Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:43, контрольная работа
1. Значение экономической истории и её место среди остальных экономических наук.
2. Индустриальный период экономической истории: общая характеристика становления.
3. Логическое задание: По каким признакам можно судить про отношения страны к индустриальной стадии развития экономики?
В историю английской цивилизации
навсегда вошли имена Картрайта, Кея, Кромптона,
Харгривса. Деятели туманного Альбиона
открыли новую страницу в развитии производительных
сил. Но созданные ими прядильные и ткацкие
станки нуждались в качественно новом,
универсальном двигателе, который бы непрерывно
и равномерно (именно этого не могло обеспечить
водяное колесо) приводил эти станки в
однонаправленное вращательное движение.
Попытки использования на мануфактурах
машин имели место и раньше – первым примером
такого рода была шелкомотальная машина
итальянского механика Франческо Боридано,
созданная еще в XIII веке; эта машина приводилась
в движение водяным колесом и заменяла
400 рабочих. Этот пример показывает что
промышленная революция могла произойти
гораздо раньше - однако машина Боридано
осталась уникальным примером потому,
что внедрение техники наталкивалось
на противодействие ремесленников, которые
боялись потерять работу [3].
В 1579 году в Данциге был казнен механик,
создавший лентоткацкий станок. В 1598 году
из Англии был вынужден бежать изобретатель
вязальной машины Вильям Ли.
В
1733 году ткач Джон Кей изобрел «летающий
челнок», он подвергся преследованиям
ткачей, его дом был разгромлен, и он был
вынужден бежать во Францию. Однако многие
ткачи втайне продолжали использовать
челнок Кея – их избивали, в 1767 году в Лондоне
произошло большое столкновение между
ткачами.
В 1765 году ткач и плотник Харгривс создал
механическую прялку, которую он назвал
в честь своей дочери «Дженни»; эта прялка
увеличивала производительность труда
прядильщика в 20 раз. Рабочие ворвались
в дом Харгривса и сломали его машину –
однако несмотря на это сопротивление,
через некоторое время «Дженни» стала
использоваться прядильщиками. В 1769 году
Ричард Аркрайт запатентовал прядильную
ватерную машину, рассчитанную на водяной
привод – с этого момента машины стали
использоваться на мануфактурах и изобретатели
получили поддержку могущественных владельцев
крупных капиталов.
Первые машины создавались механиками-самоучками, они изготавливались из дерева и не требовали инженерных расчетов. Техника развивалась независимо от науки. После того как сопротивление противников машин стало ослабевать, новые машины стали появляться одна за другой. В 1774-1779 годах Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую более качественную ткань, чем машина Аркрайта.
В 1784 году Эдмунд Картрайт создал ткацкий станок, который увеличил производительность ткачей в 40 раз.
Промышленная революция была сложным процессом, происходившим одновременно в различных отраслях промышленности. В горной промышленности одной из основных производственных проблем была откачка воды из шахт. В 1698 году англичанин Севери создал машину, использовавшую для этой цели силу пара; в 1712г Томас Ньюкомен усовершенствовал эту машину, снабдив ее цилиндром и поршнем. В машине Ньюкомена находившийся в цилиндре пар конденсировался впрыскиванием воды, в цилиндре создавалось разряжение, и поршень втягивался внутрь цилиндра под воздействием атмосферного давления. К 1770 годам в Англии работало уже около 200 машин Ньюкомена, однако они имели неравномерный ход, часто ломались и использовались только на шахтах.
В Англии в 1763 году к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт. В то время Уатт был лаборантом университета в Глазго и ему поручили отремонтировать сломавшуюся модель машины Ньюкомена. Разобравшись в недостатках модели, Уатт создал машину, принципиально отличавшуюся от нее; во-первых, поршень в машине Уатта двигало не атмосферное давление, а пар, впускавшийся из парового котла; во-вторых, после завершения хода поршня отработанный пар выводился в специальный конденсатор.
В 1769 году Уатт взял патент
на свою машину, но специалисты
утверждали, что идея Уатта не
может быть практически
В 1775 году на заводе Болтона в Бирмингеме было налажено производство паровых машин; однако только через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. В 1784 году Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, в котором пар поочередно толкал поршень с двух сторон; в этой машине был применен центробежный регулятор, автоматически поддерживавший заданное число оборотов.
Но ученый на этом не
Радость промышленников была
безмерной. Для развития
В 1804 году инженер А. Вулф
запатентовал машину, работающую
при давлении 3-4 атмосферы, повысив
к.п.д. более чем в 3 раза. Массовое
производство паровых машин
Возникновение машин вызвало потребность в металле. Раньше чугун плавили на древесном угле, а лесов в Англии почти не осталось. В 1785 году Генри Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала одной из основных отраслей промышленности.
Уже вскоре после появления паровой машины начались попытки создания пароходов. В 1802 году американец ирландского происхождения Роберт Фултон построил в Париже небольшую лодку с паровым двигателем и продемонстрировал ее членам Французской Академии. Однако ни академики, ни Наполеон, которому Фултон предлагал свое изобретение, не заинтересовались идей парохода. Фултон вернулся в Америку и на деньги своего друга и покровителя Ливингстона построил пароход «Клермонт»; машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта.
В 1807 году «Клермонт» под восторженные крики зрителей совершил первый рейс по Гудзону - но не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Через четыре года Фултон и Ливингстон были уже владельцами пароходной компании, через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии - 150. В 1819 году американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830-х годах начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.
Одновременно со строительством пароходов делались попытки создания паровой повозки. Судьба была благосклонна к Джорджу Стефенсону, механику-самоучке, получившему заказ на постройку локомотива для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 году Стефенсон построил свой первый паровоз, а затем руководил строительством железной дороги длиной более 50 км. Главной идеей Стефенсона было выравнивание пути с помощью создания насыпей и прорезки выемок, таким образом достигалась высокая скорость движения. К 1840-м годам Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и хлопчатобумажных тканей, основная часть производства машин. Дешевые английские ткани заполнили весь мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и во многих странах Европы и Азии.
В Индии от голода погибли миллионы ткачей; вымерли многие большие ремесленные города, такие как Дакка и Ахмадабад. Доходы, на которые раньше существовали ремесленники Европы и Азии, теперь уходили в Англию. Многие государства пытались закрыться от английской товарной интервенции – в ответ Англия провозгласила «свободу торговли»; она всячески – зачастую с использованием военной силы - добивалась снятия протекционистских таможенных барьеров, «открытия» других стран для английских товаров. [4]
В 1870-х годах в развитии
С этого времени наметилась
промышленная специализация
По
каким признакам
можно судить про
отношения страны
к индустриальной
стадии развития экономики?
Основными
признаками принадлежности страны к
индустриальной стадии развития экономики
являются:
1) размер валового внутреннего продукта
на душу населения;
2) среднегодовые темпы его прироста;
3) удельный вес обрабатывающей промышленности
в ВВП (он должен быть более 20%);
4) объем экспорта промышленных изделий
и их доля в общем вывозе;
5) объем прямых инвестиций за рубежом.
[2]
Список используемой литературы
Информация о работе Контрольная работа "Экономическая история"