Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:06, реферат
Цель работы состоит в том , чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была – ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и наконец, насколько важным было это историческое событие.
Для достижение поставленных целей стоят следующие задачи : рассмотреть период ( нач. 10 века ), предшествующий принятию христианства на Руси ; выяснить, какие отношения складывались у Владимира и его предшественников с государствами и народами, представляющими разные религии и конфессии , почему выбор князя пал на православие ; разобраться в процессе христианизации Руси, в причинах долгого слияния православия с язычеством ; и определить, насколько важную роль сыграло появление православия в Древнерусском государстве ; какие исторические последствия это событие повлекло за собой.
Введение. стр. 3.
Крещение Руси.
Глава 1. Обстановка в Киевской Руси накануне принятия христианства. стр. 7.
Глава 2. Принятие христианства. стр.13.
Глава 3. Историческое значение принятия христианства. стр.20.
Заключение. стр.22.
Список используемой литературы. стр.24.
Словарь терминов и понятий. стр. 26.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери – константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
(1), (2). А. Нечволодов. Сказания о Русской земле. М., 1991 г.
(3), (5). Р. Г. Скрынников. История Российская 10 – 17 вв. М., 1993 г.
(4). С. Н. Бурин. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры. – М.,Наука и жизнь, 1988. – 23.
(6), (7), (8). Н. М. Никольский. История русской церкви. М., 1983 г.
(9). С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. М., 1962 г.
(10). Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси.. М., 1987.
Глава 3. Историческое значение принятия христианства.
Принятие христианства – событие эпохальное. Оно оказало влияние на историю Руси, во многом предопределив ее последующее развитие.
Христианство позволили во многом преодолеть то противоречие между духовно-нравственной и социально-политической сферами жизни государства и общества, которое образовалось в 10 веке. Это способствовало, с одной стороны, стабилизации новых отношений и институтов, с другой – создавало условия для их дальнейшего развития. Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы. Люди стали ощущать себя принадлежащими к одному этносу, одной религии и одному государству. В итоге формировалась новая общность со своими самобытными и неповторимыми чертами и укладом – древнерусская народность.
Христианство существенно меняло уклад жизни общества. Церковь осудила многоженство и привнесла совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, скрепленного и освещенного церковным венчанием. Роль семьи возрастает, она становится основой общества.
С принятием христианства началось интенсивное приобщение восточнославянского мира к христианским ценностям и традициям. Получает развитие церковное искусство с его специфическими жанрами и формами. Вместе с христианством пришло и христианское просвещение, письменная культура, школа. Русь начинает воспринимать огромные пласты Греко-византийской культуры, сначала заимствуя и копируя их, затем переосмысливая и создавая в рамках религиозного искусства совершенно новое и самобытное древнерусское искусство.
С христианством связано и появление на Руси славянской письменности. Существенно изменилось международное положение древнерусского государства. Русь языческую сменила Русь христианская, которая со временем на равных вошла в систему европейских христианских государств.
Существовавшие во времена крещения Руси противоречия между восточным и западным христианством со временем еще более углубились. Это способствовало политическому и культурному отчуждению Восточной и Западной Европы, вело к двум различным вариантам развития.
Заключение.
На тему «Крещения Руси» можно рассуждать очень долго, рассматривая ее и с бытовой, и с социокультурной, и с чисто религиозной точек зрения. Но в рамках данной работы ставилась цель – рассмотреть причины, процесс и исторические последствия принятия христианства в православной форме. Данная цель, как мне кажется, полностью достигнута, все поставленные задачи выполнены.
Подводя итог о русском православии, нельзя не отметить, что за столетия своего существования оно впитало в себя столько национального, народного, что, по сути дела, превратилось в «национальную религию». Эта связь с историческими и культурными корнями народа неизбежно привела к тому, что на определенном этапе Русское Православие оторвалось от своего фундамента и стало неотъемлемой частью социального процесса в обществе. Преемственность сама в язычестве являлась объектом и формой культа. Все время так или иначе участвовало в сохранении преданий, песен, традиций. Но все это передавалось лишь людьми. Книги же могут пережить и людей, и общества, и государства. Проникновение на Русь христианства разными каналами способствовало обогащению культуры за счет достижений разных народов.
Прогрессивность перехода к христианству состояла прежде всего в том, что Русь усваивала наиболее демократические его формы, сами по себе предполагавшие широкую веротерпимость, а следовательно, способность сохранять культурное наследие языческого прошлого и обогащать его за счет связей как с Западом, так и с Востоком.
Когда Византия как государство прекращает существовать, Русь становится как бы законной ее наследницей («Москва – третий Рим»). Но и в это время будет сохраняться собственно «русская» традиция, выражающаяся в относительно широком допуске различных толкований канонических положений, терпимости к бытовым пережиткам язычества.
Список используемой литературы.
Бурин С. Н. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры. М., - Наука и жизнь, 1988. –№11, с. 23.
Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1994 г.
Нечволодов А. Сказания о Русской земле. М., 1991 г.
Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983 г.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993 г.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962 г.
Скрынников Р. Г. История Российская 10 – 17 вв. М., 1993 г.