Контрольная работа по "Отечественной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:22, контрольная работа

Описание

XVIII век охватывает правление Петра Первого Великого и Екатерины Второй. В контрольной работе изложены основные изменения, произошедшие с Россией, в том числе внутренняя и внешняя политика. Изменения в экономике, политике, сельском хозяйстве, промышленности, торговле и в быту русского человека разных сословий. Благодаря политике абсолютизма Петра и Екатерины Россия XVII века стала одной из великих держав, с которой нельзя было не считаться. Хотя Россия приобрела оттенок западных государств, нельзя было сказать, что она утратила исконно русские традиции и культуру. Петр I изменил способ управления государством, валюту, внутренний рынок, образование и даже литературу и музыку, что отставило след на быте русского человека, но не смогло стереть исконно русские традиции и культуру, которые сохранились и по сей день.

Содержание

Список использованной литературы…………………………………………..4
Введение…………………………………………………………………………5
I Реформы Петра I(1)
1. Реформы органов управления и суда
• Губернская реформа………………………………………………6
• Сенат и коллегии………………………………………………….6
• Реформа местного управления…………………………………..7
• Финансы и бюджет……………………………………………….8
2. Военные реформы.
• Новая армия………………………………………………………….8
• Флот…………………………………………………………………..9
3. Реформы в области торговли и промышленности
• Сельское хозяйство………………………………………………….10
• Промышленность и торговля……………………………………… 11
4. Реформы в области просвещения
• Образование………………………………………………………… 13
• Придворный быт…………………………………………………… 14
I Золотой век Екатерины II (1762-1796)(2)
1. Личность Екатерины и приход к власти……………………………….15
2. Внутренняя политика
• Создание уложенной комиссии……………………………………..16
• Реформы органов государственного управления………………… 16
• Областная реформа………………………………………………… 17
• Создание сословных судов………………………………………… 17
• Поднятие дворянства и купечества………………………………….18
II Экономика России в XVIII веке
1. Финансовый кризис 20-30-х гг………………………………..19
2. Эволюция финансовой политики
• Подушная подать………………………………………20
• Пути пополнения казны……………………………… 21
• Развитие внешнего рынка…………………………….22
III Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма
1. Влияние Европы…………………………………………23
2. Абсолютизм Екатерины…………………………………25
Вольное экономическое общество……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Рформы Петра I. Золотой век Екатерины.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)
  • Областная реформа

  В 1775 г. была проведена областная реформа, которая увеличила количество губерний с 23 до 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каждой из них должно было проживать  от 300 до 400 тыс. душ, губернии делились на уезды по 20—30 тыс. жителей в каждом. 2—3 губернии вверялись генерал-губернатору или наместнику, который был облечен большой властью и надзирал за всеми отраслями управления. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор, составлявшие губернское правление. Вице-губернатор возглавлял казенную палату (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.), губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. 

  • Создание  сословных судов

    Одновременно с учреждением губерний  была создана система сословного  суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) вводились свои особые судебные учреждения. В уездах были введены уездные суды для дворян, городовые магистраты для купцов и мещан, нижние расправы для инородцев и государственных крестьян. В некоторых из новых судов вводился принцип выборных заседателей. Власть в уезде принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. Из уездных учреждений дела могли переходить в высшие инстанции, то есть в губернские учреждения: верхний земский суд, губернский магистрат и верхнюю расправу. В губернских городах были учреждены: уголовная палата — для уголовного судопроизводства, гражданская — для гражданского, казенная — для государственных доходов, губернское правление — с исполнительной и полицейской властью. Кроме того, учреждались совестные суды, дворянская опека, сиротские суды и приказы общественного призрения (ведавшие школами, приютами, больницами).  

  • Поднятие  дворянства и купечества

  Программными  документами Екатерины II стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Екатерина  определила значение, права и обязанности  разных сословий. В 1785 г. была дарована Жалованная грамота дворянству, которая определяла права и привилегии дворянского сословия. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтверждала старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами, землями и недрами; закрепляла права дворянства на собственные корпорации, свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления; дворянство получило право ходатайствовать о своих нуждах перед правительством; право на торговлю и предпринимательство, передачу дворянского звания по наследству и невозможность его лишиться иначе как по суду и т.д. Грамота подтверждала свободу дворян от государственной службы. Вместе с тем дворянство получило особое сословное корпоративное устройство: уездные и губернские дворянские собрания. Раз в три года эти собрания избирали уездных и губернских предводителей дворянства, имевших право прямого обращения к царю. Эта мера превратила дворянство губерний и уездов в сплоченную силу. Помещики каждой губернии составляли особое дворянское общество. Дворяне замещали многие чиновничьи должности в местном административном аппарате; они издавна главенствовали в центральном аппарате и армии. Таким образом, дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

  В том же 1785 г. была обнародована Жалованная грамота городам, завершившая устройство так называемого городского общества. Это общество составлялось из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам. Купцы делились на три гильдии по величине объявленных ими капиталов; объявившие менее 500 руб. капитала были названы «мещанами». Ремесленники по разным занятиям разделялись на «цехи» по образцу западно-европейских. Появились органы городского самоуправления. Все податные обыватели собирались вместе и составляли «общую городскую думу»; они избирали из своей среды городского голову и 6 членов в так называемую шестигласную думу. Дума должна была заниматься текущими делами города, его доходами, расходами, общественными постройками, а главное, она заботилась об исполнении казенных повинностей, за исправность которых отвечали все горожане.

