Конституционное стоительство в россии в 18-25г.г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:37, реферат

Описание

Термин “конституция” происходит от латинского “constitutio” (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало. В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах.

Работа состоит из  1 файл

конституционное стоительство.docx

— 38.84 Кб (Скачать документ)

Введение 

Термин  “конституция” происходит от латинского “constitutio” (установление, построение) и  восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы  римских императоров. В средние  века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции  эволюционировало. В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах.

Актуальность  выбранной темы в том, что понимание конституционного строя России в начале ХХ века поможет в построении конституционного строя в России.

В истории  Российской Федерации насчитывается  пять конституций - 1918г., 1925г., 1937г., 1978г., 1993г. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило  итог предшествующему развитию, определяло новый этап  в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних. Первые конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая, как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли. При написании реферата использовались следующие методы изучения: анализ, синтез, сравнение. При написании работы использовались труды следующих авторов: Исаева И. А., Козловой Е.И.,  Кутафина О.Е. 
 
 
 

  1.   Предыстория конституции в России
 

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность  ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа Сперанского (1809г.) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Новосильцева (1818г.). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”. Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” Пестеля и конституционном проекте Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (ХIХ). Согласно конституционному проекту Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией. Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни

политических  предпосылок. Законы Российской империи  выражали идею самодержавия, а конституция  повлекла бы ограничение царской  власти. Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства

Первым  шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Конституционное значение имели “Учреждение Государственной  Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ  “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

В силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. 
 

  1. Этапы развития Конституции  Российской Федерации.
 

Декреты Второго съезда Советов рабочих  и солдатских депутатов были первыми  актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917г.).

Второй  этап начинается с принятием на Третьем съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) – документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Заключительным, третьим этапом конституционного строительства стало создание Основного закона Республики.

Конституционная комиссия была создана на заседании  ВЦИК 1 апреля этого же года. В ее состав вошли представители от партийных  фракций и от ряда народных комиссариатов. В ходе работы над проектом Конституции между представителями различных фракций обсуждались следующие вопросы.

    1. О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению своей территории.

О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и сёлах) заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций.

    1. О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК.
    2. О социально-экономических преобразованиях. Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т. п.

Все предложения  оппозиции были отвергнуты созданной  в июле 1918 г. специальной комиссией  во главе с В. И. Лениным. В проект в качестве составной части вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. 
 

  1.   КОНСТИТУЦИЯ 1918г.
 

   10 июля 1918 г. на Пятом съезде Советов  была принята первая Советская  Конституция и избран новый  состав ВЦИК, в основном большевистский.

   Основные  принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

    1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

   2. Общие положения Конституции  РСФСР.

    3. Конституция Советской власти.

   4. Активное и пассивное избирательное  право.

    5. Бюджетное право.

   6. О гербе и флаге РСФСР.

   В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

   Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали:

   изменения в Конституцию;

     принятие в состав РСФСР; 

   объявление  войны и заключение мира;

     общее руководство внешней,

   внутренней  и экономической политикой;

   устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т. д.

   Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

   Законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

   Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались  лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признаку пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на "нетрудовые доходы"; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

   Комплекс  провозглашенных конституционных  прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным. 

Конституцию 1918 года характеризуют, как конституцию  революционного типа, принимаемую в  результате насильственного изменения  общественного и государственного строя, отвергающую все прежние  правовые установления, существующие до переворота или революции. 
 
 

  1.   КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924г.
 

В декабре 1922г. 1 съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании  СССР, подписанные  четырьмя республиками, каждая из которых имела свою конституцию.

Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.  В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Советского государства, на причины  объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Договор состоял из одиннадцати глав:

  1. О предметах ведения верховных органов власти СССР
  2. О суверенных правах союзных республик и союзном гражданстве
  3. О Съезде советов СССР
  4. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
  5. О Президиуме ЦИК СССР
  6. О Совете Народных Комиссаров СССР
  7. О Верховном суде СССР
  8. О народных комиссариатах СССР
  9. Об объединённом государственном политическом управлении
  10. О союзных республиках
  11. О гербе, флаге, столице СССР

   Конституция СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. В дальнейшем государственном обороте ссылки на союзный договор стали редки, хотя и не исчезли совсем.

Основной  Закон СССР — новый этап в истории  советского конституционного строительства, отражающий определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь с Российской, а также с Закавказской.

