Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 07:29, курсовая работа
Первой советской конституцией была Конституция РСФСР 1918. Основные принципы этой конституции были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую власть в период Великой Октябрьской социалистической революции 1917, многие из них отражены в первых декретах Советской власти, нашли отражение в документах Всероссийских съездов Советов, сформулировавших важнейшие положения о советском обществе и государственном устройстве, о системе органов Советского государства, правовом положении граждан и т. д.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1.
1.1 Предпосылки и создание Конституции 1918 года……………….....3
1.2 Основные положения Конституции 1918 года……………..…….....9
1.3 Структура органов власти по Конституции 1918 года……..……...17
Глава 2.
1.1 Избирательное право…..…………………………………………….26
1.2 Правовой статус личности по Конституции 1918 года……..……..30
Заключение……..………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………..……………………....36
В области международной политики новая власть согласно Конституции 1918 г. вела себя не менее противоречиво. С одной стороны, ставились, казалось бы, весьма разумные задачи — достижение «демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций на основе свободного самоопределения наций», провозглашение полной независимости Финляндии и свободы самоопределения Армении (п.4, 6 главы 3 раздела I). С другой — оправдывались явно неправовые действия в области международного общения: аннулирование займов, разрыв тайных договоров, разрыв «с варварской политикой буржуазной цивилизации» (п.«г» главы 2, п.4, 6 главы 3 раздела I), т.е. отказ от преемственности не только во внутренней, но и во внешней политике. Здесь уместно заметить, что именно развитие отечественного конституционного законодательства в XX в. показало важность разработки и использования института преемственности в целях сохранения правового пространства в условиях перехода общества от одной социально-политической системы к другой.
По конституции 1918 года ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной республики. Он должен был давать общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране. В его компетенцию входило объединение и согласование работы по законодательству и управлению и наблюдение за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти. Он рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также он мог издавать собственные декреты и распоряжения. В полномочия ВЦИКа входил созыв Всероссийского Съезда Советов, которому он должен был представлять отчет от проведенной деятельности и доклады по общей политике и другим отдельным вопросам. ВЦИК образовывал СНК для общего управления делами РСФСР. Совместно с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие вопросы общегосударственного значения:
Утверждение, изменение и дополнение Конституции
общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР
установление и изменение границ государства
принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их выхода оттуда
установление и изменение системы мер, весов и денег на территории РСФСР
установление
установление основ организации вооруженных сил РСФСР
издание постановлений о приобретении и утрате гражданства
право общей и частичной амнистии и другие вопросы.
О членах ВЦИКа в Конституции сказано лишь то, что они работают в отделах СНК или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов.
В свою очередь СНК принадлежало общее управление делами РСФСР. Для осуществления этой задачи СНК мог издавать декреты, распоряжения, инструкции и другие нормативные акты, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно должен сообщать ВЦИКу, который вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК. Все постановления решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение также должны были представляться на рассмотрение и утверждение ВЦИКа. Однако в Конституции особо оговорено, что мероприятия, которые требуют неотложного выполнения могут быть осуществлены СНК непосредственно.
Члены СНК стоят во главе отдельных наркоматов, которых всего было образовано 17:
по иностранным делам
по военным делам
по морским делам
по внутренним делам
юстиции
труда
социального обеспечения
просвещения
почт и телеграфов
по делам национальностей
по финансовым делам
путей сообщения
земледелия
торговли и промышленности
продовольствия
государственного контроля
Высший Совет Народного Хозяйства
здравоохранения
При каждом наркоме под
его председательством
Конституция четко устанавливает
ответственность СНК перед
Звание народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК, ведающего общими делами РСФСР и никаким иным представителям Советской власти как в центре так и на местах присвоено быть не могло. Это положение в Конституции оговаривается отдельной статьей.
10 июля 1918 на V Всероссийском съезде Советов была принята первая конституция РСФСР, она юридически оформила провозглашенную большевиками высшую власть – «диктатуру пролетариата» – в форме Советской власти, по существу диктатуру большевиков. Конституция объявляла главной задачей РСФСР установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах. К числу отличительных черт Конституции относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования, ориентирование на все мировое сообщество.
Конституция 1918 объявляла Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в Республике как в центре, так и на местах принадлежит этим Советам. Конституция закрепляла принципы советского государственного строительства. Устанавливалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы во главе со своими органами Советской власти.
