Костюм в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:18, лекция

Описание

Одна из древнейших цивилизаций на Земле — египетская. Просуществовав почти три тысячи лет и мало изменившись, она создала замечательную культуру. Историю Древнего Египта делят на три периода:
1. Древнее царство (3000-2400 гг. до н.э.) — период объединения двух государств.
2. Среднее царство (2400-1710 гг. до н.э.) — период усиления власти фараона.
3. Новое царство (1580-1090 гг. до н.э.) — период освобождения от ига кочевых племен.
Древнеегипетское государство было самым могущественным рабовладельческим государством, деспотической монархией, во главе которой стоял фараон, обладавший неограниченной властью. Египтяне считали фараона наместником бога на земле.

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 20.19 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 1. КОСТЮМ В ДРЕВНЕМ  ЕГИПТЕ

1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ  ЕГИПТА

Одна из древнейших цивилизаций на Земле — египетская. Просуществовав почти три тысячи лет и мало изменившись, она создала замечательную культуру. Историю Древнего Египта делят на три периода:

1. Древнее царство  (3000-2400 гг. до н.э.) — период объединения двух государств.

2. Среднее царство  (2400-1710 гг. до н.э.) — период усиления власти фараона.

3. Новое царство  (1580-1090 гг. до н.э.) — период освобождения от ига кочевых племен.

Древнеегипетское  государство было самым могущественным рабовладельческим государством, деспотической  монархией, во главе которой стоял  фараон, обладавший неограниченной властью. Египтяне считали фараона наместником бога на земле.

Основными занятиями  древних египтян были:

• земледелие. Людям, занимающимся земледелием, приходится много трудиться. Строительство  каналов и земляных насыпей, необходимых  для орошения полей, требовало особых усилий. Они платили налоги;

• скотоводство;

• различные ремесла: ткачество; гончарное (горшечники изготавливали  глиняную посуду); ювелирное (древние  египетские ювелиры делали украшения  из золота; амулеты, защищавшие от злых духов и бед); кожевенное (кожевенники  изготавливали изделия из шкур животных); производство стекла.

О жизни древних  египтян, их труде, внешнем облике мы можем судить по дошедшим до нас  многочисленным изображениям, покрывающим  стены гробниц. Огромную роль в представлениях этих людей играла религия. Служителями религии являлись жрецы. Они были могущественны и по положению приравнивались к высшей знати. Люди верили, что они говорят от имени богов.

2. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  СТИЛЯ В ИСКУССТВЕ

Дошедшие до нас  памятники архитектуры и скульптуры позволяют получить почти полное представление об их культуре. Египетские мастера, создававшие скульптурные и живописные изображения людей, делая это условно, все же следовали строгим правилам: так фараон всегда превосходил по росту своих вельмож, а вельможи — простой народ. Очень значимой для египтян была символика. Например, лотос — символ Солнца, жизни, плодородия и бессмертия; змей — символ безграничной власти.

Культура была теснейшим  образом связана с религией, с  идеей о вечной загробной жизни.

Характерными чертами  искусства являлись декоративность и монументальность. Формы и виды искусства: архитектура (гробницы, пирамиды, храмы); скульптура; многоцветные фресковые росписи; изделия народного прикладного творчества. Традиции искусства Древнего Египта оказывали сильное влияние на римское, греческое, персидское искусство.

3. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Эстетический идеал: Черты идеального образа древних египтян мы можем увидеть в скульптуре, на рельефах и фресках: высокий рост, широкие плечи, крупные черты лица, узкие талия и бедра.

Мужчины носили набедренную  кожаную или тканевую повязку  — схенти, которая была разной длины и формы: прямоугольная и треугольная. Она драпировалась на талии различным образом и поддерживалась поясом. Пояс служил основой древнеегипетского костюма. Он представлял собой тонкий ремешок и ленту (кусок ткани), завязанную спереди в центре талии со спущенными роскошно-декоративными концами. У знати схенти было более изысканной формы, а иногда создавалось из тончайшей ткани разнообразных расцветок. Бывало, схенти украшали плиссировкой. Все драпировки на схенти располагались спереди, спинка была облегающей. С набедренной повязкой, а чаще без нее, мужчины носили передник. Узкий треугольный передник имел различную длину и ширину, но наиболее распространенной формой передника была овальная или расширенная книзу. Декоративные элементы у передника отсутствовали.

