Русский костюм XVIII века
Петровская реформа костюма
Введение европейских
обычаев в жизнь дворянства, обучение
русской молодежи за границей,
начавшийся культурный обмен
с европейскими странами подготовили
условия для европеизации русского
дворянского костюма. Однако для
ее внедрения в жизнь потребовались
государственные указы, принуждающие
силой, штрафами сменить старые
формы одежды и обуви, прическу,
косметику.
По указу Петра I
в 1700 г. дворянам и горожанам
было запрещено ношение старого
русского костюма и вместо
него были установлены следующие
формы: для мужчин — короткий
прилегающий кафтан и камзол,
кюлоты, длинные чулки и башмаки
с пряжками, белый парик или
напудренные волосы, бритое лицо;
для женщин — широкая каркасная
юбка, плотно облегающий лиф (корсаж)
с глубоким декольте, парик и
туфли на высоких каблуках, яркая
декоративная косметика (румяна
и белила).
Рис. 1
Таким образом, основные
формы европейского костюма —
«платья саксонского, немецкого
или французского» — заменили
абсолютно несхожий с ними
по конструктивному и декоративному
решению древнерусский костюм, вызвали
к жизни новые представления
о красоте, новые эстетические
идеалы.
Преобразования Петра
I совпали с господством французской
моды в Европе. Однако для Петровской
эпохи более характерным было
влияние голландского и немецкого
костюмов. Оно прежде всего сказывалось
в большей простоте тканей и отделки, ориентации
на вкусы бюргерства.
Энергичная натура
Петра, активное привлечение им
дворянской молодежи к разнообразной
деятельности обусловили более
практичную и простую форму
одежды. Судить о ней можно
по гардеробу Петра I, представленному
в коллекции Эрмитажа. В составе
ее много предметов из сукна,
шерсти, льняных и хлопчатобумажных
тканей. Например, двубортный кафтан из
двустороннего темно-красного и зеленого
сукна, воротник отложной, широкие обшлага
пристегнуты к рукаву тремя пуговицами,
обтянутыми парчой (рис. 1); плащ из двустороннего
синего и малинового сукна (носился на
обе стороны), отделанный серебряным галуном;
летний кафтан и штаны из шелкового голубого
репса на белой шелковой подкладке с цветочным
узором, отделанные серебряным кружевом
и оплетенными серебряной нитью пуговицами.
Под кафтан надевался камзол из небеленого
холста, вышитый гладью серебром, с серебряными
пуговицами, на подкладке из темно-голубого
шелка.
Европеизация внешних
форм быта и костюма, ориентация
на вкусы Запада вовсе не
мешали Петру развивать русское
ремесленное производство, ограничивая
ввоз тканей и других промышленных
товаров из-за границы.
Рис. 2
При Петре появляются
шелковые и полотняные мануфактуры
в Москве, Петербурге, Ярославле.
Русские художники создают для
них декор шелковых и золотых
тканей.
Женских костюмов Петровской
эпохи не сохранилось. В период
царствования Елизаветы, дочери
Петра, их характеризует особая
пышность и богатство. Придворные
дамы носили низко декольтированные
приталенные платья на каркасной
основе (корсет и фижмы). В 1720 г.
появляется платье со складкой
Ватто.
Коронационное платье
императрицы Елизаветы (рис. 2) на
корсете и фижмах было сшито
из серебряного глазета (тонкой
парчи) и украшено золотым позументом.
На плечи надевалась кружевная
мантия из серебряных нитей.
После смерти Елизаветы в ее
гардеробе осталось до 15 тысяч
таких же роскошных платьев.
Основные формы и виды
одежды второй половины XVIII века
Новым этапом в развитии
эстетических вкусов и идеалов
русского общества является период
царствования Екатерины II (1762-1796
гг.), связанный с усилением влияния
французской моды на дворянский
костюм, с утверждением роскоши
и пышности его форм.
Целый ряд государственных
указов, регламентирующих формы
костюма, говорит о том большом
значении, которое придавалось костюму
как выразителю сословных, социальных
и моральных идей класса в
этот период.
Эстетический идеал
и костюм второй половины века
отражены в портретной живописи
замечательных русских художников
Левицкого, Боровиковского, Рокотова,
Аргунова.
Мужской костюм
Основные формы мужского
костюма с начала века и
до 70-х гг. изменяются незначительно:
по-прежнему остаются французский
кафтан с прямыми полами, расширенный
книзу за счет жесткой прокладки,
камзол, кюлоты. Однако с каждым
годом возрастают богатство и
роскошь применяемых тканей, отделки,
украшений. В конце 70-х гг. в
моде французский и английский
фраки.
На известном портрете
Боровиковского князь Куракин изображен
на фоне пышной дворцовой обстановки в
ослепительно ярком парадном костюме,
обильно украшенном драгоценностями,
за что его называли «бриллиантовым князем».
Облегающий фрак с высоко скошенными полами
и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная
и синяя орденские ленты, богатая вышивка
камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет
делают костюм необычайно красочным и
нарядным.
Женский костюм
Рис. 3
Основным силуэтом
женского костюма второй половины
XVIII в., за исключением последнего его десятилетия,
был приталенный силуэт, сильно расширяющийся
к бедрам и низу. Его создавали плотно
облегающий по линии плеч, груди и талии
лиф с глубоким декольте и широкая каркасная
юбка — панье, позднее фижмы. Такое платье
мы видим на портрете Сарры Элеоноры Фермор
художника Вишнякова (рис. 3. Вишняков:
«Портрет Сарры Элеоноры Фермор»).
