Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:21, контрольная работа
Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
1. Тема 1: Правовое государство – идеал и действительность…………….. стр. 3
2. Тема 2: Либерализм как общественная политико-правовая доктрина…..стр. 12
3. Список используемой литературы …..……………..……………………...стр. 21
Почему употребляется именно термин "правовой закон"? Известно, что законодательство - наиболее демократическая и современная форма выражения права, и потому нет ли тавтологии, когда говорят о правовом законе? Дело в том, что в обыденном сознании и догматической юриспруденции право и закон отождествляются. Между тем закон - волевой акт государства, обладающий политической направленностью, в то время как право коренится в общественных отношениях и не порождается властью. В силу тех или иных обстоятельств закон может санкционировать произвол законодателя и в этом случае будет антиправом. С таким положением сталкиваются тем чаще, чем менее демократичен политический режим, чем сильнее зависимость высшего представительного органа государства от аппарата управления и фактического господства бюрократии, чем настоятельнее закон подменяется актами исполнительной власти, которые неправомерно относят к разряду законодательных актов и которые фактически подменяют законы, регулируют важнейшие отношения вопреки закону, являясь тем самым явными актами беззакония и произвола. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям.
Право
и правопорядок существуют и развиваются
только при демократическом
Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев, и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.
Высшую юридическую силу имеет Основной Закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.
Верховенство
права должно быть не только в законотворческой
деятельности государства, но и в
правоприменительной
Верховенство правового закона также означает его всеобщность, то есть его предписания в равной степени распространяются на все субъекты правоотношений. Закон один для всех, и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязаны подчиняться и глава государства, обладающий большими полномочиями, и должностные лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной, длительной процедуры обсуждения и принятия нового проекта. Таков смысл требования принципа правления правового закона. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что в конечном счете сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства.
Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство зиждется на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в Основном Законе и им гарантированы. В настоящее время права личности достаточно определенно сформулированы в ряде важнейших международных правовых актов, под которыми стоит подпись и Российской Федерации. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.
Из признания первичности прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида - предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву.
Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.
Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, то есть гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.
Важнейшим
принципом организации и
Суть
концепции разделения властей заключается
в разграничении (разделении) функций
органов государственной
Однако
речь не идет о полном отделении
друг от друга законодательных, исполнительных
и судебных органов, об уравнивании
этих органов. В правовом государстве
существует механизм взаимного контроля
законодательной, исполнительной и судебной
властей при сохранении каждой значительной
степени независимости от другой власти.
Тема
2: Либерализм как общественная
политико-правовая доктрина.
Предпосылки
возникновения либерализма
Своими
корнями либеральное
При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными направлениями и движениями состояло в том, что каждый из них по-своему, в соответствии с реальностями времени высказывался за пересмотр устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов, за ревизию и модернизацию основных положений, доктрин и концепций в связи с изменившимся положением в обществе. Участники английской буржуазной революции середины XVII в., славной революции 1688 г., войны за независимость США руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной частью либерального мировоззрения.
Поворотным пунктом в формировании либерализма, да и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени следует считать Великую французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В частности, один из ее главных политико-идеологических документов — «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.— в емкой и строго отчеканенной форме провозгласила те идеи, ценности и установки, которые стали важнейшими системообразующими элементами классического либерализма: «Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
Как
правило, выделяют две исторически
сложившиеся либеральные
Собственный
существенный вклад в разработку
либеральных идей внесли представители
русской общественно-
В
целом либеральное
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «История политических и правовых учений»