Крещение князя Владимира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:14, доклад

Описание

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу

Работа состоит из  1 файл

Крещение Руси.docx

— 42.74 Кб (Скачать документ)
Согласно  летописи, иудаизм был отвергнут на том основании, что у его поклонников не было своей земли. Ислам Владимир также отклонил, заявив: «Веселие Руси есть пити, не можем без того жити!». Сложнее всего с вопросом о предпочтении Риму Константинополя. Разумеется, русские летописцы век спустя, уже после разрыва между греческой и римской церквами в 1054 г., стремились доказать преимущества не просто христианства как такового, но именно его православной ветви. Инициаторами этих вставок следует, видимо, считать потомков князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе – Мономаховичей. В сказаниях же о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, вошедших в самые первые разделы «Повести временных лет», никакой враждебности по отношению к Риму не усматривается. Там, наоборот, подчеркивается благовидная роль папы Николая I, который способствовал просветительской деятельности братьев и даже не препятствовал переводу священных книг на славянский язык, хотя в Западной Европе уже в ту пору каноническим текстом Библии считался латинский ее перевод. Как бы то ни было, Византия, находившаяся, к тому же, не так уж далеко от Руси (в сравнении с Римом), являла собой пример могущественной державы, ведущей успешную внешнюю политику как на востоке, так и на западе. Толчком же к установлению хороших отношений с империей послужил один случай.  
  В августе 987 г. в Малой Азии начался мятеж Варды Фоки, одного из византийских военачальников, претендовавшего на императорский трон. Старший из правивших тогда братьев-императоров, Василий II Болгаробойца официально обратился за помощью к киевскому князю, и тот охотно откликнулся на его просьбу, направив в Византию 6-тысячный отряд варягов, с помощью которых удалось разгромить мятежников. Кажется, именно с их помощью Владимир в свое время победил Ярополка, а теперь подвернулся благоприятный повод избавиться от этих искателей приключений. Однако свою помощь князь обусловил двумя обязательствами: императоры должны были отдать ему в жены свою сестру Анну, а сам он обещал принять христианство вместе со своим народом. После успешного подавления восстания исполнять свои обещания греки не торопились, и тогда Владимир в 988 г. направился с войском в Крым и осадил там византийскую крепость Корсунь (Херсонес). Это и решило исход дела. Анну отправили к Владимиру, а вместе с ней на Русь приехали епископы и священники.  
   
Неясно, где крестился сам князь, но вот о крещении киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, наша летопись рассказывает весьма живописно, упоминая о крушении идола Перуна и прочих языческих богов. В Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным, так что дядя князя Добрыня вынужден был использовать силу. Выступления против новой веры имели место в разных частях страны на всем протяжении следующего XI в. Но в целом, пожалуй, можно сказать, что процесс христианизации шел успешно, особенно в городах. В сельской же местности население еще долго держалось за веру в старых богов еще в течение нескольких столетий.
Взаимоотношения язычества и христианства    
Религией  древних славян было язычество. Язычество поэтический и волшебный мир, населенный лешими, русалками, водяными, домовыми, чертенятами, упырями (духами покойников) и берегинями; мир гаданий, шептаний, заговоров, наговоров, ночных костров, ведунов, кудесников, волховиц и волхвов(языческих священников). Какие-то привычные праздники, обряды перешли в сегодняшний наш день из того, языческого, мира. Коляды (новогодние величальные песни), Масленицы, Купалы.  
   
Самое интересное в языческом сознании, то, что, в отличие от христианского, здесь нет границ между нашим и загробным миром – загробный мир видится как продолжение этой жизни. Умершие находятся здесь, рядом. Славяне-язычники старательно чествовали умерших, считали их покровителями, приносили им жертвы. Известен похоронный обычай древних славян – хоронить вместе с прахом человека одну из его жен (ритуальное убийство), или младшего дружинника (отрока), также боевого коня, оружие, украшения. Возводили над ними высокий курган. Другой обычай – тризна – печальное пиршество, так хоронили племенных вождей. Покойников попроще помещали в деревянную ладью. Там их ждал костер.
   
Главный признак  язычества – многобожие или политеизм. Языческих богов порождает природа, это природные боги. Боги у язычников отождествляются с солнцем, небом, водой, землей, ветром… Вот эти природные силы персонифицировались в конкретных божествах: Сварог (бог неба и огня), Перун (бог-громовержец). Перун считался покровителем князя и его дружины. Велес (бог скота), Хорс (бог солнца – слово это и божество имеет персидские, т. е. иранские, истоки), небесный Даждьбог – он дает благо, это тоже солнце.  
   
Старое язычество сопротивлялось введению новой веры. В дремучем вятском крае (Ростов, Суздаль, Муром) язычники, не желая расставаться с прежней верой, бежали в леса. В Ростове христианство и язычество еще долго существовали бок о бок. Часть христианского населения возвращалась к язычеству. Прямая борьба между христианской и языческой традицией продолжалась, по меньшей мере, еще столетие. Долго еще языческие волхвы бродили по Руси, предвещая несчастья и беды. В сравнении с другими странами, где процесс вытеснения язычества христианством занял 200-300 лет, на Руси это произошло быстро. Но зато потом на века застряли в русской жизни осколки язычества: языческие праздники, суеверия, языческое шутовство (скоморошество) и т. д. Русское религиозное сознание оказалось достаточно инертным. Оно не отказалось вовсе от язычества, а как бы затаилось. Возникло двоеверие – причудливое переплетение христианства и язычества. Рождество Христово соединилось с колядованием. В Масленице христианские молебны соседствовали с языческим карнавалом. Св. Илья-пророк перепутывался с Перуном. Вера в Иисуса Христа не вытесняла веры в домовых, леших, русалок, кикимор, в гадания и заговоры. Под огромными дубами язычники продолжали приносить в жертву своим богам петухов. Вопреки напору православной церкви, языческие традиции держались крепко.
 
 
 
Тем не менее, наряду с государством, христианская церковь становится важным социальным институтом: наряду с государством, наряду с многообразием самостоятельной  инициативы русских людей, она определяет лицо древнерусского общества, формы  его жизни. Отметим лишь некоторые  из последствий этого важного  шага в истории Древней Руси. Прежде всего, этим была ускорена консолидация древнерусской народности. Уже к  началу XI в. почти полностью исчезают из летописи названия отдельных племен, покрываемые теперь общими терминами «Русь», «Русская земля», а ее обитатели именуютсярусичамирусинами, в иностранных источниках – русамиросамирутенами. Сыграло свою роль принятие христианства и в возникновении и укреплении на Руси земельной собственности. Если до этого мы можем говорить только о личных владениях великого князя и, возможно, местных князей, то уже с XI в.появляются первые ростки земель монастырей и церкви в целом (с переходом от существования за счет десятины из княжеских доходов к самостоятельному хозяйствованию), а также боярской собственности.  
   
Несомненно, огромную роль сыграло принятие христианства в развитии древнерусской культуры. Конечно, письменность пришла на Киевскую землю от южных славян еще раньше, однако не получила в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения. Даже летопись отмечает, что на Руси «не слышали прежде учения книжного». И первые оригинальные произведения литературы принадлежали именно духовным лицам – митрополиту ИларионуИакову Мниху и др. Наконец, учение о едином боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения.

Информация о работе Крещение князя Владимира