Кубанские станицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 02:47, реферат

Описание

Моей целью было понять жизнь современной станицы. Ее связь с прошлым, традициями ее основателей-казаков. Мне хотелось узнать побольше о станице, ее культурной жизни, ее укладе и быте. Эта тема очень актуальна сейчас, потому что многие забывают свои корни, свою историю и свои традиции в погоне за благополучием. Некоторые и вовсе не знают происхождение и историю появления такого богатого и наикрасивейшего края, как Кубань. Я сравнил прошлое с настоящим. Проследил, как менялась станица со временем, как менялись ее традиции, обычаи, быт и история, как менялись сами люди.

Содержание

План
Введение (Цели и задачи, актуальность темы)
Возникновение и становление кубанских куреней в конце XVIII -первой половине XIX вв.
Казачий курень
Хозяйственная и общественная жизнь в станицах.
Культурная жизнь и быт станичников.
История Кубанского диалекта
Фольклор
Почитание стариков как одна из основ жизненного уклада кубанских казаков
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Кубанские станицы.doc

— 932.50 Кб (Скачать документ)

    Хозяйственная и общественная жизнь  в станицах 

Основным занятием жителей станиц было земледелие, скотоводство также. Самой важной частью хозяйства был конь. Так как казак был военно обязан и мог в любую минут быть призван на службу, то коня содержали в «полной боевой готовности». За ним ухаживали, кормили, чтобы он не подвел своего хозяина в бою.

Главным богатством для казака была земля. Первые поколения  казаков-переселенцев осваивали богатые  дикие земли. Степь в то время  представляла собой пеструю картину: то покрыта терном, то полянами разнотравья. Тысячелетиями обильно политая  дождями, облизанная ветрами степь видала кочующие татаро-ногайские орды. О признаках существовавшей здесь скифско-сарматской цивилизации свидетельствовали рассыпанные по степи курганы.

Казаки в первые годы переселения не любили земледелие. Обрабатывались и засеивались небольшие участки земли. Зерно для продовольствия покупали у черкесов. Зерно и сено давали только упряжным животным. Скотоводством первые переселенцы занимались с охотой. Табуны лошадей, отары овец, гурты крупного рогатого скота круглый год ходили по пастбищам, перекочевывая с места на место. В степи, в терновниках, водилась птица в большом количестве: дрофы, фазаны, тетерева. В камышах водилась тьмою водоплавающая птица. Обилие птицы давало хорошую возможность пополнять продовольствие семей охотой.

Но особенно много времени первые казаки-переселенцы уделяли рыболовству. В степных реках Челбас, Бейсуг, Ея, кроме судака и таранов в изобилии водилась белуга, осетр, севрюга. Рыбы было очень много, практически всюду, где была вода. Рыбный промысел тоже давал значительную продовольственную прибавку и доход каждой семье. Так, одна тысяча отборной тарани в то время стоила 1 рубль 50 копеек, один пуд балыка - 5 рублей 50 копеек, один пуд свежей белуги - 20 копеек. Для переработки рыбы требовалось много соли, которую привозили из Ачуева и Ахтарей, где были развиты соляные промыслы.

На своей земле  крестьянин выращивал все, что ему  было нужно. Сейчас у каждого жителя станицы во владении есть земельный  участок, иногда даже не один, на котором  он трудится не покладая рук. Размеры тоже могут быть разные. По сути, станичник кормил себя сам. Вставали в станице рано, с рассветом, в 5-6 часов утра и сразу начинали работать. Кормили скотину, количество которой могло достигать 100 голов и более- куры, утки, гуси, коровы, овцы, козы, лошади, индюки, нутрии. Часть продуктов оставалось для семьи, остальное шло на продажу.

Основной физический труд лежал на мужских плечах, также  мужчина был главой семьи. Женщине  отводилась роль хранительницы домашнего  очага, воспитание и уход за детьми, мелкие заботы по хозяйству. Благополучие семьи зависело от трудоспособности и трудолюбия ее членом, как говорится - без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Детей было много от 3 и более. Если рождалось много мальчиков, то это было очень хорошо, потому что мужчина являлся продолжателем рода и помогал по хозяйству. Следовательно, если мужчин было больше, то и само хозяйство было большим и тем богаче жила семья. когда же в семье не хватало мужских рук, то нанимали батраков, которые помогали по хозяйству.

