Конституция СССР 1936 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, реферат

Описание

За период с 1924 г. до 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения.
Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки «эксплуататорских классов», изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни).

Содержание

Введение …………………………………………………………..3
Предпосылки………………………………………………………4
Новая конституция 1936 г. Общие принципы…………………..6
Государственное устройство……………………………………..8
Права граждан по Конституции 1936 г…………………………13
Конституция 1936 г. и политические репрессии……………….18
Список литературы……………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Приволжский филиал

 

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

 

 

 

Конституция СССР 1936 г

 

 

Смирнова Анна Сергеевна

1 курс, 101 группа

А.И. Торопкин к. и. н., профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин

ПФ ГОУ ВПО РАП

Б.И. Королев к. и. н., профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин

ПФ ГОУ ВПО РАП

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………..3

Предпосылки………………………………………………………4

Новая конституция 1936 г. Общие принципы…………………..6

Государственное устройство……………………………………..8

Права граждан по Конституции 1936 г…………………………13

Конституция 1936 г. и политические репрессии……………….18

Список литературы……………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За период с 1924 г. до 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения.

Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки «эксплуататорских классов», изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни).

Сильные трансформации произошли в среде крестьянства.

Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ

Впервые вопрос о некоторых изменениях в системе власти СССР был поднят на семнадцатом съезде ВКП(б) в 1934 году и носил характер административной реформы. На съезде И.В. Сталин подверг критике бюрократизм аппарата управления, указав, как на виновников, на «людей с известными заслугами в прошлом» и призвал таких людей «без колебаний снимать с руководящих постов, смещать с понижением в должности».

Ту же мысль Сталина в своем докладе об оргвопросах развил Л.М. Каганович: «Шахтинский процесс, как все последующие процессы, вскрыл, что многие из наших коммунистов – руководящих работников, не зная техники, не пытаясь овладеть ею, слепо доверялись <старым> специалистам, работали как «комиссары» худшего типа. Советский Союз превратился в страну массового технического образования. Молодые специалисты, окончившие вузы и техникумы в годы первой пятилетки, составляют более половины всех специалистов».

Таким образом, Каганович объявил об очередной реорганизации структуры партаппарата всех уровней, о переходе в ней к производственно-отраслевому принципу с максимальным использованием коммунистов не с «прошлыми заслугами», а обладающих высшим образованием. Были созданы принципиально новые, отраслевые, отделы ЦК ВКП(б), призванные осуществлять повседневное наблюдение за работой соответствующих наркоматов и ведомств, взамен прежних, функциональных отделов. Власть трансформировалась из партийно-советской в откровенно партийную, многоступенчатую.

Специфическая позиция Сталина на съезде, обусловленная нежеланием провоцировать конфликты и расколы в партии, и указанные выше административные перемены свидетельствовали о скором коренном смене курса страны и партии. Наряду с поворотами во внешней политике (отказ от курса на Мировую революции, грядущее вступление в Лигу Наций) должны были произойти и изменения в политике внутренней, а именно смена широкого руководства страны, зачистка политического поля от активных участников революции и гражданской войны.

1 мая 1934 года М.И. Розенберг, замещавший смертельно больного Довгалевского, сообщил в Москву, что сумел добиться от нового министра иностранных дел Франции Луи Барту согласия продолжить активные действия своего предшественника по созданию Восточного пакта.

С этого момента внешнеполитическая ситуация стала кардинально меняться, что и дало возможность группе Сталина (Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Куйбышев) приступить к работе по изменению конституции.

29 мая 1934 года секретарь президиума ЦК СССР А.С. Енукидзе направил в Политбюро письмо, написанное на простом листе бумаги, а не на официальном бланке: «Партгруппа ВКП(б) президиума ЦИК Союза ССР наметила созыв VII съезда Советов Союза ССР 15 января 1935 г. И приняла следующий порядок дня: …6. Конституционные вопросы… По поручению партгруппы прошу обсудить этот вопрос на одном из заседаний политбюро». Двумя днями позже появилось обращение от М.И. Калинина, содержащее просьбу утвердить созыв съезда Советов республики 5 января 1935 г. И повестку дня, в которой шестым пунктом значился «доклад об изменениях и дополнениях конституции РСФСР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1936 Г. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.

Это будет исторический документ, трактующий просто и сжато, почти в протокольном стиле, о фактах победы социализма в СССР, о фактах освобождения трудящихся СССР от капиталистического рабства, о фактах победы в СССР развернутой, до конца последовательной демократии.

Это будет документ, свидетельствующий о том, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах, - уже осуществлено в СССР. (из Доклада В.И. Сталина на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. О конституции 1936 г.)[1]

Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях - от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тыс. предложений, поправок, дополнений.

25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал рассмотрение проекта. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. постатейным голосованием, а затем в целом проект Конституции СССР был единогласно утвержден съездом.

В конечный вариант Конституции 1936г. вошло 13 глав, 146 статей.

Итак, в текст конституции вошло 13 глав. Это:

Глава I. Общественное устройство;

Глава II. Государственное устройство;

Глава III. Высшие органы государственной власти союза советских; социалистических республик;

Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;

Глава V. Органы государственного управления союза советских; социалистических республик;

Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;

Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;

Глава VIII. Местные органы государственной власти;

Глава IX. Суд и прокуратура;

Глава Х. Основные права и обязанности граждан;

Глава XI. Избирательная система;

Глава XII. Герб, флаг, столица;

Глава XIII. Порядок изменения конституции.

Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений, как предшествующие ее основные законы 1918 и 1924 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

В главе II Конституции “Государственное устройство” закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик.

Ведению СССР подлежали:

а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;

б) вопросы войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;

д) утверждение изменений границ между союзными республиками;

е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;

ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик;

з) внешняя торговля на основе государственной монополии;  и) охрана государственной безопасности;

к) установление народнохозяйственных планов СССР;

л) утверждение единого Государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;

м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и строительством союзно-республиканского подчинения;

н) управление транспортом и связью общесоюзного значения;

о) руководство денежной и кредитной системой;

п) организация государственного страхования;

р) заключение и предоставление займов;

с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;

т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;

у) организация единой системы народнохозяйственного учета;

ф) установление основ законодательства о труде;

х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства;

ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство о правах иностранцев;

ч) установление основ законодательства о браке и семье.

То есть в сравнении с предыдущим основным законом СССР, налицо - усиление тенденции на расширение прав Союза.

Каждая союзная республика также имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР (ст.16).

За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР (ст.15 - 18).

Каждая союзная республика имела право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями; имела свои республиканские войсковые формирования.

В главах III - VIII рассмотрена система органов власти и управления.

Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть (ст.30 Конституции) и который избирался сроком на четыре года.

В Основном законе 1936 года происходит утверждение принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей (ст.33 Конституции). Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей были равноправны.

Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Совет Союза избирался по норме - 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось по норме от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной республики по II, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).

Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Он давал толкование законов СССР, издавал указы, производил референдум по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал наркомов СССР с последующим утверждением Верховным Советом СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями ВС СССР объявлял состояние войны; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах (ст.48 - 50).

Уже в это время появляется депутатский иммунитет: депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — без согласия Президиума Верховного Совета СССР (ст.52).

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик являлся Совет Министров СССР (ст.64 Конституции).

Совет Министров СССР был ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Он издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверял их исполнение.

Информация о работе Конституция СССР 1936 г