Костюм 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:29, реферат

Описание

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

Работа состоит из  1 файл

костюм 2.docx

— 234.78 Кб (Скачать документ)

Русский костюм XVIII века

Петровская реформа костюма

 Введение европейских  обычаев в жизнь дворянства, обучение  русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен  с европейскими странами подготовили  условия для европеизации русского  дворянского костюма. Однако для  ее внедрения в жизнь потребовались  государственные указы, принуждающие  силой, штрафами сменить старые  формы одежды и обуви, прическу, косметику.

 

 По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам  было запрещено ношение старого  русского костюма и вместо  него были установлены следующие  формы: для мужчин — короткий  прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки  с пряжками, белый парик или  напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная  юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и  туфли на высоких каблуках, яркая  декоративная косметика (румяна  и белила).

Рис. 1

 Таким образом, основные  формы европейского костюма —  «платья саксонского, немецкого  или французского» — заменили  абсолютно несхожий с ними  по конструктивному и декоративному  решению древнерусский костюм, вызвали  к жизни новые представления  о красоте, новые эстетические  идеалы.

 

 Преобразования Петра  I совпали с господством французской  моды в Европе. Однако для Петровской  эпохи более характерным было  влияние голландского и немецкого  костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.

 

 Энергичная натура  Петра, активное привлечение им  дворянской молодежи к разнообразной  деятельности обусловили более  практичную и простую форму  одежды. Судить о ней можно  по гардеробу Петра I, представленному  в коллекции Эрмитажа. В составе  ее много предметов из сукна,  шерсти, льняных и хлопчатобумажных  тканей. Например, двубортный кафтан из двустороннего темно-красного и зеленого сукна, воротник отложной, широкие обшлага пристегнуты к рукаву тремя пуговицами, обтянутыми парчой (рис. 1); плащ из двустороннего синего и малинового сукна (носился на обе стороны), отделанный серебряным галуном; летний кафтан и штаны из шелкового голубого репса на белой шелковой подкладке с цветочным узором, отделанные серебряным кружевом и оплетенными серебряной нитью пуговицами. Под кафтан надевался камзол из небеленого холста, вышитый гладью серебром, с серебряными пуговицами, на подкладке из темно-голубого шелка.

 

 Европеизация внешних  форм быта и костюма, ориентация  на вкусы Запада вовсе не  мешали Петру развивать русское  ремесленное производство, ограничивая  ввоз тканей и других промышленных  товаров из-за границы.

 

 

 

Рис. 2

 

 При Петре появляются  шелковые и полотняные мануфактуры  в Москве, Петербурге, Ярославле.  Русские художники создают для  них декор шелковых и золотых  тканей.

 

 Женских костюмов Петровской  эпохи не сохранилось. В период  царствования Елизаветы, дочери  Петра, их характеризует особая  пышность и богатство. Придворные  дамы носили низко декольтированные  приталенные платья на каркасной  основе (корсет и фижмы). В 1720 г.  появляется платье со складкой  Ватто.

 

 Коронационное платье  императрицы Елизаветы (рис. 2) на  корсете и фижмах было сшито  из серебряного глазета (тонкой  парчи) и украшено золотым позументом. На плечи надевалась кружевная  мантия из серебряных нитей.  После смерти Елизаветы в ее  гардеробе осталось до 15 тысяч  таких же роскошных платьев.

 

Основные формы и виды одежды второй половины XVIII века

 Новым этапом в развитии  эстетических вкусов и идеалов  русского общества является период  царствования Екатерины II (1762-1796 гг.), связанный с усилением влияния  французской моды на дворянский  костюм, с утверждением роскоши  и пышности его форм.

 

 Целый ряд государственных  указов, регламентирующих формы  костюма, говорит о том большом  значении, которое придавалось костюму  как выразителю сословных, социальных  и моральных идей класса в  этот период.

 

 Эстетический идеал  и костюм второй половины века  отражены в портретной живописи  замечательных русских художников  Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Аргунова.

 

Мужской костюм

 Основные формы мужского  костюма с начала века и  до 70-х гг. изменяются незначительно:  по-прежнему остаются французский  кафтан с прямыми полами, расширенный  книзу за счет жесткой прокладки,  камзол, кюлоты. Однако с каждым  годом возрастают богатство и  роскошь применяемых тканей, отделки,  украшений. В конце 70-х гг. в  моде французский и английский  фраки.

 

 На известном портрете  Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли «бриллиантовым князем». Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

 

Женский костюм

 

 

Рис. 3

 

 Основным силуэтом  женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка — панье, позднее фижмы. Такое платье мы видим на портрете Сарры Элеоноры Фермор художника Вишнякова (рис. 3. Вишняков: «Портрет Сарры Элеоноры Фермор»).

 

 В 70-е гг. в моду, как  и на Западе, входит профильный  силуэт, высокие прически и головные  уборы, украшенные лентами, перьями,  оборками (рис. 4).

