Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:40, контрольная работа
По мнению В.Н. Тростникова, причиной исторической катастрофы России в XXв. являлась апостасия, т.е. вероотступничество.
«…на него пришлась лишь развязка трагедии, которая начала разыгрываться много раньше. и не у нас, а в Европе, трагедии апостасии, отпадения человека от Бога...»
Ответ к вопросу №1
По мнению В.Н. Тростникова, причиной исторической катастрофы России в XXв. являлась апостасия, т.е. вероотступничество.
«…на него пришлась лишь развязка трагедии, которая начала разыгрываться много раньше. и не у нас, а в Европе, трагедии апостасии, отпадения человека от Бога...»
«Апостасия начинается у нас с Петра, нанесшего первый сокрушительный удар по монастырям, запретив им принимать в свои стены всех тех, кто годился для государственной службы или мог быть солдатом. Это означало, что духовным деланием отныне могли заниматься только убогие и престарелые, а много ли у них шансов стать святыми? Прежде безраздельному служению Богу посвящали себя самые сильные и одаренные, люди железной воли и ясного ума, цвет нации. Они брали на себя самую трудную из всех работ - стяжание Святого Духа - и питали им всю страну, которая поэтому и именовалась Святой Русью. Благодаря им наша Церковь благоухала и светилась дивным светом, привлекая к себе людей всех сословий. Теперь этот аромат стал ослабевать, а свет тускнеть. Петр подрубил корневую систему Церкви не по злому умыслу – просто, как верно заметил протоиерей Георгий Флоровский, он был неким духовным дальтоником, не имеющим в себе органа восприятия невидимого. Была ли эта его особенность врожденной или он перенял ее от лютеран, с которыми постоянно общался в молодые годы в Немецкой слободе, сказать трудно, но для России она имела роковые последствия...»
«…в результате
уничтожения корней крона стала
усыхать, а поскольку в состав
кроны входил и институт Русской
Православной Церкви, процесс усыхания
распространился и на неё, и он стал превращаться
в нечто казенное и официальное. Это привело
к тому, что огромная часть населения России
- вся интеллигенция и те наиболее чуткие
и беспокойные натуры из простого народа,
которых можно охарактеризовать евангельской
фразой «алчущие и жаждущие правды», -начала
покидать Церковь и искать эту самую правду
в других местах: интеллигенты - в толстовстве,
ницшеанстве, оккультизме, символизме,
декадентстве и тому подобном, простые
люди - в бесчисленных расколах и толках…»
Причины февральской революции 1917 по В.А. Федорову
«Февральская революция 1917 года в России была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и революция 1905 - 1907 гг. После революции 1905 - 1907 гг. продолжали оставаться задачи демократизации страны - свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение жгучих вопросов - аграрного, рабочего, национального. Это были задачи буржуазно-демократического преобразования страны, поэтому и Февральская, как и революция 1905 - 1907 гг., носила буржуазно-демократический характер.
Хотя революция 1905 - 1907 гг. и не решила стоявших перед нею коренных задач демократизации страны и потерпела поражение, однако она послужила политической школой для всех партий и классов и тем самым явилась важной предпосылкой Февральской революции и последовавшего за нею Октябрьского переворота 1917 г.
