Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:42, контрольная работа
Экономические реформы середины 1960гг. – новая попытка модернизации страны. Суть экономической реформы А.Н. Косыгина.
Недостаточный социальный
уровень села и ликвидации "неперспективных
деревень" повлекли за собой большой
отток жителей из деревни в
город. Сокращение аграрного населения
является общемировой закономерностью.
Но при всем ускорении урбанизации
в 70-80 года в сельском хозяйстве страны
было занято 20 % работающего населения.
Это вдвое большее количество
народа, чем необходимо по мировым
стандартам. Из деревни уходила в
основном молодежь. С 1967 по 1985 года, ежегодно
деревню покидали в среднем 700 тысяч
человек.
Противоречия и
трудности, в том числе бесхозяйственность
в сельском хозяйстве страны, руководство
страны пыталось решить путем импорта
продовольствия и зерна. За 20 лет, импорт
мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос
в денежном отношении более чем
в 10 раз.
К началу 80 годов, сельское
хозяйство страны оказалось в
кризисном состоянии. Майский Пленум
ЦК КПСС 1982 года принял специальную
продовольственную программу, однако,
она несла в себе ещё следы
застоя. Не затрагивала главных интересов
- интересов крестьянства, коренной
перестройки всего
Суть экономической
реформы А.Н. Косыгина.
А.Н. Косыгин предлагает
начать шаги с оздоровления промышленного
производства -- решающего звена народного
хозяйства нашей страны. Он считает, что
при этом “следует учесть ряд обстоятельств,
характеризующих современную стадию развития
общественного производства”. Это прежде
всего возросшие в огромной степени масштабы
производства, увеличение объемов капитальных
вложений и размеров производственных
фондов, значительное усложнение хозяйственных
связей, необходимость максимально быстрого
внедрения в производство новейших достижений
науки и техники. Такие экономические
характеристики, в свою очередь, выдвигали
на первый план вопросы технического уровня,
качества, надежности продукции, эффективности
ее использования.
Таким образом, для
успешного развития социализма одновременно
обеспечить значительный рост материального
благосостояния народа и энергичное
наращивание капитальных
В качестве центральной
проблемы на первый план выдвинулось
всемерное повышение
Попытаемся уяснить
меры, с помощью которых предлагалось
оздоровить промышленность. На Пленуме
ЦК КПСС 27 сентября 1965 года А.Н. Косыгин
выступает с обстоятельным и
убедительным докладом об улучшении
управления промышленностью, о совершенствовании
планирования и об усилении экономического
стимулирования промышленного производства.
Он говорит, что предлагаемые руководством
КПСС и Советского правительства
шаги “внесут в плановое руководство
промышленностью большие
Фундаментальные идеи
предлагаемой хозяйственной реформы
выглядели в виде тесно взаимосвязанных
положений:
1) увеличить свободу
действий предприятий,
2) максимально заинтересовать
работника в улучшении не
3) отказаться от
территориального, совнархозовского
управления и вернуться к
Первые экспериментальные
итоги работы промышленных предприятий
по-новому обнадеживали. Импульсы, которые
давали экономике мероприятия по
хозяйственной реформе, позволили
завершить восьмую пятилетку (1966-1970
гг.) с более высокими показателями,
чем в предыдущих и последующих
советских пятилетках. Так, среднегодовые
темпы роста национального
Однако уже через
год-другой после начала реформы
стали все чаще обнаруживаться препятствия
в ее осуществлении. И на ХХIII (1966
г.), и на ХХIV (1971 г.) съездах КПСС в их главных
документах почти ничего внятного не говорилось
ни о ходе хозяйственной реформы, ни о
ее судьбе. Важная проблема замалчивалась
даже в профильных докладах самого А.Н.
Косыгина. Это воспринималось как серьезный
симптом ее свертывания.
Чтобы избежать кривотолков
о временных рамках и конкретных
итогах начатой реформы, А.Н. Косыгин
на ХХIV съезде вынужден был прибегнуть
к сильно расширительному ее толкованию.
Он как бы между прочим замечает: “Хозяйственная
реформа – не единовременный акт. Это
процесс совершенствования управления
хозяйством в целях максимального использования
всех преимуществ социалистического строя”.
