Контрольная работа "Экономическая история"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:43, контрольная работа

Описание

1. Значение экономической истории и её место среди остальных экономических наук.
2. Индустриальный период экономической истории: общая характеристика становления.
3. Логическое задание: По каким признакам можно судить про отношения страны к индустриальной стадии развития экономики?

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по экономической истории.docx

— 217.40 Кб (Скачать документ)

       В историю английской цивилизации навсегда вошли имена Картрайта, Кея, Кромптона, Харгривса. Деятели туманного Альбиона открыли новую страницу в развитии производительных сил. Но созданные ими прядильные и ткацкие станки нуждались в качественно новом, универсальном двигателе, который бы непрерывно и равномерно (именно этого не могло обеспечить водяное колесо) приводил эти станки в однонаправленное вращательное движение.  
     Попытки использования на мануфактурах машин имели место и раньше – первым примером такого рода была шелкомотальная машина итальянского механика Франческо Боридано, созданная еще в XIII веке; эта машина приводилась в движение водяным колесом и заменяла 400 рабочих.  Этот пример показывает что промышленная революция могла произойти гораздо раньше - однако машина Боридано осталась уникальным примером потому, что внедрение техники наталкивалось на противодействие ремесленников, которые боялись потерять работу [3].  
     В 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. В 1598 году из Англии был вынужден бежать изобретатель вязальной машины Вильям Ли.

     В 1733 году ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», он подвергся преследованиям ткачей, его дом был разгромлен, и он был вынужден бежать во Францию. Однако многие ткачи втайне продолжали использовать челнок Кея – их избивали, в 1767 году в Лондоне произошло большое столкновение между ткачами.  
     В 1765 году ткач и плотник Харгривс создал механическую прялку, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни»; эта прялка увеличивала производительность труда прядильщика в 20 раз. Рабочие ворвались в дом Харгривса и сломали его машину – однако несмотря на это сопротивление, через некоторое время «Дженни» стала использоваться прядильщиками. В 1769 году Ричард Аркрайт запатентовал прядильную ватерную машину, рассчитанную на водяной привод – с этого момента машины стали использоваться на мануфактурах и изобретатели получили поддержку могущественных владельцев крупных капиталов.

      Первые машины создавались механиками-самоучками, они изготавливались из дерева и не требовали инженерных расчетов. Техника развивалась независимо от науки. После того как сопротивление противников машин стало ослабевать, новые машины стали появляться одна за другой. В 1774-1779 годах Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую более качественную ткань, чем машина Аркрайта.

     В 1784 году Эдмунд Картрайт создал ткацкий станок, который увеличил производительность ткачей в 40 раз.  

     Промышленная  революция была сложным процессом, происходившим одновременно в различных  отраслях промышленности.  В горной промышленности одной из основных производственных проблем была откачка воды из шахт. В 1698 году англичанин Севери создал машину, использовавшую для этой цели силу пара; в 1712г Томас Ньюкомен усовершенствовал эту машину, снабдив ее цилиндром и поршнем. В машине Ньюкомена находившийся в цилиндре пар конденсировался впрыскиванием воды, в цилиндре создавалось разряжение, и поршень втягивался внутрь цилиндра под воздействием атмосферного давления. К 1770 годам в Англии работало уже около 200 машин Ньюкомена, однако они имели неравномерный ход, часто ломались и использовались только на шахтах.

     В Англии в 1763 году к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт. В то время Уатт был лаборантом университета в Глазго и ему поручили отремонтировать сломавшуюся модель машины Ньюкомена. Разобравшись в недостатках модели, Уатт создал машину, принципиально отличавшуюся от нее; во-первых, поршень в машине Уатта двигало не атмосферное давление, а пар, впускавшийся из парового котла; во-вторых, после завершения хода поршня отработанный пар выводился в специальный конденсатор.

          В 1769 году Уатт взял патент  на свою машину, но специалисты  утверждали, что идея Уатта не  может быть практически реализована:  при тогдашней технике невозможно  было обточить математически  правильный паровой цилиндр. Уатту  повезло, что как раз в это  время была создана совершенная  машина, предназначенная для высверливания  стволов пушек. Уатту удалось  привлечь к делу крупного фабриканта  Мэтью Болтона, который ради этой идеи поставил на карту все свое состояние.

          В 1775 году на заводе Болтона в Бирмингеме было налажено производство паровых машин; однако только через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. В 1784 году Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, в котором пар поочередно толкал поршень с двух сторон; в этой машине был применен центробежный регулятор, автоматически поддерживавший заданное число оборотов. 

         Но ученый на этом не остановился.  Он изобрел шарнирный механизм  — «параллелограмм Уатта» (называется  так потому, что часть звеньев  — рычагов — входящих в  его состав, образует параллелограмм), который преобразовывал возвратно-поступательное  движение поршня во вращательное  движение главного вала. Теперь  ткацкие станки могли работать  непрерывно. На смену водяному  колесу пришел новый источник  энергии. 

