Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:07, контрольная работа

Описание

Путь к великокняжескому престолу проложили Владимиру ветераны его отца, ратовавшие за восстановление позиций язычества и новые походы. И первые годы его правления оправдали чаяния дружины. Утвердившись в Киеве, Владимир возводит рядом со своим теремом капище, посвященное главным славянским богам – Перуну, Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.
Изображение небесного патрона воинов было исполнено с особой пышностью: голова Перуна была серебряной, а усы – золотыми. Подобное же капище построил в Новгороде дядя Владимира Добрыня, направленный туда посадником великого князя киевского.

Содержание

1) Языческая реформа князя Владимира.
2) Принятие православного христианства.
2.1. Крещение князя Владимира.
2.2. Христианизация Руси.
3) Роль Церкви в общественной и государственной жизни страны.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Отечественная истор.doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 3. Крещение Руси.

 

План:

 

1) Языческая реформа  князя Владимира.

 

2) Принятие православного  христианства.

 

2.1. Крещение князя Владимира.

 

2.2. Христианизация Руси.

 

3) Роль Церкви в  общественной и государственной  жизни страны.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Языческая реформа князя Владимира.

  Путь к великокняжескому престолу проложили Владимиру ветераны его отца, ратовавшие за восстановление позиций язычества и новые походы. И первые годы его правления оправдали чаяния дружины. Утвердившись в Киеве, Владимир возводит рядом со своим теремом капище, посвященное главным славянским богам – Перуну, Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.

Изображение небесного  патрона воинов было исполнено с особой пышностью: голова Перуна была серебряной, а усы – золотыми. Подобное  же капище построил в Новгороде дядя Владимира Добрыня, направленный туда посадником великого князя киевского. Данная акция, именуемая в историографии «языческой реформой», была, по сути дела, попыткой противопоставить христианству унифицированную общегосударственную религию с иерархией богов, возглавляемой небесным покровителем князя и дружины.

Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (по крайней мере, в Киеве).

Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно теснить христиан, которых в Киеве к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен Игоря они имели свой соборный храм – Святого Ильи.

«Но сия Владимирова набожность – пишет Карамзин – не препятствовала ему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка (окаянного); от другой законной супруги, Чехини или Богемки имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба (по другому источнику их матерью была греческая царевна Анна). Сверх того, если верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора, он презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принятие православного христианства.

При князе киевском Владимире (978 – 1015 годы) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси – принятие христианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы.

Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.

Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда князь узнал, что по Корану правоверным полагается обрезание и нельзя пить вино, он сказал: «Руси есть веселие питии». Послы папы римского так же потерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: «В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». На что Владимир ответил: «И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других, мы не  хотим подобно вам лишиться своего отечества». Наконец, греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал вкратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображением участия праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил: «Благо добродетельным и горе злым». «Креститесь, – отвечал греческий мудрец, – и будете в раю с первыми».

Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, чтобы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: «Мы не помнили, где мы находились – на земле или на небе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Крещение князя Владимира

Примерно в 987 году Владимир со своей дружиной появляется на Балканах и в качестве союзника императора Василия II участвует в подавлении мятежа Варды Фоки. Эти события способствуют расширению его политического кругозора и резкому изменению отношения к христианству. Постепенно Владимир склоняется к решению принять крещение. Но, будучи расчетливым политиком, он видит, что в создавшейся ситуации, когда от русской дружины зависит судьба правящей династии, от византийцев можно потребовать очень многого. Даже того, чего не удалось добиться его предшественникам. В обмен на военную помощь против мятежников император Василий II обещает выдать за русского князя свою сестру Анну.

Однако, когда войска Варды  Фоки были разгромлены и русская  дружина возвратилась в Киев, византийцы стали затягивать приезд порфирородной принцессы. Нарушение договора не было следствием прихоти или произвола императора Василия II. У князя Владимира было много языческих жен и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя  Владимира должны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным. Однако скандинавское семейное право оказалось несовместимым с христианским правом Византии. С точки зрения христианской религии, сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, были незаконнорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая точка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти.

Переговоры о брачном  контракте, по-видимому, закончились  провалом, после чего Владимир разорвал союз с Василием II. Чтобы принудить греков к соблюдению договора, Владимир, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Христианизация Руси.

Вместе с Владимиром в  Киев прибыли священники Корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью.

Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола – Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

«На следующий же день, – говорит летописец, – вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал Бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу"».

Куда большее сопротивление крещению оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Теперь киевляне в своем добровольном приобщении к новой вере были склонны видеть преимущество перед новгородцами, которых «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

Разумеется, сопротивление  христианизации продолжалось на Руси и после крещения новгородцев. Очаги язычества сохранялись еще вплоть до XIV века. И все-таки, именно после 990 года процесс христианизации, начавшийся как минимум веком раньше, приобрел необратимый характер.

Продолжая политику христианизации, Владимир приглашает греческих мастеров для строительства храмов, с их помощью в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь».

Другим его важным начинанием было создание церковных школ для детей «нарочитых людей». При этом Владимиру приходилось прибегать к принуждению, поскольку родители не хотели отдавать своих чад, «еще бо не бяху ся утверди верою», как поясняет летописец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль Церкви в общественной и государственной жизни страны.

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала источником и великого культурного творчества, первоначально в крупных городах. Своей духовной силой она содействовала также объединению русичей, формируя их культурно-историческую общность и соборность – единство свободных людей, основанное на совокупной духовности и преданности общей родине. Принятие христианства отвечало историческим нуждам, новой этике и повседневным устремлениям восточных славян. В дальнейшем получилось так, что их культура во всех своих чертах оказалась глубоко пронизана православием. Отсюда часто встречавшиеся аскеза, непорабощенность коренным материализмом даже при бытовом скопидомстве и естественной хозяйственности, долготерпение, широта души и щедрость в общении, братолюбие, сострадание к меньшой братии, жажда решать все дела не по черствым законам, а «по-Божьи». Первоначально эта новая идеология исходила из окрещенных дружин и из монастырей.

Принятие христианства способствовало приобщению к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны – Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями – с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. История Отечества: учебное пособие для студентов вузов / Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. – Изд. 4-е перераб. и доп. – Ростов н / Д.: Феникс, 2007.

 

2. Исаев И.А. История  Отечества: Учебное пособие для  поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 1997.

 

3. История России. Учебник.  Издание второе, переработанное и дополненное/ Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО ТК Велби, 2003.

Информация о работе Крещение Руси