Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание

Теократическое учение Августина Аврелия
В чем суть учения Августина о граде земном и небесном?

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ИППУ.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

 Теократическое учение Августина Аврелия

Аврелий Августин (в православии  Блаженный, 354-430 гг.) – ранний христианский мыслитель (IV-V вв.). Его учение, вобрав в себя наследие античности, соединилось с трудами отцов христианства (патристикой), и само стало частью патристики. Был канонизирован римской церковью. Родился он в семье обедневшего римского патриция-язычника и матери-христианки, учился в риторских школах Мадавра и Карфагена, освоил греческую и римскую философию (особое влияние на него оказал Платон и стоики). Открыл в Карфагене собственную школу риторов. Проповедовал сначала манихейство, но в 387 г., во время поездки в Италию крестился. В 388 г. вернулся в Африку, а в 395 г. стал и оставался до конца жизни епископом г.Гиппона. Сочинение «О граде Божием» было им написано в 413-426 гг. Импульсом для него было падение Рима под ударами остготов в 410 г. Мировоззрение Августина сочетало неоплатонизм, христианскую мистику и мифологию: «…Писание… покорило себе всякого рода умы человеческие по воле высочайшего провидения, возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимыми впечатлениями на человеческие души».

В чем суть учения Августина  о граде земном и небесном?

Начиная с грехопадения, люди живут в двух градах (царствах): земном и небесном. Все учреждения, весь «град земной» - результат греховности человека, извращенной свободной воли, за которые Бог не отвечает. Человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. История заканчивается страшным судом: греховный земной град рушится. Падение Рима тому сигнал. Но гибель Рима не конец истории. Существует «град Божий» – община праведников, следующих божественным установлениям. В земном граде люди живут по плоти; их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде, наоборот, – по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. Так создана теория разделения двух властей (двух царств) – града божьего и земного. Церковная власть – высшая, но обе власти обладают суверенитетом, и вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но есть и точки взаимодействия: государство защищает церковь от варваров, еретиков, а церковь воспитывает паству в духе гражданственности. Позднее эти идеи  папский престол истолковал для обоснования вторжения в сферу светской власти. Папа Григорий VII в ХI в. проповедовал «политический августинизм», считая власть королей законной, только если они подчиняются папе, уподобляя королей и императоров епископам, которых назначает папа. Августину принадлежит сравнение папской власти с солнцем, а короля – с луной. Августин разделял представления античности о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но эти процессы обусловил божественной волей. Природа толкает к объединению для внутреннего мира и внешней безопасности: «Земной град, который верою не живет, стремится к миру земному и к нему направляет согласие в управлении и в повиновении граждан, чтобы относительно вещей, касающихся смертной жизни, у них до известной степени был одинаковый образ мыслей и желаний». Эволюция семьи, общества и государства может привести к универсальной общности, объединяющей богов и людей – истинному государству – церкви, которая выше земных страстей и не подменяет земное государство. «...Небесный град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках...». Государство идет к совершенству, если не погрязнет в грехе.

Формы государства предпочтительней те, где уважают Бога и человека, соблюдают справедливость, верность заветам религии. Власть – не собственность, ее цель – обеспечение справедливости, мира и согласия между правителем и подданными. Государство, не соблюдающее справедливость – это грабеж; оно не отличается тогда от шайки разбойников.

В произведении «О Граде Божием» Августин разрабатывает собственное видение истории и учение о «Двух градах» («Царствах») – Граде Земном и Граде Божием.

Учение Августина  о Божьем Граде и Земном Граде

Жизнь Августина пришлась на период после признания христианства доминирующей религией и раздела Римской империи, на период, непосредственно предшествовавший вторжению германских племен, которое разрушило Западную римскую империю. Время упадка этой мировой империи сопровождалось возникновением различных церковных организаций. Именно они в конечном счете выполнили задачу сохранения культурного наследия в греко- и латиноязычном мире. Кроме того, в условиях ослабления императорской власти Церковь взяла на себя часть политической ответственности (вместе с Византией и государствами, образовавшимися в результате переселения народов). Таким образом христианские теологи стали также политическими идеологами.

