Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:47, реферат
Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Нормативное содержание конституции. 4
2. Научное обоснование главенства конституции. 5
3. Конституция МССР 1941 года. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ЛИТЕРАТУРА: 10
Содержание
Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
Но гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле - это в своём роде закон законов. Она не может быть изменена путём издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда её положений, но перестали теперь действовать.
Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент её принятия. Конституцию можно назвать общественным договором (договор не в юридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удаётся согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок. Однако, нельзя утверждать, что конституция учитывает все социальные интересы в равной мере. Так, общность более влиятельная по тем или иным причинам (экономическим и пр.) обычно оказывает более сильное влияние, определяющее влияние на содержание конституции. Тому примеры из недавнего прошлого стран бывшего «социалистического лагеря» и бывшего СССР.
По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять «хорошую» конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции.
Для
того чтобы конституция действовала,
она должна учитывать реальные условия
страны, уровень правовой культуры населения
и многие другие факторы общественной
жизни. В этих условиях конституция —
юридическая база развития законодательства,
правоприменительной практики,
правосознания. Она закрепляет
существующий «каркас» общественного
и государственного строя, устанавливает
основы политического процесса в обществе.
Но это не значит, что конституция
— лишь простой слепок существующей
ситуации.
Содержание конституции является нормативным комплексом, состоящим из основных принципов для всех сфер политической, экономической, социальной, культурной и т.д. жизни. Это причина, по которой часто конституция характеризуется как фундаментальный закон, стоящий в основе государственной организации и являющийся правовой буквой законодательства в целом.
Содержание конституционных правил придает конституции характер основного закона, поскольку социальные отношения, образующие предмет этих правил, являются основными отношениями и важны для установления, сохранения и осуществления государственной власти.
Большинство конституций в своем тексте предусматривают, что они принимаются народом и от имени народа. В Конституции США использована формула "мы, народ Соединенных Штатов Америки...», в Германии -«немецкий народ... принял будучи держателем власти, настоящий Фундаментальный закон», во Франции - «французский народ утвердил ... Конституционный закон».
В зависимости от содержания, между конституциями государств есть существенные различия. В некоторых конституциях отсутствуют нормы, устанавливающие порядок создания государственных органов власти, есть только ссылка на правовую норму, предусматривающую это.
Нормативное
содержание конституций большинства государств
состоит из норм, которые касаются: формы
правления, государственной структуры,
политического режима государства, политических
экономических, социальных и религиозных
основ государства, правового статуса
лица, разделения властей в государстве,
контроля за конституционностью законов,
прав и обязанностей граждан и др.
Главенство конституции, это качество конституции1, располагающее ее на вершину политико-правовых институтов общества какого-либо государства, она будучи источником правил в экономической, политической социальной и юридической областях.
Главенство конституции обосновывается ее содержанием и формой: материальное и формальное главенство. Материальное главенство основано на том, что весь правовой порядок основывается на конституции. Что касается формального главенства, она объясняется делением конституций на суровые и гибкие. Эта классификация связана с формами разработки конституции.
Главенство конституции обосновывалось и обосновывается демократизмом2 Конституция является одним из правовых средств реализации демократизма в организации деятельности государства.
Конституция является основным источником политической системы, а также правовой национальной системы. Она возведена на вершину иерархической лестницы политических и нормативных актов, которым предоставляет политическую и, соответственно, юридическую законность в мере, в которой они соответствуют во всем нормам и принципам, которые она утверждает.
Содержание фундаментального закона отражает социально-политические и исторические условия, существующие в определенный момент в определенном обществе, исторические традиции, национальные интересы, политическую культуру народа.
Письменные конституции разрабатываются представительскими органами на национальном уровне (конституционными собраниями, конгрессами), члены которых обладают качеством представителей нации.
Конституция как главный источник права, является его неотъемлемой частью. Она устанавливает основные принципы для правовой системы в целом. Все остальные разделы находят для себя отправную точку в положениях конституции. Любое отклонение от нее считается нарушением конституции, что ведет к недействительности соответствующей нормы. Если в конституционную норму внесены изменения, тогда вносятся изменения и в норму правового раздела, поскольку необходимо соответствие права в целом с конституцией. Главенство конституции подразумевает ряд юридических последствий, но в то же время оно обеспечено и гарантиями. Обеспечение главенства конституции означает и обеспечение социальной стабильности и правопорядка в государстве3.
Следующий этап эволюции конституционности в Молдове относится к образованию Молдавской Республики и принятию Конституции МССР 1941 года. Основные черты и принципы этой конституции характеризуются преемственностью положений Конституции МАССР 1936 года, Конституции УССР 1937 года, а также Конституций МАССР 1925 и 1938 годов.
После событий 1940 года была создана МССР. Наше государство было включено в состав СССР. 10 февраля 1941 года I сессия Верховного совета МССР приняла Конституцию МССР. Конституция состояла из 11 глав и 125 статей. По структуре и наименованию глав она не отличалась от конституций остальных советских республик.
В главе I МССР провозглашается государством рабочих и крестьян, созданным в результате свержения власти помещиков и капиталистов и установления диктатуры пролетариата.
Государственной собственностью объявляются крупные фабрики и заводы, большие дома, поскольку маленькие могли оставаться в частной собственности, что стало одной из отличительных черт Конституции МССР 1941 года. Другой отличительной чертой этой конституции был тот факт, что среди предметов, которые могли находиться в частной собственности, числился и сельскохозяйственный инвентарь.
В главе II МССР провозглашается государством с суверенными правами, которое может независимо осуществлять государственную власть. Согласно Конституции территория МССР не может быть изменена без ее согласия.
Высшими органами государственной власти Конституция указывала Верховный совет и Президиум Верховного совета, оба были наделены законодательной и частично исполнительной властью. Совет народных комиссаров - Правительство МССР характеризовалось как высший распорядительный орган государственной власти, состоящий из Верховного совета МССР во главе которого находился его председатель.
Местными органами Конституция указывает местные советы -органы, избранные на основе всеобщего равного прямого тайного голосования.
Правосудие осуществлялось Верховным судом МССР, районными народными судами и специальными судами СССР.
Провозглашено право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости и на образование. Провозглашено право на объединение в общественные организации и перечислены эти организации, затем отмечено, что самые активные и сознательные могут объединиться в Коммунистическую партию большевиков. Были зафиксированы и обязанности по защите социалистической собственности, военной службе.
Внесение
изменений в Конституцию мог осуществить
лишь Верховный совет МССР двумя третями
голосов. Конституция 1941 года временно
позволяла существование малой частной
собственности. Эта Конституция отказалась
от всеобщих принципов: политического
плюрализма, разделения власти, верховенства
закона и правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремление построения действительно демократического правового государства вызывает только лишь положительные эмоции и возможно, после длительного периода времени запретов и ограничений, даёт возможность как гражданам РМ, так и иностранцам и лицам без гражданства, пользоваться правами и свободами индивидуумов свободного цивилизованного общества. И до сих пор многие испытывают большие трудности и лишения, хотя большинство из них, являются последствиями экономических и социальных изменений в нашей стране.
И для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни.
В
соответствии с концепциями
В отличие от других нормативных актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой.
Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным собранием.
Таким
образом, конституция — это
основной закон государства,
определяющий пределы осуществления государственной
власти и представляющий собой систему
правовых норм, регламентирующих государственный
строй страны, принципы правовой системы
государства и основы его
взаимоотношений с населением.