Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:28, реферат
Дома, которые стояли целую эпоху, ибо были прочны, надёжны, долговечны и являлись жильём не одного поколения. В настоящее время редко где можно увидеть сельский дом с сохранившимся хозяйственным укладом и крестьянскими постройками, какие были в начале 20 века. Разве, что в музее с.Шушенское Красноярского края или в Кижах. Меняется с годами и сам интерьер крестьянского дома, становится всё более современным, похожим на городской.
ВЕДЕНИЕ
Актуальность
Русский дом, крестьянский дом, всегда привлекал внимание исследователей, учёных.
Это не те дома, которые строят современные строители, а целый крестьянский мир, с его бытом, укладом, старинными верованиями, традициями.
Дома, которые стояли целую
эпоху, ибо были прочны, надёжны,
долговечны и являлись жильём не одного
поколения. В настоящее время
редко где можно увидеть
Не изба- хоромы.
«ЧУДО» КРЕСТЬЯНСКОЙ ИЗБЫ.
Изба без печи- не изба. С печью, занимающей едва ли половину дома, связан весь быт русского крестьянина- от рождения до смерти. И сложена она просто, практично, умно и по- своему красиво.Русская печь относится к типу духовых печей . Она имела форму куба: обычная длина её 1,8-2м. Ширина1,6-1,8м высота1,7м. Что же значит печь для крестьянина? Прежде всего печь греет. Печь кормит. Здесь варят, жарят, хлеба выпекают. Целый день хозяйка у печи топчется: то ушицы сварить, то картошки поджарить, то корм скоту запарить. Печь и светит. В «жаротоке» всегда уголёк тлеет, на светце, что к печке прибит, лучина потрескивает, а в печном столбе есть место для огнива или спичек.
Печь и моет. В печи и помыться иногда можно- особенно ребёнку удобно , не хуже, чем в иной баньке. Здесь же и рукомойник над лоханью.
Печь и лечит. Каждый крестьянин знает, что печная лежанка- верное средство от простуды и всяких прострелов. Н печи всегда одежду сушат , и на зиму впрок готовят сущик- мелкую сушёную рыбёшку, грибы, ягоды.
Печь и спать уложит. Старые и малые всегда на печи, сбоку для них и лежанка сбита. Много ещё служб есть у русской печи. Есть и подклет, это что-то вроде холодного погреба. В особом встроенном шкафчике чайная посуда хранится. От печного столба под прямым углом идут две чистые светлые полки- они называются воронцы. На одном из них-«женском»- всякая хозяйственная утварь: миски,ковши, туеса; а на другом- мужском- домашние инструменты, охотничьи припасы,МЕЛКАЯ РЫБО ЛОВНАЯ СНАСТЬ И Т. Д. Зимой, в морозы пол печкой держат кур.
Печной угол- пространство
от устья печи до противоположной стены,
место где выполнялась вся женская работа,
связанная с приготовлением пищи .В
печном углу находилась судная лавка или
прилавок с полками , использовавшаяся
в качестве стола. На стенах располагались
шкафчики (наблюдники)- полки для столовой
посуды. Этот угол всегда считался
грязным, поэтому крестьяне всегда отделяли
его занавесом из пёстрого ситца или цветного
полотняного полотна , высоким шкафом
или деревянной переборкой. Пространство
около печного угла связано с многими
обрядами , семейными традициями.
ИНТЕРЬЕР КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА.
Красный угол - парадная часть русской избы. Красный угол , как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большинстве территорий красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой(святой угол). Кроме божницы , в углу стоит стол, подле стола стыкаются две лавки, вверху, под потолком идут две полки. Все события семейной жизни отмечались в красном углу, он же является самым почётным местом в доме.
Красный угол
МЕБЕЛЬ И УБРАНСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА
В красном углу любого крестьянского дома висела полочка или открытый шкафчик для постановки икон- божница.
Иконы были прикрыты божником- узким длинным полотенцем из холста, украшенное на концах вышивкой, тканым орнаментом или лентами и кружевом( лики святых не прикрывали).Предметом меблировки горницы являлся
буфет или его разновидность- горка, в более бедных домах красивую посуду хранили в поставцах- стоящих или висящих шкафчиках.
Кровати стали появляться в традиционном народном жилище лишь во второй половине19 века в богатых домах. Их ставили в сенях или горнице- парадной части крестьянского дома, нарядно украшались большим количеством подушек и кружевных накидок. В северных губерниях встречались кровати с выдвижными ящиками. В традиционном крестьянском доме стол всегда имел постоянное место, он стоял на самом почётном мест в красном углу. В некоторых местах Сибири столы ставили только на время трапезы, а после еды клали боком на полавочник под образа. Лавки в доме были разные: скамья для сидения и сна- загнет; скамьи перемётные , переносные, приставные, в городской и монастырской среде скамьи были со спинками, украшенными резьбой. Стулья плотницкой работы стали распространятся в деревне с конца 19 века, в основном как убранство чистой половины избы. Вся мебель крестьянского дома была сделана добротно, украшена орнаментом или резьбой.
Украшали комнату также сундуки ручной работы. В них хранились личные вещи крестьян. Стена комнаты выстругивались и даже натирались воском
В начале 20 века в
домах появились рамы с
ПРЕДМЕТЫ БЫТА И УТВАРЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ДОМА
валёк
вёдра ,бокалы
кадушки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всё устроение в домашнем убранстве крестьянина было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, несло порядок и гармонию, подчинялось вековому укладу жизни сельского труженика- крестьянина. Такой жизненный уклад, интерьер крестьянского дома сохранялся у нас в посёлке до середины 80 годов и стал резко меняться из-за улучшения благосостояния жителей посёлка, с появлением различной бытовой техники, современной мебели.
Остро стоит проблема исчезновения быта крестьянской избы.
Рекомендации : возродить элементы оформления дома в народном стиле с использованием элементов декора мебели, посуды.
Изучать на у роках технологии , изо, МХК, конструкцию и декор предметов народного быта с целью возрождения мастерства создания предметов быта и их интеграции в современный быт сельского жителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Б.Е. Андюсев. Сибирское краеведенье. г. Красноярск.
2.Н.А. Горяева О.В. Островская . Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Внутренний мир русской избы стр. 30
3.Громыко М.М.Культурно-
4.Русская изба
5.Русские жилища в Восточной Сибири.
Советская этнография (сборник)№2
6.Быт и искусство русского
населения в Восточной Сибири.
7. Воспоминания старожилов п.Брянка. Мальцевой Т.И.библиотекаря школы №5,
Гресь Н.И учителя биологии школы №5
Астафьева Г.Гучителя географии и ИЗО школы №5