Белый цвет в костюме  египтян являлся наиболее почитаемым и считался привилегией знати. Смуглая кожа, блестящая белизна полотна на фоне желтого песка делали костюм наиболее выразительным. Простой народ использовал в своем костюме неразбеленные оттенки: желтые, кремовые. В это время черный цвет еще не имел траурной символики. Но носили одежды и ярких расцветок: голубые, красные, зеленые.

Египет — родина льна. Ткачи Египта перерабатывали хлопок и лен, их мастерство достигает  вершины совершенства: своей тонкостью  лен не уступал тончайшим батистам и натуральному шелку (сквозь пять слоев льняной ткани отчетливо просматривалось человеческое тело).

Одежда обрядового назначения шилась из кожи и меха.

Головной убор фараонов существенно отличался от головных уборов других сословий. Простые люди носили полосатые шапочки из кожи или грубого хлопчатобумажного холста, плотно облегающего голову.  

Прически и головные уборы свидетельствовали о принадлежности человека к тому или иному классу.

Древние египтяне тщательно  выбривали голову и подбородок. С  целью защиты от жары мужчины надевали парики из овечьей шерсти или растительных волокон, причем богатые люди надевали одновременно два парика. Социальное положение владельца угадывалось в размерах (длине и пышности) и материале бороды и парика. Мужчины пользовались искусственной бородой в форме косы, завитой на конце, или небольшого куба. Парики у богатых людей и членов их семей были пышнее и длиннее, чем у бедных. Их красили в разные цвета и завивали в мелкие локоны. Иногда мужчины заплетали свои волосы в короткие косички.

Искусством грима  в Египте владели мужчины. Они  подкрашивали глаза, брови и губы. В древних погребениях сохранились  сосуды с маслами, благовониями, мазями. Жрецы — служители храмов, занимались изготовлением косметических средств, только им были известны секреты этого  искусства.

Костюмы древних  египтян украшались разноцветными  орнаментами из параллельных полос, зигзагов растительного и геометрического  характера. Главную роль в растительном орнаменте играл цветок лотоса, использовались также обобщенные рисунки камыша, пальмы, папируса. Узоры с изображениями животных — змеи, жука-скарабея, ястреба — украшали одежду знати.

Мужчины любили всевозможные украшения и драгоценности, следуя моде, носили изящные браслеты на руках  — выше локтя и у запястья; гордостью мужчины был драгоценный  перстень; особенно распространенным украшением считались скарабеи —  жук выкладывался из драгоценных  камней. Его носили на шее на шнурке.

В эпоху Нового царства  обработка золотых украшений  и изделий из драгоценных металлов отличалась высоким мастерством  тонкого рисунка.

Костюм дополнял богато украшенный пояс.

Правом носить сандалии обладал только фараон! Все его  подданные ходили босыми.

4. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

В Египте красивой считалась  женщина со смугловатой кожей, ровным румянцем, жесткими черными волосами, красивыми руками и ногами. Ее лицо должно было иметь тонкие правильные черты: лоб благородной формы, миндалевидный разрез глаз, прямой нос.

Национальной одеждой  женшин было платье, которое называлось калазирис. Его форма оставалась одинаковой и для царицы, и для других сословий. Сословное различие выражалось только в качестве ткани и белизне одежды. Женское платье представляло собой широкую полоску ткани, которой оборачивали фигуру от щиколоток до груди и крепили на плече одной или двумя лямками. Облегая плотно тело, платье было таким эластичным, что нисколько не сковывало свободы движений. Женщины носили и мужской калазирис.

Цвета и ткани  те же, что и у мужского костюма.

Необыкновенно сложными и громоздкими, с большим числом символических украшений были прически богатых женщин.  

