Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:26, реферат
Удельное княжество, собственно, не было государством в чистом виде, а представляло собой вотчинное хозяйство князя. Государство было не чем иным, как княжеским хозяйством, управление которым, в конечном итоге, сводилось к осуществлению тех или иных действий, направленных на функционирование этого хозяйства. Население удела являлось лишь орудием или предметом, необходимым для хозяйственной эксплуатации княжества. Причем все действия князя и органов удельного управления (суд, полиция, налоговые органы), рассматривались как доходные статьи княжеского хозяйства и были сопряжены с известными сборами в пользу князя и органов удельного управления.
Введение
1. Кормленщики и система кормлений
2. Начало реформирования системы кормлений
3. Реформа местного судопроизводства
4. Губное управление как ограничение власти кормленщиков
5. Земская реформа и ликвидация системы кормлений
Заключение
Список литературы
В результате реформирования системы кормлений выборные представители городских, пригородных и сельских жителей вводятся в состав суда наместников и волостелей. Нормативные акты (в частности, первый Судебник и Уставные грамоты ряда местностей) предписывают, чтобы в судебном заседании, наряду с кормленщиком, участвовали сотские, старосты и наиболее авторитетные представители местного населения. Вводя представителей местных сообществ в качестве судных мужей в состав суда областных кормленщиков, закон возвращался к практике давних народных обычаев, предписывавших свидетелям присутствовать при совершении тех или иных судебных действий с целью удостоверения их законности.
По Судебнику 1550 г. в суде областных управителей должны были участвовать особые выборные – земские старосты и присяжные заседатели (целовальники), которых необходимо отличать от прежних сотских, старост и десятских, осуществлявших раскладку податей, их сбор и руководство хозяйственной деятельностью соответствующих сообществ. Компетенция присяжных судных мужей весьма расширилась, так как они стали принимать более деятельное участие в отправлении правосудия. Они были обязаны осуществлять контроль за правильностью судопроизводства, осуществлявшегося кормленщиком, охраняя правовой порядок и местные обычаи от произвола или некомпетентности кормленщиков, не знавших (по причине непродолжительного срока своих полномочий) местных особенностей и традиций. Судебник требовал, с одной стороны, чтобы в суде кормленщиков участвовали старосты и целовальники тех же волостей, жителями которых были истец и ответчик. Запрещалось приставам наместников или волостелей заковывать обвиняемого “в железа”, не предъявив его старосте и целовальникам, в случае, если обвиняемый или осужденный мог быть отдан на поруки, но отсутствовал поручитель. В противном случае старосты и целовальники были вправе освободить арестованного по требованию родственников или взыскать в его пользу с пристава за бесчестье и неправильный арест.
Таким образом, земские выборные, став постоянными присяжными заседателями в суде наместников и волостелей, явились своего рода посредниками между руководством областной администрации и местными земскими сообществами.
4. Губное управление как
В первой половине XVI в. началась постепенная замена кормленщиков выборными земскими властями. До Ивана IV наместники и волостели осуществляли полномочия по всему комплексу вопросов уголовных дел – разбой, душегубство, поджог и т. д. – были для наместников и волостелей самыми доходными судебными статьями, дававшими им наиболее значительные пошлины. За такие преступления осужденный подлежал продаже – конфискации всего имущества в пользу кормленщика, поэтому почти не осуществлять мероприятий по предупреждению этих и других преступлений.
Между тем, преступность достигла к
этому периоду серьезных масшта
Уголовно-полицейский округ, в котором полномочия по преследованию “лихих людей” предоставлялись самому местному земскому сообществу, назывался губой. Так, по ряду Губных грамот 1539 г., местные жители всех сословий, для поимки и казни разбойников выбирали в каждой волости соответствующих уездов специальных должностных лиц из детей боярских – голов, в количестве не менее 3-4 на каждую волость. Им в помощь предоставлялись старосты, десятские и наиболее авторитетные местные жители, выбиравшиеся из тяглого населения.
Мелкие губные единицы объединялись и формировалась всеуездной губной власти. Став всеуездным, губное управление образовало сложную сеть различных полицейских органов, имевших отделения по всему уезду, во главе которых стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде из служилых людей по одному или два на каждый уезд.