Достаточно большую нишу занимает рыболовство.  Кубанские станицы располагались рядом с реками, потому что они являлись источником жизни для крестьян. Река дает жизнь всей станице, также является природной преградой в случаи конфликта. Как уже говорилось выше, река давала людям пищу (рыбу, раков), плавни служили местами для охоты на дичь. Также была единственным спасением и развлечение в жаркий летний день. Сельские мальчишки с радостью бежали к берегам речки освежиться и поплескаться. Также реки служили отличным водным путем для перевозки грузов, людей и были отличной альтернативой сухопутным дорогам.

Также имеют  место быть в станице и мелкие ремесла: кузнечное дело, плотничество, пчеловодство, виноделие и д.р.

Нести воинскую службу, развивать личное хозяйство - смысл и цель жизни каждого казака. Глубокими корневищами врастало в землю казачество. Весенние ветры несли волнующие кровь запахи покоренной земли. На труд земля отвечала богатыми урожаями и буйными сенокосными травами. К шестидесятым годам девятнадцатого века каждая семья расширяла посев зерновых культур, увеличивая одновременно поголовье животных. Своими силами казачьи семьи не могли справиться с возросшим хозяйством. На Кубань из Центральной России хлынул поток рабочей силы: шли деревнями, шли ватагами мужчины - косари, плотники, разнорабочие, и всех нанимали на работу, как правило, сезонную.

Уже к семидесятым  годам девятнадцатого века о казаках шла слава, как о трудолюбивых и гостеприимных жителях Кубани, а станица Каневская приобрела известность зажиточной и богатой. 
 

    Культурная  жизнь и быт  станичников 

Пришедшие на Кубань казаки принесли сюда и свою культуру, жизненный уклад, фольклор и традиции, которые можно увидеть и сейчас. Например, некоторые заветы Игната Некрасова,с жизнью которого история нашего края тесно связана, сохраняются до сих пор. Конечно соблюдаются они не так строго, как раньше, но все-таки.

« Решения круга  исполняет атаман. Ему строго подчиняются.» - этот завет перешел в семейную жизнь, где главой семьи является отец.

«Брак может  быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть» - как и предыдущий завет, эта часть тоже перешла в семейную жизнь. Большинство браков заключаются между православными, так как контактов с «иноверцами» просто нет.

«Муж жену не обижает» - так и есть, сейчас во многих станичных семьях царит такой порядок, настоящий казак никогда не поднимет руки на женщину, ведь она мать и хранительница очага.

«Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.» - этот завет совсем не изменился со временем, современные жители станиц очень трудолюбивы. Ведь они кормятся своим трудом  и приучают к труду молодое поколение.

«Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому.» - в многих станицах живут престарелые люди, которые еще «балакают» - это наши бабушки и деды. Даже многие молодые имеют в своей речи отпечатки старых диалектов и говоров. 

История Кубанского диалекта 

     Самобытный  кубанский диалект сложился исторически  в результате смешения

и взаимопроникновения  русского и украинского языков, южнорусских и

украинских диалектов, а также говоров постоянно  прибывающих на Кубань

жителей других областей России. Основное население  Кубани составляют

потомки казаков  —переселенцев из бывшей Запорожской  Сечи, с Дона, Хопра, из

Екатеринослава, Харьковской, Полтавской, Воронежской, Тульской, Курской и

других губерний России. На диалекты оказывало влияние  городское

просторечие. Южнорусский  диалект на Кубани сложился в основном на востоке и

на юго-востоке  края. Говоры с украинской основой сформировались главным

образом в черноморских станицах.   

     Для  кубанских говоров характера  вариантность - словообразовательная,

грамматическая  и акцентологическая. Несмотря на локальные  особенности,

которые существуют на Кубани, в регионе представлены диалекты южно - русского

наречия, обладающего  рядом общих фонетических, лексических  и прочих

особенностей (к  примеру, фрикативное “г”), по которым  южанин безошибочно

опознается в  Центральной России. 
 
