Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:14, доклад
Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу
Согласно
летописи, иудаизм был отвергнут на
том основании, что у его поклонников не
было своей земли. Ислам Владимир также
отклонил, заявив: «Веселие Руси есть пити,
не можем без того жити!». Сложнее всего
с вопросом о предпочтении Риму Константинополя.
Разумеется, русские летописцы век спустя,
уже после разрыва между греческой и римской
церквами в 1054 г., стремились доказать
преимущества не просто христианства
как такового, но именно его православной
ветви. Инициаторами этих вставок следует,
видимо, считать потомков князя Всеволода
Ярославича, женатого на византийской
принцессе – Мономаховичей. В сказаниях
же о славянских просветителях Кирилле и Мефоди |
В августе 987 г. в Малой
Азии начался мятеж Варды
Фоки, одного из византийских военачальников,
претендовавшего на императорский трон.
Старший из правивших тогда братьев-императоров, Василий Неясно, где крестился сам князь, но вот о крещении киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, наша летопись рассказывает весьма живописно, упоминая о крушении идола Перуна и прочих языческих богов. В Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным, так что дядя князя Добрыня вынужден был использовать силу. Выступления против новой веры имели место в разных частях страны на всем протяжении следующего XI в. Но в целом, пожалуй, можно сказать, что процесс христианизации шел успешно, особенно в городах. В сельской же местности население еще долго держалось за веру в старых богов еще в течение нескольких столетий. | ||
Взаимоотношения язычества и христианства |
Религией
древних славян было язычество. Язычество Самое интересное в языческом сознании, то, что, в отличие от христианского, здесь нет границ между нашим и загробным миром – загробный мир видится как продолжение этой жизни. Умершие находятся здесь, рядом. Славяне-язычники старательно чествовали умерших, считали их покровителями, приносили им жертвы. Известен похоронный обычай древних славян – хоронить вместе с прахом человека одну из его жен (ритуальное убийство), или младшего дружинника (отрока), также боевого коня, оружие, украшения. Возводили над ними высокий курган. Другой обычай – тризна – печальное пиршество, так хоронили племенных вождей. Покойников попроще помещали в деревянную ладью. Там их ждал костер. |
Главный признак
язычества – многобожие или политеизм.
Языческих богов порождает природа, это
природные боги. Боги у язычников отождествляются
с солнцем, небом, водой, землей, ветром…
Вот эти природные силы персонифицировались
в конкретных божествах: Сварог (бог
неба и огня), Перун (бог-громовержец) Старое язычество сопротивлялось введению новой веры. В дремучем вятском крае (Ростов, Суздаль, Муром) язычники, не желая расставаться с прежней верой, бежали в леса. В Ростове христианство и язычество еще долго существовали бок о бок. Часть христианского населения возвращалась к язычеству. Прямая борьба между христианской и языческой традицией продолжалась, по меньшей мере, еще столетие. Долго еще языческие волхвы бродили по Руси, предвещая несчастья и беды. В сравнении с другими странами, где процесс вытеснения язычества христианством занял 200-300 лет, на Руси это произошло быстро. Но зато потом на века застряли в русской жизни осколки язычества: языческие праздники, суеверия, языческое шутовство (скоморошество) и т. д. Русское религиозное сознание оказалось достаточно инертным. Оно не отказалось вовсе от язычества, а как бы затаилось. Возникло двоеверие – причудливое переплетение христианства и язычества. Рождество Христово соединилось с колядованием. В Масленице христианские молебны соседствовали с языческим карнавалом. Св. Илья-пророк перепутывался с Перуном. Вера в Иисуса Христа не вытесняла веры в домовых, леших, русалок, кикимор, в гадания и заговоры. Под огромными дубами язычники продолжали приносить в жертву своим богам петухов. Вопреки напору православной церкви, языческие традиции держались крепко. |
|
Тем не менее,
наряду с государством, христианская
церковь становится важным социальным
институтом: наряду с государством,
наряду с многообразием Несомненно, огромную роль сыграло принятие христианства в развитии древнерусской культуры. Конечно, письменность пришла на Киевскую землю от южных славян еще раньше, однако не получила в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения. Даже летопись отмечает, что на Руси «не слышали прежде учения книжного». И первые оригинальные произведения литературы принадлежали именно духовным лицам – митрополиту Илариону, Иакову Мниху и др. Наконец, учение о едином боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. |