Конституция впервые
законодательно закрепила конструкции
высших и местных органов
Совнарком создавался ВЦИКом для общего управления делами Советской Республики. О принятых постановлениях и решениях Совнарком должен немедленно сообщать ВЦИКу. ВЦИК имел право отменить или приостановить всякое постановление или решение Совнаркома. Конституция закрепляла систему Народных комиссариатов, во главе которых стояли члены Совнаркома – народные комиссары. Конституция устанавливала 18 комиссариатов: 1) по иностранным делам, 2) по военным делам, 3) по морским делам, 4) по внутренним делам, 5) юстиции, 6) труда, 7) социального обеспечения, 8) просвещения, 9) почты и телеграфов, 10) по делам национальностей, 11) по финансовым делам, 12) путей сообщения, 13) земледелия, 14) торговли и промышленности, 15) продовольствия, 16) государственного контроля, 17) Высший совет народного хозяйства, 18) здравоохранения7.
Конституируя высшие
органы государственной власти, основной
закон определял
Конституция установила порядок организации Советской власти на местах – на основе полновластия Советов. Высшими органами власти в пределах данной территории являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а в период между съездами – их исполнительные комитеты, избиравшиеся соответствующими съездами Советов. Устанавливалось число членов исполкомов: по области и губернии – 25 человек, по уезду – 20, волости – 10.
Съезды советов созывались исполнительными комитетами, в сроки: областной съезд не реже двух раз в год, губернский и уездный – одного раза в три месяца.
Конституция определяла компетенцию местных органов государственной власти, которая охватывала все стороны местной жизни: исполнения всех актов вышестоящих органов Советской власти, принятия мер к развитию культуры и хозяйства.
Основной закон закрепил
единообразие в организации Советского
государства, которое вырабатывалось
и внедрялось в жизнь на протяжении
всего послеоктябрьского
Конституция 1918 все основные вопросы советского строительства того периода решала на основе практики диктатуры пролетариата.
Конституция закрепляла принципы избирательной системы, характерные для Советского государства диктатуры пролетариата.
Конституция закрепляла систему Всероссийских и местных съездов Советов, установившуюся практику многостепенных выборов. Непосредственно на своих собраниях избиратели выбирали только городские и сельские Советы. Вышестоящие органы Советской власти избирались многостепенно: депутаты волостных съездов советов избирались сельскими советами из своей среды, депутаты съездов Советов – сельскими и городскими Советами, депутаты губернских (окружных) съездов волостными съездами и городскими Советами, депутаты областных съездов советов – уездными съездами и городскими советами (или губернскими съездами, если они созывались непосредственно перед областными). Депутаты Всероссийских съездов Советов – губернскими съездами и городскими Советами.
Конституция закрепила различия в нормах представительства рабочих и крестьян (что должно было обеспечить в Советах руководящую роль рабочего класса). Городские Советы посылали на Всероссийские съезды Советов 1 делегата от 25 тыс. избирателей и губернские съезды 1 делегата от 125 тыс. жителей. Такое же соотношение 1 к 5 устанавливалось и при выборах областных и губернских съездов Советов. Преимущество городских Советов, представлявших прежде всего рабочих, заключалось и в том, что они посылали своих депутатов на съезды Советов непосредственно, вплоть до Всероссийских. Так Конституция создавала преимущества рабочим перед громадным большинством крестьянского населения страны.
Избирательное право, закрепленное конституцией, лишало избирательных прав «эксплуататоров» – владельцев частной собственности, обеспечивая их политическую изоляцию.
По Конституции лишались прав избрать и быть избранными служащие и агенты бывшей полиции, корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.
Правом избирать и быть избранными в Советы конституция наделяла всех граждан обоего пола, достигших 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли.
Конституция 1918 не устанавливала порядка голосования. Его выбор был предоставлен местным Советам, но фактическое голосование повсюду было открытым (поднятием рук).
Начиная с первого дня своего существования. Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. О них говорилось выше. Но формы власти и управления во многом складывались стихийно, в ходе революционного процесса. Чтобы урегулировать этот процесс и закрепить те формы, которые соответствовали главным устоям новой государственности, была необходима официальная Конституция. Ее создание - переломный момент в становлении Советского государства.
Была создана межпартийная
комиссия (пропорционально
Споры в комиссии были принципиальными, но все же удалось создать документ, который не сковывал поиск государственных форм: основные положения этой Конституции, несмотря на поправки и дополнения, сохранились вплоть до 1936 г., в течение 18 очень бурных лет. Главные противоречия, вызывавшие споры, были между сторонниками ослабления центральной власти государства, развития инициативы местных властей и теми, кто стремился к концентрации власти в центре. Другая плоскость в принципе той же проблемы касалась типа федерации: одни требовали, говоря нынешним языком, большего «суверенитета регионов», другие стремились укрепить, под новым идеологическим оформлением, «единую и неделимую» Россию.
10 июля 1918 г. V Всероссийский
съезд Советов принял