Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:52, дипломная работа
История германского государства в период Веймарской республики - временное пространство между первой и второй мировыми войнами - до сих пор привлекает к себе внимание специалистов. Связано это с тем, что ряд постсоветских республик находится в состоянии, аналогичном Веймарской республике. Также как и Германия, СССР потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Также как и в Германии, произошёл слом старой государственной и правовой систем. Веймарский парламентарный строй существовал в условиях острого социально-политического кризиса. С подобными проблемами столкнулись Россия и Украина. Помимо решения внутренних проблем, этим странам, как и Германии в 1929-1933 гг., предстоит пережить приближающийся мировой экономический кризис.
Введение 3
Глава 1. История создания Веймарской конституции 7
1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции 7
1.2 Основные шаги правительства Германии по созданию конституции 8
Глава 2. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии 11
2.1 Организация государственного единства Германии 11
2.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции 17
Глава 3. Права и свободы граждан по Веймарской конституции. 24
3.1 Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии 24
Глава 4. Приход к власти национал-социалистической партии 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Одним из актуальных вопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религии и религиозных обществ. Для страны, в которой религия была значимой сферой общественной жизни, этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церкви не было».24 Все граждане были свободны в выборе религиозных убеждений. Государство не вмешивалось в дела религиозных обществ, а также поощряло их деятельность.
Отдел четвертый второй части называется «Просвещение и школа». Вся система образования находится под охраной государства. Учителя в школах имели права и обязанности государственных чиновников. Достаточное развитие получила социальная поддержка детей из малообеспеченных семей. Большое внимание уделяется религиозному воспитанию в школах. Здесь государство четко выделяет границы религиозного воспитания и обучения «Преподавание религии входит в программу школ, за исключением школ в неисповедных (светских). Оно ведётся в рамках школьного законодательства и в согласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба для прав государства на надзор за школами.
Преподавание религии и совершение церковных обрядов зависят от согласия учителей, а присутствие учеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах и обрядах предоставляются на волю лиц, от которых зависит решение вопроса о религиозном воспитании ребёнка.
Теологические факультеты в высших учебных заведениях сохраняются»25. Школы и их деятельность обладали достаточными свободами и находились под защитой государства. Также можно отметить, что государством поощрялось правовое и гражданственное воспитание школьников в духе немецкой народности.
Следующий и последний отдел
конституции посвящен
В условиях послевоенного кризиса государство заручается поддержкой рабочих и служащих, что достаточно хорошо прописано в Статье 165 Конституции: « Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил. Обоюдные организации (предпринимателей и рабочих) и их соглашения пользуются признанием.
Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета.
Окружные рабочие советы и имперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и для содействия проведению законов о социализации объединяются с представительными органами предпринимателей и иных заинтересованных кругов населения в окружные экономические советы и имперский экономический совет. Последние должны быть построены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в них представлены соответственно их хозяйственному и социальному значению.
Социально-политические и хозяйственно-политические законопроекты крупного значения до внесения их в рейхстаг должны представляться правительством на заключение имперского экономического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такие законопроекты. Если имперское правительство их не одобряет, то оно всё-таки должно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперский экономический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одного из своих членов.
Рабочим и экономическим советам в соответственных отраслях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия. Построение и задачи рабочих и экономических советов, равно как отношения их к другим социальным самоуправляющимся единицам, относятся к исключительному ведению империи».28 В данном случае государство с помощью хозяйственных объединений делало попытку контроля над сектором экономики.
После Первой мировой войны, страны, проигравшие войну и прошедшие социально политические изменения в структуре государственной власти такие как Германия и Россия уделяли внимание социальной сфере общественной жизни. Так по Веймарской Конституции некоторым слоям населения: старикам, детям, матерям, рабочим, государство создает возможность страхования.
Проанализировав
вторую часть Конституции, посвященную
правам и обязанностям граждан, мы приходим
к выводу, что в данном вопросе
разработчики, прежде всего, отстаивали
принцип демократизма. Для них первоочередной
задачей, было, наделит граждан правами
и свободами, многих из которых у них не
было до установления Веймарской республики.
На тот период времени не одна Конституция
не регламентировала столь широкий круг
прав и свобод. Веймарскому правительству
в полной мере удалось справиться с задачами,
которые стояли перед ними в тот не легкий
период истории Германии.
Глава 4. Приход к власти национал-социалистической партии
Причины падения Веймарской республики. Установление нацистской диктатуры
германия
Как уже отмечалось в начале, Веймарская Конституция заботилась прежде всего о защите государства. Достаточно вспомнить догмат "сначала должно быть государство, которое могло бы защитить основные права".
Если Веймарская конституция закрепляла существенные элементы либеральной концепции защиты государства, возникает вопрос о том, почему республика погибла - несмотря на это или, может быть, даже из-за этого. Или, может быть, сыграли свою роль факторы, о которых либералы домартовского29 периода вообще еще не задумывались?
