Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:20, контрольная работа
Теократическое учение Августина Аврелия
В чем суть учения Августина о граде земном и небесном?
Аврелий Августин (в православии Блаженный, 354-430 гг.) – ранний христианский мыслитель (IV-V вв.). Его учение, вобрав в себя наследие античности, соединилось с трудами отцов христианства (патристикой), и само стало частью патристики. Был канонизирован римской церковью. Родился он в семье обедневшего римского патриция-язычника и матери-христианки, учился в риторских школах Мадавра и Карфагена, освоил греческую и римскую философию (особое влияние на него оказал Платон и стоики). Открыл в Карфагене собственную школу риторов. Проповедовал сначала манихейство, но в 387 г., во время поездки в Италию крестился. В 388 г. вернулся в Африку, а в 395 г. стал и оставался до конца жизни епископом г.Гиппона. Сочинение «О граде Божием» было им написано в 413-426 гг. Импульсом для него было падение Рима под ударами остготов в 410 г. Мировоззрение Августина сочетало неоплатонизм, христианскую мистику и мифологию: «…Писание… покорило себе всякого рода умы человеческие по воле высочайшего провидения, возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимыми впечатлениями на человеческие души».
Начиная с грехопадения, люди живут в двух градах (царствах): земном и небесном. Все учреждения, весь «град земной» - результат греховности человека, извращенной свободной воли, за которые Бог не отвечает. Человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. История заканчивается страшным судом: греховный земной град рушится. Падение Рима тому сигнал. Но гибель Рима не конец истории. Существует «град Божий» – община праведников, следующих божественным установлениям. В земном граде люди живут по плоти; их любовь к себе доведена до презрения к Богу; в небесном граде, наоборот, – по духу; здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. Так создана теория разделения двух властей (двух царств) – града божьего и земного. Церковная власть – высшая, но обе власти обладают суверенитетом, и вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но есть и точки взаимодействия: государство защищает церковь от варваров, еретиков, а церковь воспитывает паству в духе гражданственности. Позднее эти идеи папский престол истолковал для обоснования вторжения в сферу светской власти. Папа Григорий VII в ХI в. проповедовал «политический августинизм», считая власть королей законной, только если они подчиняются папе, уподобляя королей и императоров епископам, которых назначает папа. Августину принадлежит сравнение папской власти с солнцем, а короля – с луной. Августин разделял представления античности о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но эти процессы обусловил божественной волей. Природа толкает к объединению для внутреннего мира и внешней безопасности: «Земной град, который верою не живет, стремится к миру земному и к нему направляет согласие в управлении и в повиновении граждан, чтобы относительно вещей, касающихся смертной жизни, у них до известной степени был одинаковый образ мыслей и желаний». Эволюция семьи, общества и государства может привести к универсальной общности, объединяющей богов и людей – истинному государству – церкви, которая выше земных страстей и не подменяет земное государство. «...Небесный град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках...». Государство идет к совершенству, если не погрязнет в грехе.
Формы государства предпочтительней те, где уважают Бога и человека, соблюдают справедливость, верность заветам религии. Власть – не собственность, ее цель – обеспечение справедливости, мира и согласия между правителем и подданными. Государство, не соблюдающее справедливость – это грабеж; оно не отличается тогда от шайки разбойников.
В произведении «О Граде Божием» Августин разрабатывает собственное видение истории и учение о «Двух градах» («Царствах») – Граде Земном и Граде Божием.
Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде
Жизнь Августина пришлась на период после признания христианства доминирующей религией и раздела Римской империи, на период, непосредственно предшествовавший вторжению германских племен, которое разрушило Западную римскую империю. Время упадка этой мировой империи сопровождалось возникновением различных церковных организаций. Именно они в конечном счете выполнили задачу сохранения культурного наследия в греко- и латиноязычном мире. Кроме того, в условиях ослабления императорской власти Церковь взяла на себя часть политической ответственности (вместе с Византией и государствами, образовавшимися в результате переселения народов). Таким образом христианские теологи стали также политическими идеологами.
