Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:50, контрольная работа
Язычество восточных славян
Петр I – реформатор и деспот
Причины и характер революции 1905-1907 гг
Экономическая политика СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
Факультет Дистанционного обучения
по дисциплине «История»
Вариант № 1
Работу выполнил(а) студент(ка) Багров А.В. группа 1-1М г. Орел
| Замечания по работе
|
Работу проверил(а) Налетов Ю.А. |
Отметка о зачете
Подпись преподавателя ________________
г. Орел, 2012г.
Вопрос 1: «Язычество восточных славян».
Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес.
Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.
Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа- двойника от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно населяют окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей.
Язычество восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь хозяином места . В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище хозяин домовой - маленький горбатенький старикашка.
Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму, т.е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний.
Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца - Перуна, которая ведет свое начало от матери сырой земли . В древнерусское время она - богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.
Наконец, Симаргл - единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.
Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к языческим реформам. Археологические изыскания в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян.
Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный центр. На роль главного божества всех восточных славян выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из известных нам уже божеств. Поставление кумиров - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.
Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.
Вопрос 2: «Петр I – реформатор и деспот».
Самым мощным смысловым полем, формирующим образ Петра I, является оценка деятельности. Данное поле включает в себя и положительные, и негативные суждения. При этом наблюдается относительно равное распределение положительных и отрицательных оценок. Объектами критики является неоправданно большое количество жертв при проведении реформ, строительстве Санкт-Петербурга и ведении Северной войны, а также чрезмерное увлечение западной идеологией, что привело к утрате самобытности России: «В начале 18 века Россия претерпевала "радикальные прозападные" реформы Петра I. Тем не менее, Петр I олицетворяет собой страну и достоин звания «имя России». Что касается качеств Петра I, то здесь преобладают положительные оценки. Петр Алексеевич был действительно великим человеком и выдающимся правителем Руси, его заслуги несомненны. Кроме того, отмечена демократичность Петра и уникальность в стремлении выполнять работу, которою обычно занимались подданные царя: Петр I – царь, близкий к равноправию.
В оценке Петра I, как государственного деятеля мнения разделились. В одних контекстах он оценивается положительно. Наиболее частотным здесь является утверждение, что Петр I – «Великий Российский реформатор. Хоть как-то преобразил страну, искоренял дикие нравы, в общем поставил на путь развития». В других утверждается, что Петр был тираном, равным по масштабам Сталину. Основными факторами, на фоне которых происходит оценивание Петра I, являются представления об исторической необходимости, о важности его решений для государства – масштабы, явно превышающие любую личностную систему координат. С одной стороны, подобное восприятие соотносится с традиционным пониманием истории государства как ряда жизнеописаний его правителей, с другой стороны, здесь выявлена доминантная в представлении массового сознания черта именно царя Петра I – его по преимуществу преобразовательная роль в истории, он предстает как олицетворенное деятельностное начало.
Основным отрицательным качеством Петра I можно считать жестокость, которая выражалась в деспотизме и применении жестоких методов при проведении реформ.: Петр Первый («несмотря на все его заслуги разрушил связь с народом и легитимность правления. Он не собирал Земских соборов, лично рубил головы стрельцам, жестоко подавлял все проявления неподчинения и в своей власти оперся на небольшую группу приближенных. В связи с этим довольно часто его называют «тираном» и «деспотом».
Кроме того, высказывается мнение, что отличительными чертами Петра I были увлеченность, упорство в достижении цели и авторитарные наклонности, которые проявлялись в его пристрастиях разного рода. Среди основных пристрастий Петра I отмечены страсть к морю, восхищение Европой и тяга к разгульному образу жизни.
Некоторые из пристрастий Петра I обусловили проведение основных реформ, среди которых наиболее важными считаются реформирование армии и создание флота, изменения в области производства, а также преобразования в сфере образования и культуры, главным ориентиром для которых была Европа.
Европа также является источником большинства нововведений Петра I, среди которых центральное место занимают введение юлианского календаря и установление традиции праздновать Новый год 1-го января. Кроме того, были отмечены изменения в государственной символике: появление триколора и нового названия страны – Россия: Петр обратно транскрибировал латинское название соседних Русей и переименовал свое государство в "Россию". Помимо указанных выше нововведений можно отметить изменения в церковной службе, стрижку бород и введение европейского этикета, открытие первого русского музея с публичной библиотекой, использование паспортов с целью контроля сбора подушного налога, а также внедрение в быт народа некоторых продуктов (главным образом картофеля, табака и спирта).