Но Февральская революция 1917 г. происходила уже в иной обстановке, нежели революция 1905 - 1907 гг. В преддверии Февральской революции резко обострились социальные и политические противоречия, усугубленные тяготами долгой и изнурительной войны, в которую была втянута Россия. Порожденная войной экономическая разруха и, как следствие ее, обострение нужды и бедствий народных масс, вызвали острую социальную напряженность в стране, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство не только левых и оппозиционных, но и значительной части правых сил политикой самодержавия. Заметно упал в глазах всех слоев общества авторитет самодержавной власти и ее носителя - царствовавшего императора. Невиданная по своим масштабам война серьезно потрясла нравственные устои общества, внесла небывалое ожесточение в сознание о поведение людей. Миллионные массы солдат-фронтовиков, ежедневно видевшие кровь и смерть, легко поддавались революционной пропаганде и готовы были пойти на самые крайние мер. Они жаждали мира, возвращения к земле, и лозунг "Долой войну!" в то время был особенно популярен. Прекращение войны неизбежно связывалось с ликвидацией политического режима, втянувшего народ в войну».1
Причины Октябрьской революции 1917 по О.И. Чистякову
«1 августа 1914 года в России началась Первая мировая война, продлившаяся до 11 ноября 1918 года, причиной которой стала борьба за сферы влияния в условиях, когда единый европейский рыночный и правовой механизм не был создан.
Россия в
этой войне была обороняющейся
стороной. И хотя патриотизм и
героизм солдат и офицеров
был велик, не было ни единой
воли, ни серьезных планов ведения
войны, ни достаточного
Растущая централизация управления экономикой, осуществляемая на фоне растущего дефицита сырья, топлива, транспорта, квалифицированной рабочей силы, сопровождающаяся размахом спекуляции и злоупотреблений, приводили к тому, что роль государственного регулирования возрастала вместе с ростом негативных факторов экономики2
В городах появились очереди, стояние в которых было психологическим надломом для сотен тысяч рабочих и работниц.
Преобладание выпуска военной продукции над гражданской и рост цен на продовольствие приводили к неуклонному росту цен на все потребительские товары. При этом заработная плата не поспевала за ростом цен. Недовольство нарастало как в тылу, так и на фронте. И обращалось оно прежде всего против монарха и его правительства.
Если учесть,
что с ноября 1916 года по март
1917 года сменилось три премьер-
Среди ряда
видных политиков, в
Октябрьская
революция была крупным шагом
на пути превращения
- Противоречия, присущие буржуазному обществу, - антагонизм между трудом и капиталом. Российская буржуазия, молодая и неопытная, не сумела увидеть опасность грядущих классовых трений и своевременно не приняла достаточных мер к тому, чтобы по возможности снизить накал классовой борьбы.
- Конфликты в деревне, которые развивались еще острее. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни Столыпинской реформой. Они откровенно жаждали получить всю землю и избавиться от давних эксплуататоров. Кроме того, с самого начала ХХ века в деревне обострилось новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Это расслоение усилилось после Столыпинской реформы, пытавшейся создать новый класс собственников в деревне за счет передела крестьянских земель, связанного с разрушением общины. Теперь у широких крестьянских масс кроме помещика появился и новый враг - кулак, еще более ненавистный, поскольку он был выходцем из своей Среды.
- Национальные коллизии. Национальное движение, не слишком сильное в период 1905-1907 гг., обострилось после Февраля и постепенно нарастало к осени 1917 г.
- Мировая война. Первый шовинистический угар, охвативший известные слои общества в начале войны, скоро рассеялся, и к 1917 г. подавляющая масса населения, страдавшая от разносторонних тягот войны, жаждала быстрейшего заключения мира. В первую очередь это касалось, конечно, солдат. Деревня, тоже устала от бесконечных жертв. Только верхушка буржуазии, наживавшая бешеные капиталы на военных поставках, ратовала за продолжение войны до победного конца. Но война имела и другие последствия. Прежде всего, она вооружила многомиллионные массы рабочих и крестьян, научила их обращаться с оружием и способствовала преодолению естественного барьера, запрещающего человеку убивать других людей.
-Слабость Временного правительства и всего государственного аппарата, созданного им. Если сразу после Февраля Временное правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше, тем более оно его теряло, будучи неспособным решить насущные проблемы жизни общества, прежде всего, вопросы о мире, хлебе, и земле. Одновременно с падением авторитета Временного правительства росло влияние и значение Советов, обещавших дать народу все то, чего он жаждал.
-Наличие у большевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, сумевшего за несколько месяцев после Февраля стать настоящим вождем, - В.И. Ленина.