Причины провала
экономической реформы А.Н. Косыгина.
Смысл Косыгинской реформы
состоял в том, чтобы вдохнуть в административно
обюрокраченный план живительную струю
рыночной самостоятельности хозяйствующих
субъектов. Таким образом, речь шла о раскрепощении
плана. Но - не получилось. И дело не только
в том, что так называемые экономические
методы при их практическом применении
грозили в конечном счете безработицей
для многочисленной партийно-хозяйственной
бюрократии и в центре, и на местах, из-за
чего реформа встретила с ее стороны пусть
не явный, но мощный отпор.
Негативную роль
и на ходе, и на конечной судьбе хозяйственной
реформы 1965 года сыграло известное
противостояние между силами, олицетворявшими,
с одной стороны, гражданскую
экономику, а с другой - экономику
военную. Оборона страны, космическое
противостояние, соревнование двух систем
приводили к определенной однобокости,
при которой в центре внимания
оказывался военно-промышленный комплекс
(ВПК) страны. Это нередко вело к
перераспределению уже
Трудности реализации
хозяйственной реформы были связаны
и с проблемами, которые непредвиденно
возникали и выявлялись в ходе
ее практического осуществления. И
они были достаточно остры и значимы,
а их решение требовало и ресурсов,
и времени, и необходимых хозяйственных
маневров. Так, большую озабоченность
вызывали проблемы достаточного товарного
покрытия быстро и сильно увеличившихся
заработков работников, материального
обеспечения резко возросших
потребностей предприятий в оборудовании
и стройматериалах, сбалансирования
государственного бюджета.
Даже частичное
введение прибыли в качестве показателя
эффективности производства сразу
же повело народное хозяйство к инфляции.
Естественно, пришлось реформы в
этой сфере ограничить. Поскольку в
планах не были предусмотрены необходимые
материальные ресурсы ни на строительство,
ни на реконструкцию, то предприятие, заработав
прибыль, никуда не могло ее использовать,
кроме как на увеличение заработной платы.
Неправильное разграничение
функций между центральными союзными
органами государственной власти, с
одной стороны, и министерствами
и союзными республиками -- с другой,
привело к тому, что средства, составляющие
доходную часть государственного бюджета,
ушли на предприятия, в то время как расходы
остались за государством. В такой ситуации
государственный бюджет свести за счет
текущих средств без дефицита не удавалось.
Крупные хозяйственные реформы типа Косыгинской невозможны без заинтересованности и политической воли высшей государственной власти, без достаточно надежных правовых гарантий, позволяющих реформаторам двигаться вперед осознанно намеченным путем. Успех реформы, особенно если она ориентирована на использование рыночных методов, невозможен без соответствующего “аппаратного обеспечения” в центре и на местах, без заинтересованности чиновников.
Заключение
В результате многочисленных преобразований политический режим в СССР начал движение в сторону ограниченной («советской») демократии. Но это движение, инициированное «верхами», не опиралось на широкую массовую поддержку и потому было обречено на провал.
2.
Тестовая часть.
1. Генерал,
предпринявший попытку
Ответ: 3.
2. Образование
Союза Советских
Ответ: 2.
3. Новая
экономическая политика:
Ответ: 4.
4. Индустриализация
в СССР производилась:
Ответ: 1.
5. Расположите
в хронологическом порядке
Ответ: 3, 4, 2, 1.
6. Расположите
в хронологическом порядке
Ответ: 1, 3, 2, 4.
7. Расположите
в хронологическом
Ответ: 2, 3, 4, 1.
8. Сопоставьте
между собой царей и
Ответ: 1-в), 2-а), 3-б), 4-г).
9. Соотнесите
царей и их шаги к
Ответ: 1-в), 2-а), 3-б), 4-г).
10. Соотнесите
между собой правления и
Ответ: 1-в), 2-б), 3-а), 4-г).
Список литературы:
1. Данилов,
А.А. История России. Учебное пособие
для абитуриентов и
2. Семенникова,
Л.И. Отечественная история. Конспект лекций/
Л.И. Семенникова, Н.Л. Головкина, Т.В. Сдобнина,
Н.Н. Черкесова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс,
2007. – 320 с.
3. Отечественная
история: Учебно-методический