Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:29, контрольная работа

Описание

Удельная система – система дробления Древнерусского государства на удельные княжества, которые, в свою очередь, дробились на более мелкие. Территория удельного княжества являлась феодальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, т.е. являлись практически независимыми государствами.

Работа состоит из  1 файл

Отеч история.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

1. Найдите объяснение следующих  терминов, понятий и явлений; постарайтесь  самостоятельно и кратко, в 20-25 словах, сформулировать их суть: удельная система, Рюриковичи, вече, междоусобная война, вотчина,  ростовщичество, «Слово о полку  Игореве», монголо-татарское иго, Золотая Орда, ярлык, баскак.

2. Все нижеперечисленные люди  в разное время были причислены  к лику святых Русской Православной  Церковью. Объясните, кто эти люди, когда они жили и чем знамениты.  Как вы думаете, почему они  были канонизированы (причислены к лику святых)? Княгиня Ольга, Владимир Святой, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий.

3. На рубеже XI-XII века на Руси начался период политической раздробленности. Назовите основные причины распада Киевской Руси. Можно ли считать этот процесс неизбежным или у него была реальная альтернатива? Каким оказалось его влияние на политическое и социально-экономическое развитие древнерусских государств – осколков Киевской Руси? Можно ли считать это влияние исключительно положительным или исключительно отрицательным?

4. Известный российский историк  Л.Н. Гумилев высказал мнение, что власть монголов над Русью  не представляла собой жестокого  ига, а являлась своего рода  взаимовыгодным союзом. Можете ли вы согласиться с этим утверждением? Чтобы более аргументировано ответить на этот вопрос, укажите в чем конкретно заключалось монголо-татарское иго, каковы непосредственные результаты и долговременные сдвиги для Руси от монголо-татарского нашествия?

5. В чем заключалась западная  опасность для Руси в XIII веке? Сравнивая опасность, угрожавшую Руси в XIII веке со стороны Запада и со стороны монголов (Востока), некоторые историки подчеркивают, что западная опасность была гораздо сильнее. Есть ли основания для подобного утверждения? Объясните ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 вопрос.

Удельная система – система дробления Древнерусского государства на удельные княжества, которые, в свою очередь, дробились на более мелкие. Территория удельного княжества являлась феодальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, т.е. являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество - Угличское - было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича.

Рюриковичи - княжеский род потомков Рюрика, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Последними правителями из правящей династии Рюриковичей на Руси были цари Фёдор I Иоаннович и Василий Шуйский.

Вече (общеславянское; от славянского «вѣтъ» - совет) - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народов славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Междоусобная война  в Московской Руси (1425-1453) - война за великое княжение между потомками Дмитрия Донского князем Московским Василием II (Тёмным) Васильевичем и его дядей, князем звенигородским и галичским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием (Косым) и Дмитрием Шемякой в 1425-1453 гг. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки.

Основными причинами войны  были: усиление противоречий среди феодалов в связи с выбором путей и форм централизации государства в обстановке татарских набегов и литовской экспансии; политическая и экономическая консолидация княжеств. Результатом стала ликвидация большинства мелких уделов в составе Московского княжества и укрепление власти великого князя. Последняя междоусобная война на Руси и одна из последних в Европе.

Вотчина - земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины - аллод, бокленд.

Ростовщичество - предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей. Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян.

«Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») - самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века.

Монголо-татарское иго - система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII в. монгольских ханов, после - ханов Золотой Орды) в XIII-XV вв. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237-1241 гг. и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях ликвидировалось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.

Золотая Орда - государство во главе с потомками Джучи, старшего сына Чингисхана. Образовано около 1224 г. как владение в составе Монгольской империи. Территория значительно расширена сыном Джучи Бату (1227-1255), при котором политическим центром стало Нижнее Поволжье. К середине XV века Золотая Орда распалась на десяток самостоятельных ханств; её центральная часть - Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.

Ярлык в татарских ханствах - письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы. Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII-XV веках во время Монголо-татарского ига. Духовенству ярлыки выписывались на освобождение от ханских податей и повинностей. Ярлыки русским князьям и духовенству были полностью уничтожены приблизительно в XV-XVI вв.

Баскак - представитель монгольского хана в завоёванных землях. На Руси баскачество сформировалось в 1250-1260 гг. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIII-XIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде. Также они вели учёт населения в завоёванных землях, в распоряжении были большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани.

2 вопрос.

Княгиня Ольга ( † 969) - княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом, первая русская святая. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Владимир I Святославич (960 - 1015) - киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии - 15 июля по Юлианскому календарю. Считается покровителем украинских и российских католиков.

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 г.) - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Они стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев (принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам), сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Истории Бориса и Глеба посвящены  одни из первых памятников древнерусской  литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.

Александр Ярославич  Невский (1221-1263) - сын князя Ярослава Всеволодовича. Князь новгородский в 1236-1251, великий князь владимирский с 1252. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных.

Дмитрий Иванович (1350-1389), прозванный Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве - великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1363). В правление Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный московский Кремль. Причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ 1988 г. День памяти - 1 июня нового стиля.

Сергий Радонежский (Варфоломей; 1314-1392) - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Нил Сорский (Николай Майков; 1433-1508) - православный святой, знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нём скудны и отрывочны. На всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским в заглавиях его немногочисленных сочинений осталось имя «великого старца».

Иосиф Волоцкий (Иван Санин; 1440-1515) - святой Русской Церкви, почитается в лике преподобных, был талантливым церковным писателем. Занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Обличитель ереси жидовствующих, автор книги «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, дискутируя с другим подвижником — Нилом Сорским доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. Канонизован в 1579 году.

3 вопрос.

В XII веке Киевская Русь распалась на независимые княжества. Эпоху XII-XVI вв. принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Причины распада. Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Назревание кризиса. Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили Русь по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира - Изяслава.

После смерти Ярослава в 1054 три его старших сына разделили Русь на три части. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу - Чернигов, Всеволоду - Переяславль, Ростов и Суздаль. Двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти - Вячеслава в 1057, Игоря - в 1060, - присвоили себе их владения. Взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. Установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным», то есть князья продвигались по очерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было «части» в Русской земле. Эта ветвь могла получить от родичей определенную волость и должна была ограничиваться ею навсегда. С одной стороны, такой порядок препятствовал изляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты. В 1097 по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"