В итоге
Октябрьское вооруженное
Ответ к вопросу №2
Место России в XXIв. по В.Н. Тростникову
«…вся жизнь нашей планеты в уходящем3 столетии вращалась вокруг России, все государства и нации самоопределялись по одному и тому же признаку - по тому, как они относятся к России с ее небывалым «экспериментом». Не только деятельность политиков и работа спецслужб, но и поведение громадных людских масс на всем земном шаре, были так или иначе связаны с тем, что происходило в России - либо по закону притяжения, либо по закону отталкивания. Если бы не Россия с се революцией, мир потихоньку погрузился бы в тину растительно-животного существования: Восток окаменел бы в своей аскетической неподвижности, а Запад самодовольно жирел бы от потребительства. Русская гроза разбудила всех, привела мир в движение. Россия действительно смазала карту будня, плеснувши краску из стакана, и хотя этой краской была наша кровь, другого быть и не могло, ведь сердце располагает только этой жидкостью. Все вдруг обрели смысл существования: буржуи нашли его в борьбе с заразой социализма, трудящиеся - в борьбе против буржуев, не-безнадежность которой продемонстрировала Россия. Русская мечта о справедливости дала надежду отчаявшимся, всколыхнула смирившихся, распространилась по всем направлениям, создав огромный «соцлагерь», в состав которого вошел миллиардный Китай. Перед лицом этой угрожающей реальности Запад напряг все силы, объединился и провозгласил себя оплотом свободы. И оба лагеря с неослабевающим вниманием следили за тем, как развиваются события в России, - их это интересовало больше всего на свете…»
«…двадцать первый век будет веком России в еще более сильном смысле, чем двадцатый, и покой попрежнему будет нам только сниться»
«В центре внимания общества стоит вопрос о будущем России…
Россия находится на развилке, ей необходимо четко определить свои цели и сделать сознательный выбор всем обществом, чтобы пройти эту развилку в правильном направлении и без необратимых потерь. От сегодняшнего выбора зависит, удастся ли России, наконец, стать современной во всех отношениях страной. Перед нами снова угроза оказаться беспомощными свидетелями деградации великой державы. Россия не может позволить еще один период безвременья, после которого страна окончательно успокоится на задворках цивилизации.
Положение сложнее, чем кажется. Россия попала в историческую ловушку. Ей нужно совершить еще один модернизационный рывок, но сделать это предстоит в условиях, в которых слишком многое располагает к инерции и загниванию – начиная с конъюнктуры на сырьевых рынках и заканчивая настроениями в политике и уверенностью власти в своей способности управлять массовым сознанием.
Исторический опыт показывает, что положение не безнадежно. В конце XX века. Россия совершила небывалый рывок из пост тоталитаризма к ценностям свободы и права, демократии и рынка. Этот процесс не был завершен, но он достаточно радикален, беспрецедентен в нашей истории. Страна развернулась в формационном сдвиге в предельно сжатые сроки и почти бескровно.
Накопившаяся усталость, износ ресурсов и потеря уверенности в будущем страны –надежд на обновление сейчас, возможно, даже меньше, чем тогда. Однако исторический шанс остается, и общество обязано им воспользоваться. Речь идет о самом выживании России, по крайней мере, в ее нынешних геостратегических параметрах, в качестве передовой нации. Вопрос в том, сможем ли мы этот вызов осознать и приступить к немедленным действиям».
Положение двойственное:
рентоориентированная экономика сдерживает
давно назревшие преобразования, но стратегические
вызовы таковы, что скатиться на пройденные
уже нашей историей мобилизационные рельсы
– значит еще более отдалить «желаемое
завтра»4
Ответ к вопросу №3
Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении русской государственности, по словам архиепископа Никанора, заключалась в следующем:
«Церковь принесла на святую Русь грамоту и культуру, государственные законы и чины византийского царства.