Августин оказался одним  из первых великих теологов, которые  связали Античность и христианское время. Он синтезировал христианство и неоплатонизм. Поэтому у Августина мы находим уже упоминавшиеся новые христианские представления: «человек в центре», линейное развитие истории, персонифицированный Бог, создавший из ничего вселенную. Но у Августина эти представления выражены на языке античной философии1.

С одной стороны, все  центрировано вокруг человека, поскольку Бог создал все для человека и поскольку спасения ищет человек, созданный по образу Бога и являющийся венцом творения. С другой стороны, опровергнувший скептиков Августин утверждает, что наиболее достоверным знанием мы обладаем о внутреннем мире человека.

Для Августина внутренний мир является скорее полем битвы  различных чувств и побуждений воли, чем областью холодной деятельности рассудка. Внутреннее является сферой иррациональных импульсов, греха, вины и страстного желания к спасению. Но в отличие от стоиков Августин не верит, что мы сами в состоянии управлять своей внутренней жизнью. Мы нуждаемся в милости и «сверхчеловеческой» помощи. Августин действительно полагает, что мы обладаем свободой воли, но одновременно подчеркивает, что мы полностью являемся частью предопределенного Богом плана спасения.

Августин в основном разделяет неоплатонистское понимание  взаимоотношения души и тела. Иначе говоря, душа представляет божественное в человеке. Тело является источником греховного. Человек должен, по возможности, стать свободными от тела и сконцентрироваться на духе, на своем внутреннем мире, чтобы приблизиться к духовному источнику существования вселенной — Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идею первородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.

Августин считает, что  внутри каждого человека развертывается борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает ее и на историческом уровне в виде противостояния Божьего града (civitas Dei) и Града земного (civitas terrena). Подобно тому, как каждая индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история — полем сражения благого и греховного «царства».

Учение Августина о  Божьем Граде и Земном Граде довольно слабо развито, чтобы быть политической теорией, поскольку он рассуждает преимущественно как теолог, а не как политик.

Христианство считалось  причиной падения Римской империи, и Августин должен был защитить его от подобных обвинений. Еще одна интерпретация состоит в том, что, вероятно, Августин думал, хотя и никогда не выражал явно, что Церковь в определенном смысле представляет собой Божье «царство», тогда как Империя — «царство» земное2.

Однако Августин не рассматривал земное царство как случайное и не необходимое. Он считал, что из-за испорченной грехопадением природы человека сильное земное царство необходимо для обуздания зла. Поэтому земное царство является необходимым злом, пока продолжается исторический конфликт добра и зла, то есть в промежуток времени между грехопадением и Судным Днем.

У Августина различие между политикой и моралью (религией), между государем (политиком) и священником является менее четким. Политика также выполняет непосредственно моральную функцию. Она является авторитарным средством контроля над моральным злом. Упрощенно говоря, такова точка зрения Августина на государство и политику после грехопадения. До того как грех пришел на землю, люди были равными, и Августин предполагает, что тогда они были по своей природе общественными созданиями. Но грех сделал необходимым организованную государственную систему, использующую для наказания и защиты принуждение и имеющую четкое распределение прав между правителями и подданными. Даже при отсутствии греха в обществе должен был царить определенный порядок и тем самым определенная форма правления, но без использования принуждения. В земном государстве, где существует зло, правители назначены Богом для поддержания порядка и, следовательно, не получают свою власть от народа. Правители такого государства являются богоизбранными, и народ обязан подчиняться им, поскольку он обязан подчиняться воле Бога.

Однако каким образом  злое (мирское) царство может исправить  зло в людях? Здесь ему помогает хорошее (церковное) царство. Церковь как организация необходима для спасения души путем ее морального, религиозного воспитания, а также с помощью надзора за мирским царством и его действиями по искоренению зла.