   Конституция отнесла к компетенции Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определил Основной Закон права Союза СССР в сфере международных отношений — политических и экономических.

   Основной  Закон отнёс к ведению Союза:

    1. представительство в международных сношениях с другими государствами,
    2. изменение внешних границ Союза,
    3. заключение внешних займов,
    4. ратификацию международных договоров,
    5. руководство внешней торговлей,
    6. общее управление народным хозяйством, его отраслями,
    7. установление основ судоустройства,
    8. основ законодательства;
    9. установление основных законов о труде,
    10. общих начал в области народного просвещения,
    11. общих мер в области охраны народного здоровья;
    12. право амнистии;
    13. разрешение споров между союзными республиками.
 

   Большое внимание Основной Закон уделил и гарантиям прав членов Союза — союзных республик. Основной Закон содержал специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция Разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Что же касается прав членов Союзов, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству.

   Законодатель  специально подчеркнул и некоторые  важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза, право на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики.

   Суверенным  правом союзных республик было также  право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза.

   Конституция исходила из идеи ограниченности суверенитета как союзного государства в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания.

Система государственных органов, предусмотренная  Основным Законом Союза, вытекала из идеи максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его гражданина. При этом следует отметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР с основными законами объединившихся республик по этой линии. При создании высших органов власти и управления Союза ССР был использован опыт государственного строительства независимых советских республик, в первую очередь, конечно, старейшей из них — РСФСР.  
 

  1.   Конституция РСФСР 1925г.
 

Объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР явилось  причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1925 года. Конституция СССР 1924 г. устанавливала, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении и XII Всероссийского Съезда, утвердившего текст Конституции 1925г., он назван «изменённым текстом Конституции».

В отличие от конституции 1918г.  Конституция РСФСР 1925г не включала в свой текст «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных её принципов и воспроизводила многое из них. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоёв общества, исключила положения о мировой революции в интересах всего человечества.

 Конституция 1925г. сохранила некоторые черты, свойственные Конституции 1918г. Однако новая Конституция стала юридически более строгой, сняла общие политические положения, присущие прежней Конституции. То новое, что характеризует содержание Конституции 1925 года, заключается в следующем:

  1. В ней отражён факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, согласно которой РСФСР передаёт Союзу свои полномочия, отнесённые в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

    В ст.19 определялось, что на территории РСФСР  имеют обязательную силу постановления  верховных органов СССР. Никакие  органы, кроме Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума, СНК, не имеют права издавать законодательные  акты общегосударственного значения на территории РСФСР. В конституции 1925г. Не было закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава СССР (хотя такая норма в Конституции СССР 1924г. имелась).

  1. В связи с появлением субъектов РСФСР в её Конституции появились положения, определяющие статус и полномочия федерации в отношении них.

    В главе 4 Конституции 1925г. «Об автономных ССР и областях» определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Конституций АССР и Положений об автономных областях.

    К ведению  Всероссийского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение  Конституций АССР. К совместному  ведению Съезда и ВЦИК относилось:

      • установление границ АССР и автономных областей
      • утверждение Конституций АССР
      • разрешение споров между АССР и другими частями федерации
      • отмена постановлений Съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию и постановления верховных органов РСФСР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Ознакомившись с работами Исаева, Козловой, Кутафина, мы выяснили, что термин “конституция” происходит от латинского “constitutio”. В нынешнем понимании конституция – единый правовой акт высшей юридической силы. Предыстория Конституции России берёт своё начало от либерально – правовых идей ХIХ.                                                                                                                                          В 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности.                  Выделяются три этапа развития Конституции России, итогом которых стало появление Конституций 1918, 1924 , 1925г. г.

Конституция 1918 г. стала правовой базой для последующего законотворчества. Она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное  развитие России, как и других союзных  республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция  в значительной степени копирует Союзную.

Вторая  Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

На основании  изученного материала можно утверждать, что на изменение конституции влияли многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль. Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Россия не стала исключением. Каждая новая конституция обобщала конкретный опыт истории и обогащала его новым содержанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Исаев И. А. /История государства и права  России: Учебное пособие/. 
  2. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. /Конституционное  право России /
  3. Теория государства и права / курс лекций /
 

   

Информация о работе Конституционное стоительство в россии в 18-25г.г.