          Радость промышленников была  безмерной. Для развития поточного  производства машин изобретатель  придумал специальные формулы.  Не имея еще математической  символики, они являли собой  лишь словесное описание.

               В 1804 году инженер А. Вулф  запатентовал машину, работающую  при давлении 3-4 атмосферы, повысив  к.п.д. более чем в 3 раза. Массовое  производство паровых машин было  невозможно без точных токарных  станков; решающий шаг в этом  направлении был сделан механиком  Генри Модсли, который создал самоходный суппорт. С этого времени стало возможным изготовление деталей с допуском в доли миллиметра – это было начало современного машиностроения.

     Возникновение машин вызвало потребность в  металле. Раньше чугун плавили на древесном угле, а лесов в Англии почти не осталось. В 1785 году Генри  Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала  одной из основных отраслей промышленности.

Уже вскоре после появления паровой машины начались попытки создания пароходов. В 1802 году американец ирландского происхождения Роберт Фултон построил в Париже небольшую лодку с паровым двигателем и продемонстрировал ее членам Французской Академии. Однако ни академики, ни Наполеон, которому Фултон предлагал свое изобретение, не заинтересовались идей парохода. Фултон вернулся в Америку и на деньги своего друга и покровителя Ливингстона построил пароход «Клермонт»; машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. 

     В 1807 году «Клермонт» под восторженные крики зрителей совершил первый рейс по Гудзону - но не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Через четыре года Фултон и Ливингстон были уже владельцами пароходной компании, через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии - 150. В 1819 году американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830-х годах начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.

      Одновременно со строительством пароходов  делались попытки создания паровой  повозки. Судьба была благосклонна к  Джорджу Стефенсону, механику-самоучке, получившему заказ на постройку  локомотива для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 году Стефенсон построил свой первый паровоз, а затем руководил  строительством железной дороги длиной более 50 км.  Главной идеей Стефенсона было выравнивание пути с помощью  создания насыпей и прорезки выемок, таким образом достигалась высокая скорость движения.      К 1840-м годам Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и хлопчатобумажных тканей, основная часть производства машин. Дешевые английские ткани заполнили весь мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и во многих странах Европы и Азии. 

          В Индии от голода погибли  миллионы ткачей; вымерли многие  большие ремесленные города, такие как Дакка и Ахмадабад. Доходы, на которые раньше существовали ремесленники Европы и Азии, теперь уходили в Англию. Многие государства пытались закрыться от английской товарной интервенции – в ответ Англия провозгласила «свободу торговли»; она всячески – зачастую с использованием военной силы - добивалась снятия протекционистских таможенных барьеров, «открытия» других стран для английских товаров. [4]

       В 1870-х годах в развитии мировой  экономики наступил знаменательный  перелом, этот перелом был связан  с колоссальным расширением мирового  рынка. В предыдущий период  масштабное строительство железных  дорог привело к включению  в мировую торговлю обширных  континентальных областей; появление  пароходов намного удешевило  перевозки по морю. На рынки  огромным потоком хлынула американская  и русская пшеница – цены  на пшеницу упали в полтора,  в два раза. Эти события традиционно  называют «мировым аграрным кризисом».  Они привели к разорению многих  помещиков в Европе – но  вместе с тем обеспечили дешевым  хлебом миллионы рабочих. 

          С этого времени наметилась  промышленная специализация Европы: многие европейские государства  теперь жили за счет обмена  своих промышленных товаров на  продовольствие. Рост населения  больше не сдерживался размером  пахотных земель; бедствия и кризисы,  порождаемые перенаселением, ушли  в прошлое. На смену прежним  законам истории пришли законы  нового индустриального общества.

    1. Логическое задание:

     По  каким признакам  можно судить про  отношения страны к индустриальной стадии развития экономики? 

     Основными признаками принадлежности страны к  индустриальной стадии развития экономики  являются: 
1) размер валового внутреннего продукта на душу населения; 
2) среднегодовые темпы его прироста; 
3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%); 
4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе; 
5) объем прямых инвестиций за рубежом. [2] 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Волкова Н.И. Экономическая история.  Конспект лекций. Одесса: Наука и техника, 2009г. -74с  
  2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с. http://enbv.narod.ru
  3. Економічна енциклопедія. У трех томах. Т. 1-2-3. К., 2000-2001
  4. Лановик Б.Д., Матисякевич М., Матейко Р.М. 
    Економічна історія України і, світу: Підручник / За ред. Б. Д. Лановика. — К.: Вікар, 1999. — 737 с. — (Вища освіта XXI століття). 

 

Информация о работе Контрольная работа "Экономическая история"