Губные учреждения на местах были созданы не путем ликвидации системы кормлений, а параллельно им, с тем, чтобы постепенно вытеснить управление наместниками и волостелями. Поэтому реформа местного управления на этом этапе осуществлялась не путем ликвидации кормлений и не изданием какого-либо единого Уложения, а созданием на местах губных органов управления отдельными распоряжениями – губными грамотами.
Состоявшие первоначально при губном старосте (голове) старосты, десятские и наиболее авторитетные местные люди (добрые люди) со временем заменяются на целовальников в количестве не более 4 человек. При них состоял губной дьяк, ведавший делопроизводством. Все вместе они составляли губную избу.20 Губного старосту и губного дьяка избирали на принципах единогласия на сходах местных жителей. В случае разногласия в Москву направлялся запрос, и губные власти назначались лично государем. Если первоначально губные власти назначались, по существу, бессрочно, то с конца XVI в. царем было принято решение переназначать целовальников ежегодно.
В итоге, губная изба стала проводить всю уголовную и тюремную политику в соответствующем уезде.
Примерно со второй половины XVI в. царь начинает передавать губным старостам некоторые полномочия, связанные с земельными отношениями, различными промыслами, рыбной ловлей и т. д. Даже во времена опричнины деление земель, чаще всего, поручалось губным старостам. Причем, в некоторых областях губные учреждения заменили собой все областное управление, а там, где царским указом отменялось наместничество, единственными органами московского правительства выступали губные учреждения.
5. Земская реформа и ликвидация системы кормлений
Главной причиной, побудившей царя отказаться от традиционного местного управления – кормлений – было то, что система кормлений не только препятствовала централизации местного аппарата, но и созданию боеспособного войска.
Важнейшим Указом среди земских преобразований, был “Приговор царской о кормлении и о службах” (1555-1556 гг.). Главной идеей этого указа было то, что за самоуправлением признавался статус службы царскою.
Отмена кормлений приводит к повсеместному учреждению земских властей, 22 коими в городах и волостях являлись излюбленные головы (или старосты излюбленные) и земские судьи (“добрые люди” или “лутчие”, либо целовальники).
Земские власти избирались всеми земскими сословиями, кроме служилого. Полномочия земских властей, как правило, распространялись на судебные, хозяйственные и финансово-налоговые отношения. Они заведовали сбором и доставкой в Москву всех прямых налогов. Объем судебных полномочий земских властей был примерно равен кругу вопросов, входивших в компетенцию наместников и боярского суда, а в чем-то и превышая его, так как земские власти были вправе неограниченно решать не только дела холопские, но и дела, ведшие к смертной казни. При этом, естественно, земские учреждения вторгались в компетенцию губных органов. Подобные столкновения обычно разрешались тем, что земские власти осуществляли правосудие совместно с губными структурами или вообще отказывались от рассмотрения дел, относящихся к спорной компетенции губных органов власти. Однако, чаще всего, практика реформирования, ведшая к созданию земских учреждений, приводила к тому, что на соответствующих территориях переставали действовать губные органы.
Земская реформа, задуманная, вероятнее всего, как общегосударственная, была осуществлена в полной мере лишь на черносошных территориях Русского Севера. большей же территории Московского государства земская реформа осталась неосуществленной, а власть наместников-кормленщиков постепенно заменялась воеводским управлением, более жестко связанным с центральным правительственным аппаратом. С другой стороны, во многом реформы Ивана IV отрицательно повлияли на естественное развитие управления и самоуправления в стране. И, прежде всего это касается земель, попавших в опричнину, где самоуправление было вообще ликвидировано, а власть попала в руки целого слоя людей, стоявших как бы вне “земли” и над нею и получивших заверенное царским словом согласие на беззаконие, что никак не способствовало развитию самоуправления.
Заключение
Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.
Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. Кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Кормления порождали произвол и
злоупотребления местных
Главной причиной, побудившей царя отказаться от традиционного местного управления – кормлений – было то, что система кормлений препятствовала централизации местного аппарата.
Список литературы
Информация о работе Кормленщики и система кормления в Московской Руси