Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:28, доклад
Очень часто переписчики сборников были и редакторами их и изменяли(иногда очень значительно) текст отдельных статей,входящих в данный сборник,в частности и текст Русской правды.Иногда представляется возможность проследить как и когда происходило изменение текста и,следовательно,как и когда возникали отдельные редакции Русской правды.Наиболее проста и несложна история Краткой Правды(1 редакции по нашей классификации).Краткая Правда была помещена в Новгородскую летопись, откуда она затем была переписана Татищевым.
История текста Русской правды может быть исчерпывающим образом установлен только в результате изучения тех сборников и Кормчих,в составе которых этот текст находился.
Очень часто переписчики
сборников были и редакторами
их и изменяли(иногда очень значительно)
текст отдельных статей,
Но уже со временем Розенкампфа
достоверность этого известия стало подвергаться
сомнению.Розенкампф обратил внимание
на то,что в древнейших списках летописи
текст Русской правды не приводится в
особенности доказал необоснованность
мнения Татищева А.А.Шахматов. Шахматов,впрочем,
неотрицает,что в древнейших летописях
в след за рассказом о пожаловании Ярославом
грамоты действительно приводится текст
грамоты Ярослава,но по его мнению эта
грамота ничего общего не имела с русской
правдой и была особым уставом определяющим
финансовые отношении Новгорода к великому
князю.Возражения против гипотезы Татищева
были настолько серьезны,что с течением
времени в литературе с ней перестали
считаться,но в сравнительно недавнее
время эта гипотеза стала возрождаться,хотя
и в значительно модифицированном виде.Один
из исследователей краткой редакции русской
правды Стратонов стал доказывать что
в превоначальном тексте летописи приводилось
не вся краткая правда,а только первая
ее часть(Правда Ярослава).Вторая же часть-Правда
Ярославичей-представляет собой кодекс,составленный
в 1036 году детьми Ярослава по его поручению
во время его поездки в Новгород.Стратонов
отмечает в составе краткой правды еще
третью чать,представляющую собой устав
определяющий финансовые отношения между
новгородцами,княжеским посадником и
другими должностными лицами,(вирниками-Покон
вирный,который якобы был дан Ярославом
новогороду,когда в Новгороде был посажен
им сын его Владимир).Все эти грамоты по
мнению Стратонова были сведены в одно
целое авторами летопичных сводок,и полученный
сводный их текст образовал краткую правду;авторы
же летописных сводок этот сводный текст
приписали Ярославу и стали помещать в
след за рассказом о даче грамоты Ярославом
в 1016 году.Стратонов отводит указания
исследователей,что в древнейших списках
летописей,в том числе и в Синодальном
списке новгородской 1 летописи,текст
русской правды не приводится .Он ссылаясь
на Шахматова указывает,что сотавитель
летописных сводов младшего извода пользовались
более древними летописными сводами,чем
сам синодальный список,и в этих сводах,мог
быть приведен текст русской правды.Стратонов
чтобы сильнее обосновать историческую
достоверность о даче Ярославом грамоты
новогороду,доказывает,что правда Ярослава
является уставной грамотой,подобно двинской
и белозерской.Оригинальное мнение по
происхождении краткой редакции русской
правды и истории ее текста новгородской
1 летописи Стратонов крайне слабо аргуметирует.В
частности,его предположения что в 1036
году был издан кодекс Ярославичами(которые,кстати,
Главное же- русскую
правду ни коем образом
Он предполагает,что уже источники свода 1167 год под 1035 стояли слова не только о пожаловании Ярослава,но и какая-то Ярославова грамота,может быть,близкая по содержанию к краткой правде.Для свода 1167 год такая грамота могла казаться не полной и архаичной, в следствии чего она и была названа краткой правдой.Вероятной причиной вписания ее в свод 1167 год является то,что этот свод возник в эпоху ожесточенной борьбы новгорода за свою вольность.В частности,в 1170 году суздальские войска неудачно осаждали новгород.В этих условиях по мнению Тихомирова,и было вполне уместно вспомнить о существовании грамоты,которые считали пожалованием Ярослава и которая орпеделяла льготное положение новгородцев.Но можно ли краткую правду считать грамотой,которая определяла льготное положение новгородцев?Нам кажется,что краткая правда не могла признаваться новгородцами подобной грамотой даже во время борьбы их за свои вольности.Краткая правда является сборником преимущественно уголовного права.в ней не сожержалось никаких норм, которые бы определяли автономию новгородской земли и ограничивали бы власть князя.А главное,нормы уголовного и судебного права,содержавшиеся в краткой правде,едва ли чем могли отличатся от норм уголовного и судебного права других земель.Итак,вопрос об источниках заимствования текста русской правды в новгородскую 1 летопись не пошел дальше предположений Шахматова,поскольку Стратонову не удалось доказать свое мнение о том,что так называемая правдя Ярослава была помещена в текст древнейших летописей после рассказа о событиях 1016 года.
Установив,что русская правда краткой редакции впервые была внесена в текст составителем протографа комиссионного и академического списков новгородской 1 летописи,нам не трудно проследить ее дальнейшую историю.Переписчики новгородской 1 летописи,вопроизводившие ее по спискам комиссионному и академическому,преписывали и содержавшийся в этих списках текст русской правды(собрание Толстова,собрание Румянцева).Остальные списки краткой правды являлись списками Татищева или копиями с них.Итак,история текста краткой правды в летописях(а она содержится только там) ни в коем случае не дает возможность приурочивать ее возникновение к 1016 году.Тот факт,что она приведена только в новгородских летописях,обьясняется не тем, что она возникла в новгороде,а тем,что ее текст скорее всего мог сохранится в новгороде,поскольку новгород не подвергался разгрому ни со стороны татар ни стороны других внешних врагов русского народа.Достаточно отметить,что древнейшие подлинные документы(например,княжеские грамоты,купчие и пр.) сохранились в новгороде,а не в киеве или во владимире