Августин оказался одним из первых великих теологов, которые связали Античность и христианское время. Он синтезировал христианство и неоплатонизм. Поэтому у Августина мы находим уже упоминавшиеся новые христианские представления: «человек в центре», линейное развитие истории, персонифицированный Бог, создавший из ничего вселенную. Но у Августина эти представления выражены на языке античной философии1.
С одной стороны, все центрировано вокруг человека, поскольку Бог создал все для человека и поскольку спасения ищет человек, созданный по образу Бога и являющийся венцом творения. С другой стороны, опровергнувший скептиков Августин утверждает, что наиболее достоверным знанием мы обладаем о внутреннем мире человека.
Для Августина внутренний мир является скорее полем битвы различных чувств и побуждений воли, чем областью холодной деятельности рассудка. Внутреннее является сферой иррациональных импульсов, греха, вины и страстного желания к спасению. Но в отличие от стоиков Августин не верит, что мы сами в состоянии управлять своей внутренней жизнью. Мы нуждаемся в милости и «сверхчеловеческой» помощи. Августин действительно полагает, что мы обладаем свободой воли, но одновременно подчеркивает, что мы полностью являемся частью предопределенного Богом плана спасения.
Августин в основном разделяет неоплатонистское понимание взаимоотношения души и тела. Иначе говоря, душа представляет божественное в человеке. Тело является источником греховного. Человек должен, по возможности, стать свободными от тела и сконцентрироваться на духе, на своем внутреннем мире, чтобы приблизиться к духовному источнику существования вселенной — Богу. Но как христианин Августин к сказанному добавляет и идею первородного греха. Душа непосредственно подвержена влиянию греха.
Августин считает, что внутри каждого человека развертывается борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает ее и на историческом уровне в виде противостояния Божьего града (civitas Dei) и Града земного (civitas terrena). Подобно тому, как каждая индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история — полем сражения благого и греховного «царства».
Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде довольно слабо развито, чтобы быть политической теорией, поскольку он рассуждает преимущественно как теолог, а не как политик.
Христианство считалось причиной падения Римской империи, и Августин должен был защитить его от подобных обвинений. Еще одна интерпретация состоит в том, что, вероятно, Августин думал, хотя и никогда не выражал явно, что Церковь в определенном смысле представляет собой Божье «царство», тогда как Империя — «царство» земное2.
Однако Августин не рассматривал земное царство как случайное и не необходимое. Он считал, что из-за испорченной грехопадением природы человека сильное земное царство необходимо для обуздания зла. Поэтому земное царство является необходимым злом, пока продолжается исторический конфликт добра и зла, то есть в промежуток времени между грехопадением и Судным Днем.
У Августина различие между политикой и моралью (религией), между государем (политиком) и священником является менее четким. Политика также выполняет непосредственно моральную функцию. Она является авторитарным средством контроля над моральным злом. Упрощенно говоря, такова точка зрения Августина на государство и политику после грехопадения. До того как грех пришел на землю, люди были равными, и Августин предполагает, что тогда они были по своей природе общественными созданиями. Но грех сделал необходимым организованную государственную систему, использующую для наказания и защиты принуждение и имеющую четкое распределение прав между правителями и подданными. Даже при отсутствии греха в обществе должен был царить определенный порядок и тем самым определенная форма правления, но без использования принуждения. В земном государстве, где существует зло, правители назначены Богом для поддержания порядка и, следовательно, не получают свою власть от народа. Правители такого государства являются богоизбранными, и народ обязан подчиняться им, поскольку он обязан подчиняться воле Бога.
Однако каким образом злое (мирское) царство может исправить зло в людях? Здесь ему помогает хорошее (церковное) царство. Церковь как организация необходима для спасения души путем ее морального, религиозного воспитания, а также с помощью надзора за мирским царством и его действиями по искоренению зла.
Все эти представления стали решающими для последующего времени. Церковь как организация необходима для спасения. Существующая империя — это христианское государство в том смысле, что все ее члены являются одновременно подданными и императора, и папы3.