Поражение Веймарской республики невозможно объяснить каким-то одним обстоятельством: институциональными недостатками Веймарской конституции, мировым экономическим кризисом конца 20-х — начала 30-х годов, нищетой и массовой безработицей, способствовавших расширению электоральной базы национал-социалистов, либо отсутствием демократических преобразований в органах юстиции, управления и в армии. Вину за поражение первой демократии в Германии не стоит также возлагать исключительно на отдельных политиков, не обладавших необходимыми личностными качествами. Решающей причиной не может быть и харизматическая привлекательность образа фюрера: к концу 1932 — началу 1933 года Гитлер и национал-социалисты уже прошли пик любви избирателей. Крах Веймарской республики — результат пересечения целого комплекса причин.
До
последнего момента переход Германии
к диктатуре не был неизбежностью.
Большинству главных
После назначения Гитлера на пост рейхсканцлера демократические партии не смогли выработать общей решительной программы действий, даже партии центра подумывали о коалиции с НСДАП. Курт фон Шлейхер не смог представить рейхспрезиденту достойной альтернативы отложенным в нарушение конституции выборам в рейхстаг. Его правительство таким образом получило возможность продолжить свою работу несмотря на полученный вотум недоверия. Этот вотум недоверия можно было проигнорировать, указав на неспособность парламента, вынесшего его, создать правительственную коалицию, и тем самым обусловить возможность смены правительства конструктивным вотумом недоверия, хотя Веймарская республика его и не предусматривала. Концепция конструктивного вотума недоверия была разработана ещё в 1927 году, и соответствующая аргументация для рейхспрезидента Гинденбурга была подготовлена Шлейхеру его советниками.
К моменту назначения Гитлера рейхсканцлером его партия после нескольких попыток добиться власти, закончившихся неудачей, находилась в глубоком внутреннем кризисе. То, что национал-социалисты пропагандистски называли «захватом власти», скорее было её передачей в самый последний момент в результате определённого стечения обстоятельств.
Велькер,
наверное, прокомментировал бы такую
конструкцию так: конституция несбалансированна,
демократический элемент
«Средства защиты, которые оставались в распоряжении тающего числа демократов и "разумных республиканцев", были скромными. Конституция не содержала особо защищенного нормативного ядра, все ее положения отдавались на усмотрение законодателя. Она гарантировала свободу деятельности всем политическим силам при условии, что они преследуют свои цели мирными средствами. Таким образом, защитой пользовались также легально действующие силы, стремившиеся к устранению демократического строя»30. Рихард Тома, один из известнейших толкователей конституции, заявлял по этому поводу в своем официальном комментарии к имперской конституции: "Конечно, демагоги могут употребить эту свободу во зло - но иначе какая это была бы свобода? С точки зрения демократизма и либерализма, из которого должно исходить толкование, невозможно считать государственным переворотом или бунтом то, чего легально захочет и о чем примет решение явное и несомненное большинство народа - даже если это перевернет основы теперешней конституции!" Ведущие толкователи конституции преклонялись перед релятивистским пониманием демократии. Демократия считалась прежде всего системой формальных правил, в соответствии с которыми существующий строй можно было бы мирным путем изменять в любом желаемом направлении. Это был сознательный отход от основ монархического административного государства с его принципом "надпартийности". Защита Веймарской республики считала всех участников политической борьбы в принципе равноправными, покуда они соблюдают ее правила и не прибегают к насильственным средствам. Применение методов административного государства считалось абсолютно нежелательным. Гитлер довел этот подход до абсурда, защищая в открытом письме рейхсканцлеру Брюнингу свое право на легальную трансформацию системы: "Вы как "государственный деятель" отказываетесь признать, что если мы легальным путем придем к власти, то тогда мы можем покончить с легальностью. Господин рейхсканцлер, основополагающий тезис демократии гласит: "Вся власть исходит от народа". Конституция определяет, каким образом концепция, идея и тем самым организация может получить от народа право на осуществление своих целей. Но в конечном счете конституцию определяет народ."
Тоталитарные движения быстро приспособились к условиям борьбы в Веймарском государстве, где либерально-демократическая система защиты государства была направлена против пропаганды и применения насилия и не предлагала эффективных инструментов защиты от легально действовавших врагов конституции.
Итак, легальная тактика экстремистских партий попала после начала мирового экономического кризиса на плодородную почву и привела в конце концов к национал-социалистической диктатуре.
Социальный
историк Детлеф Й. Пойкерт приводит
«четыре разрушительных процесса»,
каждый из которых по отдельности по его
мнению мог сломить Веймарскую республику:
Антидемократическое мышление, Структурные
слабости политического строя / правительства,
Версальский договор, Экономический кризис,
Раскол рабочего движения.
Заключение
Веймарская конституция – документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только для Германии, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических и экономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она, вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемы демократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы. Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачных попыток решения проблем демократии конституционным путем.
Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путем всеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство, нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членов рейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избранным предоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.
Конституция декларировала независимость судей, их подчиненность закону.
Однако независимость судебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.
Конституция
предусматривала образование
Информация о работе Конституция Веймарской республики Германии