Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:16, реферат

Описание

Христианство в древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать.

Содержание

Введение. 2
1. Христианская религия в Киевской Руси до Владимира 3
1.1 Версии установления христианства 3
1.2. Реформа языческого культа 4
1.3 Первые попытки установления христианства 6
2. Крещение Руси Владимиром 8
2.1.Религиозные реформы князя Владимира. 8
2.2. Трудности в распространении христианства 9
3. Организационная структура церкви. 10
4. Культурно – историческое значение принятия православия на Руси. 12
Заключение. 15
Библиография 16

Работа состоит из  1 файл

крещение.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

однако они полностью  зависели от киевского князя. С обособлением

отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы  его столица имела своего епископа.

Первые годы церковь  и ее епископские кафедры находились

полностью на содержании князей.  Однако,  расширение  церковного

аппарата  заставило  искать другие источники.  Ими могли  быть отчисления от государственных  доходов,  что создавало  предпосылки 

для слияния государственного и церковного аппаратов. 

Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали  структуре светской власти. В начале XI века образовались

епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. Первым ее епископом  был 

Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок,  Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро-

вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь». Во

второй  половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская

,  луцкая, суздальская  и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала

вся полнота церковной власти в их области  не только право суда

над духовенством, но и  суда по многим гражданским делам. Епископами  могли  быть только лица,  постриженные в монашество.

  Если 

кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства  и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь. 

Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у

них были свои слуги,  холопы, изгои и даже свои полки. Князья на

содержание церквей  давали «десятину» - десятую долю своих  даней 

и оброков.

Одной из сильнейших церковных организаций  были  монастыри,,

игравшие  очень важную роль в истории средневековых  государств.  По идее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших  себя служению богу.  На деле же монастыри  были крупными  землевладельцами

-феодалами.  Духовенство и монастыри вели хозяйства по-своему,

руководствуясь византийскими  обычаями и  законами,  устанавливая

такие юридические отношения  с земледельцами,  какие были приняты 

в Греции. Монастыри также  владели селами, вели оптовую торговлю,

ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в 

самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской»,  и в крупных  политических событиях.

                                                                                            

 

4. Культурно – историческое значение принятия православия на Руси.

Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического  развития, принятие православия означало приобщение к многовековой  и  высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с православием. 

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в  истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Для подготовки духовенства  Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в  Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Предметом особого попечения  Ярослава Мудрого были переводы новой  литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже  второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Крещение Руси явилось  переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь  Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Воспитывая верующего  для грядущего града, Церковь  постоянно обновляет и перестраивает  и град, здесь пребывающий. Эта  перестройка гражданского общежития  под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ.

Принятие православия  способствовало широкому распространению  на Руси грамотности,  просвещения, появлению богатой, переведенной с  греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

В той сложной иерархии  государств,  которую  представлял  собой средневековый  мир,  Русь  после  крещения заняла новое, высокое  место.  Совершенно по-новому,  более  широким  потоком вливаются и  глубже  проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием.  С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того  процесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил  Московское царство во главе православного мира.

Первые века  становления  православия на Руси были временем рождения отечественных форм его  понимания,  выраженного  в красках, в камне, в слове.  В отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия,  изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого.

Книги священного писания  и толкования к ним святых  Отцов Церкви Православной  и  стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и нравственного воспитания народа.

 

Заключение.

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно  – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия.

И от того, в какую сторону  мы повернемся, в сторону православных заповедей, или в сторону лицемерных канонов католического Запада, во многом зависит, возродится ли Русь самобытным государством, ведущим за собой весь мир к свободе, равенству и братству или повторит путь Византии, пропавшей в закоулках мировой истории.

Крещение Руси  ввело  ее  тесным  образом не только в семью христианских славянских государств,  но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции  достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. 

 

Библиография.

1.Филист Г.М.  «Введение христианства на Руси:  

предпосылки, обстоятельства, последствия»,

Минск, «Беларусь», 1988г.

2.ЩаповЯ.Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.):                          Политиздат, 1987

3. Н.М.Карамзин. История государства Российского. 1994.

4.С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.

5.А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).

6.Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.

7.Гордиенко Н.С. «крещение Руси», Ленинград,1984г.

 

     
   



     
   




Информация о работе Крещение Руси