Все эти представления стали  решающими для последующего времени. Церковь как организация необходима для спасения. Существующая империя — это христианское государство в том смысле, что все ее члены являются одновременно подданными и императора, и папы3.

О христианском государстве  Августин не говорит. Государство — не священно, оно описано как враждебное христианству. В нем нет справедливости, оно похоже на банду разбойников, захватившую целые области с городами и землями, чтобы безнаказанно их грабить. “Прекрасно и верно отвечал Александру Великому [Македонскому] один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: “Такое же, какое ты повсеместно, но так как я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником, а поелику ты располагаешь огромным флотом, тебя величают императором” (“О Граде Божьем”, 4.4). 
Августин допускал, что языческое государство может иметь некоторую степень справедливости, законности и правопорядка, но в язычестве настоящей добродетели нет, потому что подлинная справедливость вытекает из любви к Богу. Поэтому ни в Римской империи, ни в каком другом мирском союзе нет настоящего правопорядка: лишь в Церкви есть всякая правда, в том числе и социальная справедливость. Впрочем, замечает Августин, в языческом мире есть платонизм, который тоже говорит, что добродетели (включая и справедливость) имеют небесное происхождение. Но, догадавшись о небесной родине, платоники не нашли к ней пути, и, не зная, как перебросить мост от земли к небу, обратились к демонам как к посредниками. Этим они извратили открывшуюся им правду, а в борьбе Небесного и земного градов выбрали сторону последнего. 
Несчастен народ, отвернувшийся от Бога. Там, где нет послушания Богу, душевная жизнь неправильна, разум не овладевает страстями, развращается от порочнейших демонов, а социальная правда не достигается. Господствуют надмение, гордость и все прочие пороки. Лишь христианство способно создать из обычного человека хорошего гражданина, и никакое государство не будет подлинно нравственным, если оно не станет христианским обществом, ибо духовные основы жизни должны быть одни и те же и для отдельного человека, и для общества, и для государства. Церковь может духовно и нравственно сформировать народ — в этом ее социальная миссия. Хорошо сформированное гражданское общество (народ) — это “собрание разумных существ, объединенных общим согласием относительно вещей, которые любит” (“О Граде Божьем”, 19.24). Общество или народ хороши, если хороши те вещи, которые они любят, в противном случае они плохи. И из хороших обществ лучше то, в котором больше степень единодушия. В граде же нечестивых не бывает подлинной разумности, общего согласия и правильного выбора объекта любви. И государство у нечестивых — это только инструмент силы, оно вырастает из греха, оно — следствие первородного греха.

“Не может быть никакой  иной лучшей и совершеннейшей основы для установления и сохранения государства, кроме веры и твердого взаимного согласия, когда именно Бога — высшее и самое подлинное благо — любят все, когда все в любви друг ко другу и в Боге, без всякого лицемерия, потому что любовь эта — во имя Его” (Epist. 137.5.18). Церковь — единственное совершенное общество, и оно — безусловно выше государства, государство должно брать у Церкви образцы правил и законов общественной жизни, а не наоборот. В свою очередь и Церковь вправе использовать силы государства, как и другие мирские силы и блага, для своих целей. 
Это означает, что светская власть должна выслушивать и исполнять предписания власти церковной — прежде всего в делах веры, но затем и в других делах, имеющих значение для Церкви. Действуя по поручению Церкви, светская власть, которая не напрасно носит меч для наказания злых, должна, считал Августин, подавлять пагубную деятельность еретиков.

Августин выдвигает  мысль о единстве человеческой божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием  которых является бой двух царств (градов) - божьего и земного. Дуализм бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества - это те, которые своим морально- религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие; в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и перед церковью.

В своем изложении  плана божьего предопределения  Августин дает периодизацию истории  земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестью днями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые приведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхатологическая концепция; идея прогресса, которая в ней содержится, - религиозно-теологическая.

Церковь в истории  занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его государство также установлены богом, но они не имеют привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и государство должно ей служить. Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественного организма. Понимание общества у Августина является теократическим. 
Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход был интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"