Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:15, контрольная работа
Ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье – Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространилась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды. Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда.
Введение…………………………………………………………….3
1. Русская Правда и ее происхождение……………………………………..4
Суд и судебный процесс по Русской Правде……………………………6
Задача……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………….11
Список использованных источников……………
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА»
(ИНСТИТУТ)
Факультет – юридический
Специальность
– правовое обеспечение национальной
безопасности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История отечественного государства и права»
студентки 1 курса, группы ЮНБЗ-101
Преподаватель
Тольятти 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Русская
Правда и ее происхождение……………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………12
Введение
Становление светского феодального права в Древней Руси было длительным процессом. Его истоки восходят к племенным Правдам восточных славян. Это были обычно-правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен.
Ко второй половине IX в. в Среднем Поднепровье – Русской земле произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространилась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья и контролируемые ими княжеские и местные общинные суды. Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая классификация до сих пор отсутствует. Существует три редакции Русской Правды: Краткая, Пространная и Сокращенная (которые обозначаются в литературе, как КП, ПП и СП). Древнейшей из них является Краткая правда (подготовлена не позднее 1054 г.), в ней было 42 статьи. Пространная редакция (возникла не ранее 1113 г.) в ней насчитывается более ста статей. Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. В Русской Правде норма права изложены без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение сословий. Источниками Русской Правды являлись нормы обычного права, законодательство князей и судебная практика.
Основное
содержание Русской Правды отражает
интересы княжеского хозяйства управления.
При сравнении отдельных ее частей ясно
виден рост княжеской власти и расширение
княжеского суда.
Русская
правда и ее происхождение
Русская Правда - древнейший русский сборник законов формировалась на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав». «закон», «обычай». Но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».
Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей, объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую. Пространную и Сокращенную.
В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава( или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав задобрил новгородцев «дав им Правду, и устав». Правда Ярославичей включает ст. 19-43 Краткой Правды. В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).
Со второй половины ХI в.
стала формироваться
Наряду
с новыми постановлениями он
включал и видоизмененные нормы
Краткой Правды. Пространная Правда состоит
как бы из объединенных единым смыслом
групп статей. В ней представлено уголовное
и наследственное право, основательно
разработан юридический статус категорий
населения и холопов, содержится
банкротский устав и т.д. К началу XII в.
Пространная Правда сформировалась. В
ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция,
дошедшая до нас всего в нескольких
списках (50 статей). Она представляет собой
выборку из Пространной Правды,
приспособленную для более развитых общественных
отношений периодам раздробленности.
Суд
и судебный процесс
по Русской правде
Древнейшей формой судебного процесса был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями тяни в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Древней Руси называют состязательным (реже - обвинительным). Ему присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик.
Одновременно в Х-ХI вв. укрепляется процесс, где ведущую роль играли князь и него администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор, часто сопряженный со смертным исходом. Не смотря на то, что «Русская правда» не знает смертной казни, смертные приговоры выносились и приводились в исполнение. Молчание «Русской правды» о смертной казни можно объяснить так, - самые тяжкие преступления, как душегубство и татьба с поличным, церковный суд рассматривал с участием княжеского судьи (в особых случаях с участием князя), который вероятно и произносил смертный приговор. Необходимо отметить, что во времена существования «Русской правды», судебный процесс не делиться на гражданский и уголовный. Такое разделение появляется гораздо позднее.
Таким
образом, как для гражданских, так
и для уголовных дел
Можно предполагать, что использовались различные виды доказательств: устные, письменные, свидетельские, улики. Очевидцы происшествия назывались видоками. Существовали «послухи», которых одни исследователи считают очевидцами по «слуху», другие - свидетелями «доброй славы» обвиняемого могли быть только свободные люди: «на холопа послушества не складывают, поскольку он не свободен», - гласит Русская Правда. Равенство, сторон в процессе диктовало привлечение к свидетельству столько свободных.
В Русской Правде предусмотрена особая форма обнаружения утраченного имущества - свод. Если после «заклича» пропавшая вещь обнаруживалась у лица, заявившего себя добросовестным приобретателем, начинался свод. Указывался человек, у которого приобреталась вещь, тот, в свою очередь, указывал на другого, и т.д. Кто не мог указать источник приобретения, считался вором, должен был вернуть вещь (стоимость) и заплатить штраф. В пределах одной территориальной единицы свод шел до последнего лица, но если в нем участвовали жители другой территории (города), он шел до третьего лица, которое выплачивало повышенное возмещение и начинало свод по своему месту проживания (ст. 35-39 Пространной Правды).
Другое процессуальное действие - гонение следа - представляло собой розыск Преступника по следам. В случае убийства наличие следов преступника в какой-либо общине обязывало ее членов выплачивать «дикую виру» или разыскивать виновное лицо. При терявшихся следах на пустошах и дорогах поиски прекращались.
Нормы Русской Правды, действующие в русских княжествах в ХII-ХV вв., продолжали использовать в судебном процессе рассматриваемого периода. При сохранении состязательных начал в судебном процессе усиливались роль и активность государственной администрации. Повсеместно выросло значение судебного поединка при невозможности выяснения пистоны иными способами.
Ордалии уходили в прошлое
поскольку противоречили
Древнейшая Правда («Суд Ярослава») сохранила следы живучих обычаев родового строя, которые еще не были изжиты в раннефеодальном государстве. Ст. 1 признает еще институт кровной родовой мести за убийство, но вводит ограничение круга мстителей ближайшими родственниками убитого. «Убьеть мужь мужа, то мстить брату брата, или сыновни, или брату чаду, любо сестрину сынови…». Но тут же княжеский закон устанавливает, что в случае отсутствия мстителя убийца должен уплатить денежный штраф в пользу князя.
Строй процесса по Русской Правде является бесспорно состязательным (или обвинительным), что характерно для эпохи раннего феодализма. Русская Правда описывала особые формы досудебного установления отношений между потерпевшим (будущим истцом, обвинителем) и предполагаемым ответчиком (обвиняемым). Это так называемый «свод» и «гонение следа». «Свод» состоял в отыскании истцом надлежащего ответчика путем «закличи», свода в тесном смысле и присяги. Правда, существование в Киевской Руси судебного поединка отрицается многими исследователями. Их довод, это отсутствие упоминания о поединке в Русской Правде. О причинах отсутствия указаний на поединок в «Русской Правде» можно только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого воздействия, так сказать, механического порядка на текст «Правды» со стороны церковников. Поединок, бесспорно имевший место в жизни Киевской Руси ХI-ХII вв., должен был отразиться в современных законах и в их первой кодификации - в Русской Правде. Но затем он мог исчезнуть со страниц этого сборника или почти исчезнуть, как наиболее противный духу христианства. Вообще, как уже отмечалось главою правосудия, почти всегда был князь, а двор княжеский - обыкновенным местом суда. Но государь поручал сию власть тиунам и своим отрокам. Чиновники, которым надлежало решить уголовные дела, назывались вирниками, и каждый судья имел помощника или отрока, метельника или писца. Они брали запас от граждан и пошлину с каждого дела. То есть пошлина за рассмотрение дел уже существовала. Княжие служащие состояли на «государственной службе» - вирнику и писцу его, для объезда волости, давали лошадей.
В
одном из новгородских списков Правды
сказано, что истец во всякой тяжбе должен
идти с ответчиком на извод перед 12 граждан
- может быть, присяжных, которые разбирали
обстоятельства дела по совести, оставляя
судье определить наказание и взыскивать
пеню.
Информация о работе Контрольная работа по «История отечественного государства и права»