Волосы, заплетенные  во множество косичек, приклеивали  к голове в строгом порядке, а  ниже свободно распускали. В виде особой привилегии особы царского происхождения спускали одну косу у виска. Будучи широкой у основания, коса, постепенно сужаясь, переходила в спиралевидный завиток. Длина ее была до плеч. Парики носили длиной до мочек ушей. Прямые, ровно подстриженные волосы, густая челка и коса у виска — лицо царственного происхождения. Поверх надевался золотой обруч с изображением кобры, голова змеи была как раз надо лбом принцессы.

Девушки из высшего  общества носили одну, две, а то и  несколько кос, но значительно более  тонких, нежели у принцесс. Следовательно, чем толще коса, тем знатнее женщина.

Рабыню можно было узнать по множеству косичек.

Косметика, Египет —  родина косметики. Уже более 4000 лет  она известна в этой стране. Женщины  пользовались подводкой для гдаз, бровей. Сначала глаза подводили краской серого или зеленого цвета. Египтянки красили помадой губы.

Украшения. Орнаментация ткани та же, что и у мужского костюма. Женщины надевали браслеты и на руки и на ноги. Пальцы унизывались  кольцами. В уши вставляли серьги в форме кольца. Украшениями служили  также те же скарабеи.

Уровень мастерства ремесленников рос: в эпоху Древнего царства изобрели цветные пасты  для покрытия крупного бисера. И  из этого бисера изготавливали ожерелье-солнце, браслеты, сетки для украшения  калазириса.

5. КОСТЮМ ФАРАОНОВ

Костюм фараона  в эпоху Древнего царства состоял  из схенти, парика и сандалий.

Фараон являлся  законодателем моды. Поверх набедренной повязки он стал надевать передник из плиссированной ткани.

Разрозненные поселения  в долине Нила соединялись в большие  государства. И к 3200 г. до н.э. в Египте остались только два царя: в Нижнем и Верхнем Египте.

Мемфис — столица  нового объединенного царства. Как  следствие того, что царь был правителем двух земель, он надевает на голову сдвоенную корону. Известны и другие символы царской власти — пастуший посох и цепь, которые означают, что царь был пастырем и защитником своего народа. Один из древнейших атрибутов власти на земле — посох. Но изображения фараона с посохом мы видим редко. Символ царской власти — клафт — головной убор, состоящий из большого куска полосатой (синей с золотом) ткани, с лентой и обручем. Поперечную сторону ткани клафта накладывали на лоб горизонтально, укрепляли лентой, а сверху надевали обруч с изображением змеи. Полукругами были вырезаны боковые стороны клафта, так чтобы впереди падали прямые, четкие куски ткани. Клафт служил защитой от пыли, загара и являлся привилегией царской семьи. Золотая подвязанная борода — знак царского достоинства — была только у фараона. Самые пышные и длинные парики носили фараон и члены его семьи.

Роскошь, которую  позволяла себе знать, — ничто  в сравнении с той пышностью, которой окружали себя царственные  особы. Пытаясь подчеркнуть, что  он сын Солнца, фараон надевал на голову особую повязку. Жена следовала  его примеру. Змея-уреус, укус которой приводил к неизбежной смерти, считалась символом неограниченной власти. Вокруг головной повязки обвивалась золотая змея-уреус, причем голова страшной змеи находилась как раз над самым лбом монарха. Изображением змеи и коршуна украшалась не только повязка фараона, но и корона, и пояс, и шлем. Все атрибуты царской власти украшались драгоценными или покрытыми эмалью камнями.

Жена фараона носила на голове шапочку, украшенную цветком  лотоса, или же головной убор из цветной  эмали с изображением коршуна.

Одеяние царских  особ отличалось от одежды знати дороговизной материала. Одежды царской четы шили преимущественно из тончайших тканей. Фараон и знать носили сандалии с  золотыми и позолоченными украшениями, носок которых заворачивался  кверху. Сандалии крепились к ноге пестрым ремнем, доходившим до колена. На подошвах сандалий изображались различные  бытовые и военные сцены.

Информация о работе Костюм в Древнем Египте