  За  городскими обывателями закреплялось право заниматься торговой и предпринимательской деятельностью. Ряд привилегий получала верхушка горожан — «именитые граждане» и гильдейское купечество. Но привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности казались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией. В целом попытка заложить основы буржуазной сословности не удалась.  
 
 

    II Экономика России в XVIII веке.

     1. Финансовый кризис 20—30-х годов XVIII в.

     Крестьянство  встретило подушную подать Петра I упорным  сопротивлением, которое обнаружило себя уже при проведении первой ревизии. Жители той или иной местности при прибытии переписчиков либо убегали, либо утаивали часть населения. К утайке душ прибегали и сами помещики, стремясь тем самым увеличить свои собственные поборы.

     На 1725 год правительство вынуждено  было понизить подушный оклад до 70 коп., но это не спасало положения. Недобор  всей суммы налога вновь составил 30%. По данным Военной коллегии, к 1739 г. общая задолженность по подушной подати достигла фантастической цифры — около 5 млн. руб., что служит важнейшим показателем явного разорения крестьянства. В такой обстановке правительство должно было неоднократно «великодушно» прощать недоимки. Вместе с тем в 50-х годах намечается тенденция к постепенному понижению подушного оклада: в 1751 и 1752 гг. оклад был понижен на 3 коп. с души, в 1753 г . — на 5 коп. и т.д.

  1. Эволюция финансовой политики
    • Подушная  подать

     Ликвидация  системы петровских учреждений, разумеется, не решила всех острых вопросов, хотя в  итоге административных реформ расходы на госаппарат сократились более чем вдвое. По-прежнему огромные средства требовало содержание армии и флота, грандиозными темпами росли расходы императорского двора. По-прежнему росли недоимки по подушной подати. Армия в 1727 г. от сбора подушных денег была отстранена. Основная роль в сборе денег была возложена на земских комиссаров. Причем задолженность стали взыскивать не с самих крестьян, а с помещиков или со старост и приказчиков.

     В 1733 г. снова меняется система сбора подушного налога. Теперь сбор недоимок и подати возлагается на самих помещиков, что приводило к усилению их власти над крестьянами, росту произвола и злоупотреблений. В 1736 г. было снова объявлено, что сбор подушных денег передается отставным офицерам.

     Долголетний «анализ» причин финансового кризиса наконец-то привел высших сановников к справедливому заключению. Так, в предложениях обер-прокурора Сената А. Маслова, поданных Анне Ивановне в 1734 г., была весьма трезвая догадка, что причиной недоимок по государственным налогам был рост эксплуатации крестьян самими помещиками. Маслов предлагал ограничить эту эксплуатацию. Правительство и не хотело, и не могло пойти на ущемление прав помещиков. Анна Ивановна поставила робкую и туманную резолюцию: «обождать». Тем дело и кончилось.  

    • Пути пополнения казны

     В конце концов, в 40—50 годах в области  финансовой политики все-таки наметился  существенный поворот. Царское правительство берет курс на повышение роли косвенных налогов, считая, что этот путь пополнения казны должен быть наиболее «безболезненным». Уже в 1742 г. были повышены цены при продаже вина на 10 коп. с ведра. В конце 40-х годов цены на вино были еще раз повышены и введена единая цена. Уже в первый год это дало казне около полумиллиона рублей прибыли (примерно 30% от всего дохода с вина). В дальнейшем цены на вино повышали в 1756 и в 1763 гг. и цена ведра вина стала таким образом равной 2 р. 53 коп.

     Со  времен Петра I была введена другая казенная монополия — на продажу  соли. В 1728 г. соляная монополия была отменена, что привело к падению доходов казны. В 1731 г. монополия на продажу соли была вновь восстановлена. В 1749 г. по проекту П.И. Шувалова продажная цена на соль была резко повышена (до 35 коп. за пуд), что сразу же дало повышение дохода казны до 0,5 млн. руб. в год. В 1756 г. пуд соли стоил уже 50 коп., что привело к сокращению потребления соли. В 1762 г. правительство вынуждено было снизить цены до 40 коп. за пуд.

     В 40-х годах XVIII в. был введен еще  ряд монополий вплоть до монополии  на продажу табака, хотя существенной роли в бюджете они не играли.

