Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:29, доклад
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ
КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Консерватизм
Подготовила
учащаяся 33 ДБ группы
ирг
Минск
2011
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Основными формами существования политического сознания является политическая идеология и психология. Среди них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.
Термин “идеология” древнегреческого происхождения и буквально означает “учение об идеях”, поскольку состоит из двух слов “идея” и “логос”. В научный оборот он был введен Антуаном Дестюбом де Траси, одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде “Этюд о способности мыслить” он использовал термин идеология, чтобы охарактеризовать науку об идеях.
В
современном мире произошла в
определенном смысле глобализация политического
идеологизирования. В одном плавильном
котле сейчас оказались политические
идеи, концепции доктрины и представления
всех времен, народов и регионов. В содержательном
плане проблемы последствий глобального
экологического кризиса соседствуют с
проблемами политической роли патриархальной
семьи в традиционном обществе. Политические
идеи Востока сопоставляют с политическим
наследием античности, клерикальные политические
идеи с рационалистическими представлениями
политической инженерии, политическая
магия с прагматически ориентированными
доктринами Запада. На современном рынке
политических идей все есть. При такой
пространственно временной и содержательной
глобализации производства политических
идей все труднее предложить универсальную
систему политических знаний, отвечающую
требованиям теоретического осмысления
политической сферы современного мира.
Этим объясняются фрагментаризация политического
знания, его все большая отраслевая специализация.
Подобные процессы затронули основные
политические идеологии: либерализм, консерватизм,
социализм.
Мы
остановимся более подробно на таком
направлении политической идеологии,
как консерватизм.
Идеология
консерватизма рассматривается
как один из важнейших структурных
компонентов современных
Вторая
половина 18 века весьма существенна
в социально-экономической
В поиске новых средств политического воздействия на общество российское дворянство обращается к идее “просвещенческого абсолютизма”. Особенно энергично оно насаждается в правлении Екатерины Второй. В 1767 году образуется “Комиссия о сочинении проекта нового Уложения”. В ее состав вошли избранные депутаты от дворян, городов, правительственных учреждений, казаков, некоторых категорий лично свободных крестьян. Екатерина тщательно готовила созыв комиссии. Она пишет обширный “Наказ” для депутатов. Целью государства объявляется “общее благо”, которое должно обеспечиваться мудрым правлением монарха. Однако в “Наказе” не ликвидируется сословный строй, не обеспечивается юридическое равенство граждан, свободу совести и свободу договора.
Во
второй половине 18 века в России формируется
самостоятельное течение
В
России консервативный тип мышления
(для 19 в.) наглядно выявляются уже в
мировоззрении славянофилов. Здесь
консервативная мысль принимает романтическую
форму. Ярким представителем этого стиля
может служить К.Н. Леонтьев. Однако
в чистом виде консерватизм
в русской социально-философской
и политической мысли
встречается довольно
редко (у В.А. Жуковского, идеологов официальной
“народности” М.П. Погодина и С.П. Шеверева,
К.П. Победоностова, в консервативной традиции
духовно-академической философии).
В большинстве же случаев
данный тип мышления
сочетался с либеральным. Консерватизм
как тип мышления предполагает отказ от
любых форм экстремизма. В этом смысле
консервативная мысль противостоит и
крайне правой, ультрареакционной идеологии(например,
последней – взгляды М.Н. Каткова после
1863 г.) и леворадикальной, которая в середине
и концу 19 века обретает популярность
в интеллектуальной среде (революционные
демократы, народники, эсеры, анархисты
). Особый интерес представляют отношения
консерватизма и либерализма в России.
Обычно эти понятия противоставляют друг
другу, однако они не представляются взаимно
отталкивающимися, между ними обнаруживаются
определенные связи, компромиссы. Консервативный
либерал Чичерин в своей работе “Вопросы
политики” отметил, что консервативное
направление к которому он принадлежит
и которое он считает самым крепким оплотом
государственного порядка, воспрещает
всякую бесполезную, а тем более вредную
ломку. Оно равно отделено и от узкой реакции,
пытающейся остановить естественный ход
вещей, и от стремления вперед, отрывающегося
от почвы в преследовании теоретических
целей. Ему одинаково противны упорное
старание удержать то, что потеряло жизненную
силу, и посягательство на то, что еще заключает
в себе внутреннюю крепость и может служить
полезным элементом общественного строя.
Его задача состоит в том, чтобы внимательно
следить за ходом жизни и делать только
те изменения, которые вызываются насущными
потребностями. Судьба и консерватизма
и либерализма в России была трагической.
Консервативный тип мышления в русской
общественной мысли оказался зажатым
между двумя формами экстремизма – левым
и правым. Чаша весов склонялась то в одну,
то в другую сторону, не останавливаясь
посредине.
3.
Консерватизм на
современном этапе
развития.