В 70-е гг. в моду, как
и на Западе, входит профильный
силуэт, высокие прически и головные
уборы, украшенные лентами, перьями,
оборками (рис. 4).
Рис. 4
Так же как и для мужского
костюма, для женского применялись дорогие
привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой
(золотыми и серебряными нитями), драгоценными
камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта
роскошь часто граничила с расточительством
и приводила к разорению дворянских семей.
Распространенная в период расцвета дворянского
государства иллюзия о разумном и образованном
монархе, который с помощью гуманных и
справедливых законов решит все социальные
конфликты, нашла отражение в указах Екатерины,
предписывающих умеренность в использовании
дорогих тканей, отделки, украшений.
Один из указов Екатерины
определял форму придворного
женского платья в праздники
— национальный сарафан —
распашная одежда из дорогой
ткани, надевавшаяся на корсаж
и каркасную юбку.
В 90-е гг. под влиянием
моды эпохи Великой французской
революции в России начинают
носить тонкие платья-рубашки
с высокой талией, прическу с
локонами или греческим узлом,
мягкие туфли без каблуков, с завязками
вокруг икр. Такие костюмы можно видеть
на портретах Боровиковского («Портрет
М. Лопухиной», «Портрет сестер Гагариных»).
Влияние дворянского костюма
на костюмы других сословий
С 1700 по 1725 г. по указу
Петра I горожане не имели права
носить русское платье. Но тяготение
к его основным формам всегда
было сильно, особенно в средних
и низших по имущественному
положению кругах. После смерти
Петра, когда многие купцы и
горожане вернулись к национальному
костюму, западное влияние не
исчезло окончательно. Начал формироваться
модернизированный русский мужской
костюм — костюм купцов и
горожан, полностью сложившийся
к середине XIX в. В нем сочетались элементы
национальной одежды с деталями, заимствованными
из дворянского костюма.
Рис. 5
Например, покрой спинки
долгополого русского кафтана
с застежкой налево был близок
к покрою западноевропейского
жюстокора с боковыми веерами складок.
Исходя из представления,
что лишь длинная одежда придает
ее носителю степенность и
достоинство, купцы и горожане
никогда не носили коротких
кафтанов, длина их всегда превышала
модную.
Женский купеческий
костюм в еще большей степени
испытывал влияние дворянской
моды, проявлявшееся в покрое, манере
ношения, дополнениях (косынках,
чулках, обуви). Так, рубахи и сарафаны
могли иметь более глубокое декольте,
душегреи были прилегающего силуэта, русский
головной убор повязывался в виде модной
в то время чалмы (рис. 5).
В противоположность мужскому
женский костюм характеризовался большей
пестротой, яркостью сочетаний цветов
(малинового, лилового, зеленого, голубого,
красного), с применением атласных, бархатных,
парчовых тканей, дорогого меха, модной
обуви на высоких каблуках.
Формы распространения моды
и ее регламентация государственными
указами
Русский костюм XVIII в. развивался
в соответствии с требованиями общей европейской
моды. Мода распространялась в основном
с помощью готовых образцов, выписываемых
наиболее состоятельными дворянами из
Парижа и Лондона или заказываемых в иностранных
мастерских.
Регулярных модных
журналов в это время еще
не было, но информация о модных
новинках костюма появляется
в таких популярных журналах
для чтения, как «Трудолюбивая
пчела», «Всякая всячина», «Магазин
общеполезных знаний».
Большую роль играют
в XVIII в. государственные постановления
и указы об одежде дворян, четко
регламентирующие не только форму
костюма, но и характер его
отделки, цвет, ткань, украшения.
Так, в 1782 г. Екатерина II издала
три указа. Первый из них
— «Об уборе дам, имеющих
приезд ко двору». В нем рекомендовалось
соблюдать «более простоту и
умеренность в образе одежды»
и запрещалось отделывать платье
золотым и серебряным шитьем
или кружевом шире двух вершков
(9 см) и носить головные уборы
выше двух вершков. Во втором
указе рекомендовалось дворянам
(мужчинам и женщинам) являться
в столицу и ко двору в
платьях тех цветов, которые присвоены
их губернии. Например, мундир дворянина
Петербургской губернии представлен
светло-синим кафтаном с черными
бархатными отворотами, воротником
и обшлагами; Московской губернии
— красным кафтаном с темно-серой
отделкой и т. д. В этой
же цветовой гамме должны были
решаться наряды их жен и
дочерей. Третий указ — «О
назначении, в какие праздники
какое платье носить особам
обоего пола, имеющим приезд ко
двору» — разрешал носить в
особо торжественных случаях
одежду из золотой и серебряной
парчи, в менее торжественных
— из шелка и сукна. Все
ткани должны быть русского
производства.
Целым рядом государственных
указов были встречены в России
заимствования из моды революционной
Франции.
Екатерина II высмеяла
моду «инкроаблей неподражаемых», приказав
одеть в такой костюм всех петербургских
постовых полицейских.
Павел I в 1796 г. запретил
длинные панталоны санкюлотов, фраки,
круглые шляпы и короткую стрижку.
Конечно, остановить такими указами
развитие моды невозможно, тем
не менее при жизни Павла I (в течение
пяти лет) дворянство России вынуждено
было одеваться, как на маскарад, в старомодные
костюмы. После его смерти новые формы
костюма с молниеносной быстротой были
восстановлены в быту.