     Существенные  изменения претерпела политика царизма  в области торговли (как внутренней, так и внешней). При Петре I в  области внешней торговли проводилась  ярко выраженная политика защиты внутреннего рынка от заграничных товаров. Однако в 1731 г. петровский тариф 1724 г. был отменен, а пошлины на ввозимые товары значительно снижены.

     В России в производство огромной массы предметов народного потребления вовлекалось крестьянство. В стране постепенно росло число деревень и сел, жители которых получали доход не столько от земледелия, сколько от промышленных занятий («промыслов»). Вместо традиционного натурального оброка, вместо работы крестьян на барских полях все большую роль стал играть денежный оброк.

     В 50-х годах многочисленные таможенные перегородки внутри страны, сильно затруднявшие широкое развитие торговли, были отменены. Вместе с тем, чтобы государственная казна не претерпела убытки, соответственно были повышены пошлины на ввоз и вывоз товаров из страны за границу. Эта реформа имела существенное значение в развитии единого рынка.

     Стремясь  выбраться из крепких тенет финансового  кризиса, правительство в 1727—1731 гг. стало энергично портить медную монету, уменьшая ее действительную стоимость. Эта практика началась еще с Петра I. При цене пуда меди в 6—8 руб. из него стали чеканить медных пятаков в 5 с лишним раз больше, чем следовало, т.е. на 40 руб. В итоге внутренний рынок стал наводняться легковесными пятаками, что вызвало немедленный рост цен на предметы торговли и в конечном счете ухудшило положение крестьянства и горожан. Правительство же увеличило массу денег и получило «из ничего» 2 млн. руб. прибыли. Вторично к этому же маневру прибегли в начале 60-х годов XVIII в., что окончательно привело в расстройство денежное хозяйство страны.

    • Развитие внутреннего рынка

     Тем не менее, в XVIII столетии крестьянское хозяйство постепенно перестает  быть хозяйством абсолютно замкнутым. Крестьяне покупают теперь и орудия своего труда (телеги, сани, бочки, сохи, косы, топоры и т.п.), и некоторые предметы домашнего обихода. Переход государства на сбор денежных, а не натуральных налогов усиливает нужду крестьянина в деньгах, заставляет его вывозить на рынок продукты своего труда, втягивает в систему товарно-денежных отношений. Освоение плодородного чернозема было еще одним важным фактором в вовлечении в орбиту товарно-денежных отношений крестьянского хозяйства, в преодолении его былой замкнутости.

     Главным фактором углубления и развития внутреннего  рынка явился рост неземледельческого населения, занятого торгово-промышленной деятельностью. Этот рост осуществлялся в основном за счет промыслового крестьянства. Внешний вывоз хлеба в XVIII в. составлял лишь от 3% до 7% всего зернового баланса. Вместе с тем помещики не являлись главными поставщиками товарного хлеба. Основную массу его давали крестьяне, все более втягиваясь в систему товарно-денежных отношений. С середины XVIII в. резко возрастают хлебные грузопотоки. Зерновой баланс хлебородных провинций во второй половине XVIII в. давал ежегодно от 3 до 10 млн. пудов товарного хлеба.1

     Из  черноземных районов, а также  из украинских провинций в центр  страны тянулись гурты мясного скота. Только лишь через г. Коломну в  Москву из степных уездов пригонялось  в сезон до 30 тыс. голов скота. В пределах Воронежской губернии в год заготавливалось свыше 200 тыс. пудов говядины. Через Оренбург в Россию проходило до 60 тыс. голов выманенных у казахов баранов. Всего мена у казахов в 80-х годах достигала 350 тыс. голов.

     Крупная роль в товарных грузопотоках принадлежала продукции технических культур — льну и конопле. Экспорт пеньки по России в целом в 1749 г . достигал 1,3 млн. пудов, в 1778—1780 гг. — 2,7 млн., а в 90-х годах — свыше 3 млн. пудов. Экспорт льна составлял соответственно около 500 тыс. пудов, около 900 тыс. и свыше 1 млн. пудов.

     Грузопотоки, подобные приведенным, пересекали гигантскую территорию России из конца в конец. Это было ярким показателем развития внутреннего рынка, свидетельством развития товарно-денежных отношений.  
 

III Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

    1. Влияние Европы.

     «Просвещенный абсолютизм» — явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Проводниками этой политики были и шведский король Густав III, и австрийский император Иосиф II, и прусский король Фридрих II, и некоторые крупные государственные деятели таких стран, как Дания, Португалия, Испания и др. Этот вариант государственной политики возник под непосредственным влиянием идей французского Просвещения XVIII в. Идеи эти получили широчайшее распространение в Европе в тот период, когда на историческую арену выступил новый класс — класс буржуазии, открыто боровшийся за свое экономическое и политическое господство.

Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"