В
современном консерватизме в
мире обычно выделяют три течения: традиционалистское,
либертаристское и
3.1. Традиционалистское течение консерватизма, которое исторически было первым, положившем начало консерватизму, связывают с такими именами, как Э.Берк (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. де Бональд (1754-1840). В 20-м веке главным провозвестником этого направления стал Р. Керк, опубликовавший в 1953 году книгу “Консервативное мышление”. Родину консерватизма, как политической идеологии, ставшей определенной реакцией на идеи Просвещения и французской буржуазной революции, явилась Англия. Именно здесь в 1790 году вышла в свет книга Э. Берка “Размышления о революции во Франции”. К отцам-основателям консерватизма относят также Л. де Бональда и Ж. де Местра, своеобразных классиков феодально-аристократического консерватизма.
В политическую идеологию консерватизма вошли многие категории, разработанные этими мыслителями. Одной из важнейших в ней является понятие “естественная аристократия”, в которую включаются, по Берку, не только дворяне, но и богатые коммерсанты, образованные люди, законники, ученые, артисты. Богатство по соображениям разума и политики заслуживает привилегированного общественного положения. В противном случае возможны “рецидивы революции”.
Важную
роль играет понятие “традиционализм”.
В противоположность идеям
В целом политическая идея традиционализма включает в себя органическую концепцию общества, согласно которой оно существует изначально, подобно органической природе, а не возникает в результате социальной эволюции: трактовку участия индивида как не представляющей никакой самостоятельной ценности, но всецело зависящей от поддержки консервативного порядка; идеи элитизма и антидемократизма, согласно которым неравенство людей является аксиомой политики, поскольку “равенство – враг свободы” (Берк), свободы для родовитых и имущих; неприятие идеи прогресса и противопоставление ему провиденционализма и идей исторического круговорота (Миттерних).
В 20-м веке Р. Керк, развивая традиционалистские принципы, писал, что в революционные эпохи люди бывают увлечены новизной, но затем они устают от нее и их тянет к старым принципам. История трактуется им как циклический процесс. Поэтому на определенном витке консервативный порядок возвращается вновь. Период после второй мировой войны рассматривался им как наиболее благоприятный для консерваторов. На них легло бремя ответственности за судьбы христианской цивилизации и они в силах справиться с этой задачей. Великие консерваторы, по убеждению Керка, это пророки и критики, но отнюдь не реформаторы. Утверждается, что поскольку природа человека неисправимо повреждена, то мир нельзя улучшить посредством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты стремятся обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авторитету и религии. Социальную и экономическую проблематику они не редко переводят в религиозно-этическую плоскость. Так, в 80-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традиционалистского консерватизма: веру в порядок более высокого уровня, чем человеческая способность приспосабливаться, и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в религиозные понятия.
3.2. Либертаристское течение в консерватизме, по мнению его представителей, наследует классическую либеральную традицию 18-19 вв. как единственно подлинную. Либерализм с этих позиций призван, с одной стороны, воспринять и продолжить стремление к свободе, сложившееся в прошлые эпохи, а с другой стороны исключить распространение социалистических идей, получивших широкое распространение на Западе с середины 19 в., вызванных экономическим подъемом послевоенных лет. Ведущие представители либерализма Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Гилдер, И. Кристол, Л. Бауэр доказывают, что эрозия свободного предпринимательства, индивидуальной и семейной ответственности ведет к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции либертаристского индивидуализма и свободной рыночной экономики. По их мнению на смену “умирающему социализму” пришел возрожденный классический либертаризм. Сторонники либертаристского консерватизма рассматриваются нередко как часть нового интеллектуального движения, “Нового Просвещения”, являющегося продолжателем Шотландского просвещения. Представители последнего – Д. Юм, А. Фергюссон, А. Смит, Дж. Миллар, у. Робертсон. Это Просвещение отличалось тем, что исходило из существования “коммерческого общества”, в котором в результате свободного общественного договора устанавливался порядок “хозяин – работник” как модель социальных связей. Революционным движением он не было. Континентальная Европа пережила в корне отличное Просвещение , сторонники которого в основе всех своих социальных изменений видели человеческий разум. Этот подход вел к революции, марксизму и социализму. Шотландское Просвещение впитало в себя особенную англосаксонскую черту индивидуализма и оформило ее в теоретическую систему. Исходя из социопсихологических воззрений А. Фергюссона, А. Смита, Д. Юма, либертаризм, как и консерватизм в целом, рассматривал человека прежде всего как “несовершенное существо”, стиснутое рамками естественных “границ”. Либертаристы выступили защитниками традиционных принципов свободного предпринимательства, требования порядка и законности, выдвинули аргументы против идеи государства всеобщего благоденствия и связали их с идеей “универсального морального закона”. Корень многих современных зол, по мнению либертаристов, - в нарушении естественных, богом данных принципов, свободного предпринимательства и свободного рынка, в первую очередь со стороны государства. Отвергая тезис либерал-реформизма о необходимости планирования или регулирования экономики, либертаристы утверждали, что государственное насилие над экономикой, увеличение роли государственного сектора, программирование отдельных отраслей промышленности и т.д. подрывают самый “разумный” и самый естественный способ регуляции человеческой жизни.