 

 

 

 

Рис. 4

 

 Так же как и для мужского костюма, для женского применялись дорогие привозные ткани с богатой отделкой: вышивкой (золотыми и серебряными нитями), драгоценными камнями, тончайшим кружевом, газом. Эта роскошь часто граничила с расточительством и приводила к разорению дворянских семей. Распространенная в период расцвета дворянского государства иллюзия о разумном и образованном монархе, который с помощью гуманных и справедливых законов решит все социальные конфликты, нашла отражение в указах Екатерины, предписывающих умеренность в использовании дорогих тканей, отделки, украшений.

 

 Один из указов Екатерины  определял форму придворного  женского платья в праздники  — национальный сарафан —  распашная одежда из дорогой  ткани, надевавшаяся на корсаж  и каркасную юбку.

 

 В 90-е гг. под влиянием  моды эпохи Великой французской  революции в России начинают  носить тонкие платья-рубашки  с высокой талией, прическу с  локонами или греческим узлом,  мягкие туфли без каблуков, с завязками вокруг икр. Такие костюмы можно видеть на портретах Боровиковского («Портрет М. Лопухиной», «Портрет сестер Гагариных»).

 

Влияние дворянского костюма  на костюмы других сословий

 С 1700 по 1725 г. по указу  Петра I горожане не имели права  носить русское платье. Но тяготение  к его основным формам всегда  было сильно, особенно в средних  и низших по имущественному  положению кругах. После смерти  Петра, когда многие купцы и  горожане вернулись к национальному  костюму, западное влияние не  исчезло окончательно. Начал формироваться  модернизированный русский мужской  костюм — костюм купцов и  горожан, полностью сложившийся  к середине XIX в. В нем сочетались элементы национальной одежды с деталями, заимствованными из дворянского костюма.

 

 

 

Рис. 5

 

 Например, покрой спинки  долгополого русского кафтана  с застежкой налево был близок  к покрою западноевропейского  жюстокора с боковыми веерами складок.

 

 Исходя из представления,  что лишь длинная одежда придает  ее носителю степенность и  достоинство, купцы и горожане  никогда не носили коротких  кафтанов, длина их всегда превышала  модную.

 

 Женский купеческий  костюм в еще большей степени  испытывал влияние дворянской  моды, проявлявшееся в покрое, манере  ношения, дополнениях (косынках, чулках, обуви). Так, рубахи и сарафаны могли иметь более глубокое декольте, душегреи были прилегающего силуэта, русский головной убор повязывался в виде модной в то время чалмы (рис. 5).

 

 В противоположность мужскому женский костюм характеризовался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов (малинового, лилового, зеленого, голубого, красного), с применением атласных, бархатных, парчовых тканей, дорогого меха, модной обуви на высоких каблуках.

 

Формы распространения моды и ее регламентация государственными указами

 Русский костюм XVIII в. развивался в соответствии с требованиями общей европейской моды. Мода распространялась в основном с помощью готовых образцов, выписываемых наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона или заказываемых в иностранных мастерских.

 

 Регулярных модных  журналов в это время еще  не было, но информация о модных  новинках костюма появляется  в таких популярных журналах  для чтения, как «Трудолюбивая  пчела», «Всякая всячина», «Магазин  общеполезных знаний».

 

 Большую роль играют  в XVIII в. государственные постановления  и указы об одежде дворян, четко  регламентирующие не только форму  костюма, но и характер его  отделки, цвет, ткань, украшения.  Так, в 1782 г. Екатерина II издала  три указа. Первый из них  — «Об уборе дам, имеющих  приезд ко двору». В нем рекомендовалось  соблюдать «более простоту и  умеренность в образе одежды»  и запрещалось отделывать платье  золотым и серебряным шитьем  или кружевом шире двух вершков  (9 см) и носить головные уборы  выше двух вершков. Во втором  указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам) являться  в столицу и ко двору в  платьях тех цветов, которые присвоены  их губернии. Например, мундир дворянина  Петербургской губернии представлен  светло-синим кафтаном с черными  бархатными отворотами, воротником  и обшлагами; Московской губернии  — красным кафтаном с темно-серой  отделкой и т. д. В этой  же цветовой гамме должны были  решаться наряды их жен и  дочерей. Третий указ — «О  назначении, в какие праздники  какое платье носить особам  обоего пола, имеющим приезд ко  двору» — разрешал носить в  особо торжественных случаях  одежду из золотой и серебряной  парчи, в менее торжественных  — из шелка и сукна. Все  ткани должны быть русского  производства.

 

 Целым рядом государственных  указов были встречены в России  заимствования из моды революционной  Франции.

 

 Екатерина II высмеяла  моду «инкроаблей неподражаемых», приказав одеть в такой костюм всех петербургских постовых полицейских.

 

 Павел I в 1796 г. запретил  длинные панталоны санкюлотов, фраки,  круглые шляпы и короткую стрижку.  Конечно, остановить такими указами  развитие моды невозможно, тем  не менее при жизни Павла I (в течение пяти лет) дворянство России вынуждено было одеваться, как на маскарад, в старомодные костюмы. После его смерти новые формы костюма с молниеносной быстротой были восстановлены в быту.


Информация о работе Костюм 18 века