и Ю. Даниэля, выдворение за пределы СССР А. Солженицина). Началось новое переосмысление российской истории. Наблюдается реанимация сталинизма, его негативные стороны стали затушевываться. Поэтому политический режим остается тоталитарным.
Как видно из третьего раздела Конституции, каких-либо существенных изменений в государственном устройстве СССР не происходит, кроме того, что союзные республики получили право совещательного голоса в обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции союзных органов, а автономная республика в свою очередь могла участвовать в обсуждении вопросов, отнесенных к ведению союзной республики.
В
законе подчеркивалась «неразрывная связь»
прав и обязанностей. За каждой союзной
республикой Конституция закрепляла право
выхода из состава СССР, а также право
законодательной инициативы в высших
органах власти Союза. Конституция с большей
определенностью подчеркивала значение
личности, декларируя уважение и охрану
ее прав и свобод.
В 1970 г. были приняты земельные кодексы союзных республик.
Также в 1970 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.
Наряду с кодификацией традиционных отраслей права проходила работа по формированию новых отраслей: в декабре 1970 г. утверждены Основы водного законодательства, в 1973 г. – Основы законодательства о народном образовании, в 1976 г. – Закон об охране и использовании памятников истории и культуры, в 1975 г. – Основы законодательства о недрах, в 1977 г. – Основы лесного законодательства, в 1980 г. – Основы законодательства об административных правонарушениях, Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном уровне.
В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, президиум Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер.
Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном уровне.
В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, президиум Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер.
В марте 1978 г. была одобрена схема Свода, включающая семь разделов законодательства: об общественном и государственном устройстве, о социальном развитии, культуре и социально-экономических правах граждан, о рациональном использовании и охране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о международных отношениях внешних экономических связях, об обороне страны и охране государственных границ, о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.
В декабре 1977 года Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном Суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Во всех актах учитывались новые положения Конституции.
Параллельно проводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившими силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. До 1970 г. работу по инкорпорации проводила Юридическая комиссия при правительстве, затем – министерства юстиции республик.
Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском уровнях в качестве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства.
На
основе Конституции 1977 г. преобразовывалась
система правоохранительных органов.
В ноябре 1979 г. были приняты новые
законы: о Верховном суде СССР, о
прокуратуре СССР, о государственном
арбитраже в СССР, об адвокатуре СССР.
В июне 1980 г. были внесены соответствующие
изменения в Основы законодательства
о судоустройстве СССР и союзных республик.
В заключение представленной работы хотелось бы отметить важные черты кодификации советского законодательства.
Во-первых, в конституции СССР 1977 г. закреплялись новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижение культуры, свободу творчества.
Во-вторых, работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О проекте Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. Был также принят Закон о порядке введения в действие Конституции.
Систематика правовых норм проводится с учетом объективных качеств общественных отношений, однако, на основе классификационного критерия, субъективно избранного систематизатором сообразно с характером разрешаемых им задач. Поэтому одни и те же нормы права в процессе их систематизации объединяются в различные группы, в зависимости от того, какой классификационный критерий при осуществлении данной систематизации избирается и в каких практических целях она проводится. В области кодификации это означает, что решающее значение должны иметь отраслевые кодексы, основные положения которых могут развиваться и детализироваться в комплексных кодексах и уставах. Можно сделать выводы, что благодаря принятию первых советских кодексов систематика правовых норм социалистического права в основном удалась.
Список
использованной литературы