О христианском государстве
Августин не говорит. Государство — не священно, оно описано как враждебное
христианству. В нем нет справедливости,
оно похоже на банду разбойников, захватившую
целые области с городами и землями, чтобы
безнаказанно их грабить. “Прекрасно
и верно отвечал Александру Великому [Македонскому]
один пойманный пират. Когда царь спросил
его, какое право имеет он грабить на море,
тот дерзко отвечал: “Такое же, какое ты
повсеместно, но так как я делаю это на
небольшом судне, меня называют разбойником,
а поелику ты располагаешь огромным флотом,
тебя величают императором” (“О Граде
Божьем”, 4.4).
Августин допускал, что языческое государство
может иметь некоторую степень справедливости,
законности и правопорядка, но в язычестве
настоящей добродетели нет, потому что
подлинная справедливость вытекает из
любви к Богу. Поэтому ни в Римской империи,
ни в каком другом мирском союзе нет настоящего
правопорядка: лишь в Церкви есть всякая
правда, в том числе и социальная справедливость.
Впрочем, замечает Августин, в языческом
мире есть платонизм, который тоже говорит,
что добродетели (включая и справедливость)
имеют небесное происхождение. Но, догадавшись
о небесной родине, платоники не нашли
к ней пути, и, не зная, как перебросить
мост от земли к небу, обратились к демонам
как к посредниками. Этим они извратили
открывшуюся им правду, а в борьбе Небесного
и земного градов выбрали сторону последнего.
Несчастен народ, отвернувшийся от Бога.
Там, где нет послушания Богу, душевная
жизнь неправильна, разум не овладевает
страстями, развращается от порочнейших
демонов, а социальная правда не достигается.
Господствуют надмение, гордость и все
прочие пороки. Лишь христианство способно
создать из обычного человека хорошего
гражданина, и никакое государство не
будет подлинно нравственным, если оно
не станет христианским обществом, ибо
духовные основы жизни должны быть одни
и те же и для отдельного человека, и для
общества, и для государства. Церковь может
духовно и нравственно сформировать народ
— в этом ее социальная миссия. Хорошо
сформированное гражданское общество
(народ) — это “собрание разумных существ,
объединенных общим согласием относительно
вещей, которые любит” (“О Граде Божьем”,
19.24). Общество или народ хороши, если хороши
те вещи, которые они любят, в противном
случае они плохи. И из хороших обществ
лучше то, в котором больше степень единодушия.
В граде же нечестивых не бывает подлинной
разумности, общего согласия и правильного
выбора объекта любви. И государство у
нечестивых — это только инструмент силы,
оно вырастает из греха, оно — следствие
первородного греха.
“Не может быть никакой
иной лучшей и совершеннейшей основы
для установления и сохранения государства,
кроме веры и твердого взаимного согласия, когда именно Бога — высшее
и самое подлинное благо — любят все, когда
все в любви друг ко другу и в Боге, без
всякого лицемерия, потому что любовь
эта — во имя Его” (Epist. 137.5.18). Церковь —
единственное совершенное общество, и
оно — безусловно выше государства, государство
должно брать у Церкви образцы правил
и законов общественной жизни, а не наоборот.
В свою очередь и Церковь вправе использовать
силы государства, как и другие мирские
силы и блага, для своих целей.
Это означает, что светская власть должна
выслушивать и исполнять предписания
власти церковной — прежде всего в делах
веры, но затем и в других делах, имеющих
значение для Церкви. Действуя по поручению
Церкви, светская власть, которая не напрасно
носит меч для наказания злых, должна,
считал Августин, подавлять пагубную деятельность
еретиков.
Августин выдвигает
мысль о единстве человеческой божественной
истории, которые текут в
В своем изложении плана божьего предопределения Августин дает периодизацию истории земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестью днями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые приведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхатологическая концепция; идея прогресса, которая в ней содержится, - религиозно-теологическая.
Церковь в истории
занимает особое положение: она является
обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне
ее нельзя обрести спасение. Церковь является
зримым представителем царства божьего
на земле. Светский град и его государство
также установлены богом, но они не имеют
привилегированного положения, как церковь,
которая занимает высшее положение, и
государство должно ей служить. Только
при таких условиях возможно возникновение
гармоничного общественного организма.
Понимание общества у Августина является
теократическим.
Августин заложил основы новой христианской
философии. Он отбросил классический подход
греков, основанный на объективизме и
интеллектуализме, его подход был интроспективным,
воле он приписывал первенство над разумом.