Среди достижений стоит отметить создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности и торговли, изменение общей ситуации в стране в лучшую сторону. Основной заслугой Петра I, согласно мнению большинства, можно считать то, что он изменил ход истории и вывел Россию на уровень европейских государств.
Стремление к взаимодействию с европейскими странами ярко выражено и во внешней политике. Доминирующим здесь является мнение, что Европа оказала значительное влияние на внешнюю политику Петра I. Целесообразность борьбы за Балтийское побережье и соответственно, Северной войны ставится под сомнение многими авторами. Кроме того, встречаются суждения о том, что Петр I недооценивал восточное направление во внешней политике.
В историческом континууме фигура Петра I рассматривается как некая «точка отсчета», разделяющая историю России на периоды «до» и «после» его правления. Петр I сыграл огромную роль в истории России: Петр изменил ход истории, кроме того, в некоторых комментариях образ Петра I рассматривается в контексте современной действительности.
Петр 1 был человеком, полным противоречий, и вследствие этого вызывающий противоречивые суждения, иногда диаметрально противоположные по смыслу.
Нельзя не заметить, что Петр действительно много сделал для России, как нельзя отрицать и то, что, как замечает Гумилев, Петр был человеком своего времени, должным появиться и осуществить все свои деяния именно тогда, а не за 100 и не через 100 лет. Ясно также, что он, жестокий или добрый, был очень энергичный человек, с живым умом и большой силой. Поражает воображение его крайне разностороннее развитие и бурная, но целенаправленная деятельность почти в любых сферах общественной и государственной жизни.
Народ по сей день помнит Петра, величает Великим, и считает его наиболее близким к народу по духу, чем другие цари. Изречение Петра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно наиболее всего характеризует эту историческую личность и как человека, и как государственного деятеля.
Вопрос 3: «Причины и характер революции 1905-1907 гг.».
В начале XX в. ярко проявился "кризис верхов", выразившийся не только в борьбе двух направлений в правительстве и выборе консервативного пути, но и в неумении предотвратить серию террористических актов эсеров-боевиков, направленных против высших сановников империи (их жертвами стали министры Н. П. Боголепов, Д. С. Сипягин, В. К. Плеве и др.). Показателями кризиса были студенческие, крестьянские и рабочие выступления. Произошло оживление земского либерально-оппозиционного движения, которое оформилось в организации "Союз освобождения" и "Союз земцев-конституционалистов", позднее объединившихся в "Союз союзов" (основа кадетской партии). Катализатором революционных событий послужила русско-японская война. Вместо того чтобы вызвать единение народных сил, чуждая национальным интересам война с самого начала воспринималась русской общественностью как бессмысленный конфликт, результат некомпетентности власти.
Все эти проблемы и противоречия в конечном итоге привели к первой русской революции (1905–1907) и определили её характер как буржуазный по целям: 1) свержение самодержавия; 2) уничтожение остатков феодализма в политической и экономической сфере; 3) установление в стране конституционного строя. В то же время российская буржуазная революция существенно отличалась от аналогичных революций на Западе, имела свои особенности, вызванные тем, что она происходила значительно позже других буржуазных революций. Будучи буржуазной по своему содержанию, революция 1905–1907 гг., кроме вышеуказанных имела и другую социальную цель – разрешение противоречия между трудом и капиталом. В результате наиболее активным и влиятельным её участником явилась не буржуазия, как это было на Западе, а рабочий класс. Российский пролетариат страдал не столько от капитализма, сколько от его недостаточного развития, от полуфеодального репрессивного режима. Именно поэтому он был заинтересован в свержении царизма, в решительной победе буржуазной революции. Главным союзником пролетариата в революции являлось крестьянство, составлявшее большинство населения страны. Поскольку именно от позиции крестьян зависел исход политической борьбы, то различные общественные силы пытались перетянуть их на свою сторону. Тем более что рядовая масса российской армии была фактически тем же крестьянством.