 
 
 
 

Фольклор 

       Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов — русского и украинского. В различных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей родине. Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках народов мира запечатлеваются их национальные черты. Так, в пословицах и поговорках украинского народа мы встретим много поучительного из различных сфер жизни: из трудовой деятельности человека и его отдыха, из области общественного поведения; существуют пословицы и поговорки о характере людей, метко подмечающие как положительные, так и отрицательные их черты. Отобразились в пословицах и поговорках многолетние наблюдения за состоянием природы.

Всем известны казачьи поговорки:

- Казака в  степи только пуля догонит

- Не хвались  в поход собираючись, а хвались  с похода едучи

- Всяк свистнет, да не по-казацки

- И шашечка  остра, а дух - сильнее

- Где казак  - там и слава

- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче

- Казака даже  чёрт боится

- Не всяк тот  казак, что фуражку набекрень  носит

- Нет уз святее  товарищества

- Казак без  коня - сирота

- Кровь казачья  - не водица

       А вот пословицы и поговорки,  которые собрал кубанский писатель Александр Ефимович Пивень (1872-1961).

- Степь да  воля — казачья доля. 
- Казацкому роду нема переводу. 
- Казак с бедою, как рыба с водою. 
- Казак, як голубь: куда не прилетит, там и пристанет. 
- Терпи, казак — атаманом будешь. 
- Тот и не казак, кто не думает быть атаманом. 
- Бог не без милости, казак не без счастья.

       Пожалуй, ни в каком другом  уголке нашей страны, ни в какой  другой области и другом крае  нет такого песенного своеобразия,  такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское русское раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность и весёлая распахнутость и тут же чисто украинская задушевность и мягкость, и добрая усмешливость над собой и близкими. И язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык, и не чисто украинский, а “кубанский”. Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - кубанскую песню. И здесь, на благодатной кубанской земле, как в полевой венок, в народное пение вплелись адыгейские, кабардинские, лесгинские, черкесские, абазинские мелодии. Песни отражали жизнь кубанских казаков. Поэтому такое разнообразие песенных жанров: военно-бытовые и походные; свадебные; лирические, сиротские и балладные песни; шуточные и плясовые.

       Примером может служить знаменитая  „Роспрягайтэ, хлопцы, конэй". В давние времена песня эта была перенесена на Кубань с Украины. Пели ее казачьи полки в русско-турецкую, русско-японскую, в первую мировую войны. Немало было сложено стихов на боевой, задиристый мотив песни и в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) И сегодня порой в одной станице поют ее люди по-разному — меняется текст, характер, мотив. Духовная культура кубанского казачества, золотой нитью в которую вплетена песня, отражала тревожный уклад жизни хранителей южных границ страны. Ежеминутная готовность отдать свою жизнь за Родину — одна из главных тем устного народного творчества кубанцев. Много песен хранит народная память, и каждая из них отражает одну из бесконечных граней мужественной жизни казачества — от морщин под иссохшими от слез глазами матерей до первой борозды на весеннем поле... В каждой станице поют эти песни на своем диалекте. Фольклор южнороссийского казачества хранит народное видение истории. До сих пор в станицах поют песни о грозном царе, жалующем гребенцов “Тереком Грынычем со притоками”, о Мишке Черкашенине – одном из первых известных по имени атаманов XVI в., о походе Ермака, о подвигах Матвея Ивановича Платова. Героем сказок стал Игнат Некрасов, наделенный всевозможными положительными и сверхъестественными качествами. Отсюда следует, что диалекты и акценты могут служить точным показателем предшествовавших влияний, пройденных народом путей, особенностей среды, из которой данная национальная группа вышла в последний раз.

       В наше время огромная заслуга  в сохранении песенных традиций  принадлежит кубанскому государственному казачьему хору. С гастролями хор выступает не только в нашей стране, но и за рубежом, рассказывая в песнях о подвигах казаков, прославляя кубанскую землю и его народ. 
 
 

Почитание стариков как одна из основ жизненного уклада кубанских  казаков 

Старики выступали  хранителями казачьих обычаев и  традиций, и почитание стариков в  казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось  как предательство казачьих идеалов  и сурово наказывалось обществом.

Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без  предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: «Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят». Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.

Информация о работе Кубанские станицы