Куликовская битва 1380 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:28, реферат

Описание

Цель работы – дать краткий обзор Куликовской битвы и установить её значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Правление Дмитрия Донского…………………………………………………4
Причины Куликовской битвы…………………………………………………6
Подготовка к сражению………………………………………………………..9
Соотношение и развертывание сил……………………………………….…..10
Сражение…………………………………………………………………….…12
Память……………………………………………………………………….….15
Заключение……………………………………………………………………..16
Литература……………………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 51.93 Кб (Скачать документ)

Современные учёные дали свою оценку численности  монголо-татарского войска: Б. У. Урланис считал, что у Мамая было 60 тыс.  человек. М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин иВ. И. Буганов полагали, что русским противостояло 100—150 тысяч монголо-татар. Ю. В. Селезнёв сделал предположение о монголо-татарском войске в 90 тысяч человек (так как предположительно известно, что Мамай вёл с собой 9 туменов). Военный историк-оружиевед М. В. Горелик высказал предположение, что реальная численность мамаевой рати не превышала 30-40 тыс. человек.

 

 

 

 

 

 

Сражение

В ночь с 7 на 8 августа, перейдя реку Дон с левого на правый берег по наплывным мостам из бревен и уничтожив переправу, русские вышли к Куликову полю. Русские прибегли к пятичленному боевому порядку, в три линии. Главную линию заняли полки Правой руки, Большой полк и полк Левой руки. В передней линии расположились друг за другом Сторожевой и Передовой полки. Частный резерв стал за полком Левой руки. Наконец, в Зеленой Дубраве был сосредоточен Засадный полк. Сторожевой полк включал только конницу. Его задача состояла в определении направления главного удара Орды. Передовой полк, укомплектованный главным образом отрядами пехоты городовых полков (дружин), должен был принять удар основных сил Орды, чтобы измотать их до соприкосновения с Большим полком и этим облегчить действия полков главной линии.

Основу  боевого порядка составляли Большой  полк и полки Правой и Левой  руки. Эти полки имели в центре пехоту, а на флангах конницу. Засадный полк включал отборную конницу.

Учитывая  возможность обходного маневра  противника, который можно было осуществить  путем массированных ударов по открытому  левому флангу русского боевого порядка, князь Дмитрий уделил главное  внимание этому направлению. Именно здесь были расположены частный  и общий резервы. Плотное построение войск создавало глубину и  таким образом обеспечивало упругость  боевого порядка, а его расчленение на отдельные полки позволяло маневрировать силами в ходе сражения.

Характер  оружия обусловливал плотное расположение пехоты и свободное положение  конницы. Пехота была построена тесно, глубиной до 20 рядов. Центр боевого  порядка составляли копейщики. Лучники  располагались на флангах. Крепость строя пехоты заключалась в его  монолитности и взаимодействии с конницей. Конница строилась в несколько рядов и старалась сохранять строй для нанесения удара по противнику. Управление войсками осуществлялось стягами и сигналами труб. Поскольку пехоты в рати Дмитрия Донского было больше, чем конницы, то именно ее действия решили исход сражения.

Боевой  порядок войска Мамая включал  передовой отряд, состоящий из легкой конницы, центра, в который входила пехота, в том числе и отряд генуэзской пехоты, и крыльев, состоящих из кавалерии. Мамай выделил также сильный конный резерв для нанесения решающего удара.

Преобладание  конницы в составе войск Мамая  предопределило характер их боевых действий. Можно было ожидать усилий войск правого фланга Орды с целью оттеснения русского левого фланга.

 Тыл русских был прикрыт рекой – тактический маневр, открывший новую страницу в русской военной тактике.

Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска эшелонировано: впереди стоял Передовой  полк (под командование князей всеволжских Дмитрия и Владимира), за ним – Большой из пеших ратей (командир – Тимофей Вельяминов), правый и левый фланги прикрывали конные полки «правой руки» (командир – коломенский тысяцкий Микула Вельяминова, брат Тимофея) и «левой руки» (командир – литовский князь Андрей Ольгердович). За этим основным войском встал резерв – легкая конница (командир – брат Андрея, Дмитрий Ольгердович). Она должна была встретить ордынцев стрелами. В густой дубраве Дмитрий приказал расположиться резервному Засадному полу под командованием двоюродного брата Дмитрия, серпуховского князя Владимира Андреевича, после битвы получившего прозвище Храбрый, а также опытного воинского воеводы боярина Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Московский князь старался вынудить ордынцев, в первой линии которых всегда стояла конница, а в второй – пехота, к фронтальной атаке. Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – брянский (по др. версии, любечский) боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки.

Положение спас вышедший из дубравы  Засадный полк серпуховского князя  Владимира Андреевича – он ударил в тыл и фланг ордынской  коннице и решил исход битвы. Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (если сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня). Русские воины преследовали ее остатки до реки Красивая Меча (50 км выше Куликова поля); там же была захвачена Ставка ордынцев. Мамай успел бежать; Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память

С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута  была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать  по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия».

Народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Донским или Храбрым (по другой версии, великий московский князь Дмитрий Иванович получил почётное наименование Донской лишь при Иване Грозном).

В 1852 году на том месте, которое считалось Куликовым полем, по инициативе первого исследователя великой битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева, был поставлен и торжественно открыт памятник-колонна, изготовленный на заводе Ч. Берда по проекту А. П. Брюллова. В 1880 торжественно отпразднован на самом поле, у с. Монастырщины, день 500-летней годовщины битвы.

Русская православная церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября, так как 21 сентября по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября по используемому РПЦ юлианскому календарю. Разница между юлианским и григорианским календарём в 14 веке составляла не 13 дней, как сейчас, а 8 дней. Поэтому, если бы в 14 веке уже действовал григорианский календарь, Куликовская битва состоялась 16 сентября. Перевод даты Куликовской битвы с юлианского календаря — 8 сентября, на 21 сентября по григорианскому кадендарю, следует признать ошибочным. Верная дата Куликовской битвы по григорианскому календарю — 16 сентября Празднование РПЦ дня Куликовской битвы 21 сентября связано с тем, что Куликовская битва состоялась в день Рождества Богородицы, который в 14 веке соответствовал 8 сентября (16 сентября). В настоящее время датировка дня Рождества Богородицы сдвинулась на 21 сентября. С 2100 года сдвинется ещё на 1 день — на 22 сентября.

 

 

 

 

 

Заключение

Потери обеих сторон в Куликовской  битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней(Приложение 4). В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60 % командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Куликовская битва вселила уверенность  в возможности победы над ордынцами. Поражение на Куликовом поле ускорило процесс политического дробления  Золотой Орды на улусы. Два года после  победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, что положило начало освобождению русского народа от ордынского ига, росту его самосознания и самосознания других народов, находившихся под игом ордынцев, укрепило роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство.

Память о Куликовской битве  сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях (Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище и др.). Созданное в 90-е 14 – первой половине 15 в. вслед за летописными повестями Сказание о Мамаевом побоище являет собой самое полное освещение событий сентября 1380 г.. Известно более 100 списков Сказания, начиная с XVI и по XIX в., которые дошли в 4-х основных редакциях (Основная, Распространенная, Летописная и Киприановская).

Распространенная содержит подробное  изложение событий Куликовской  битвы, каких нет в других памятниках, начиная с предыстории (посольство Захария Тютчева в Орду с дарами с целью предотвратить кровавые события) и о самой битве (участие в ней Новгородских полков и др.). Только в Сказании сохранились сведения о численности войск Мамая, описания приготовления к походу («упряжения») русских полков, подробности их маршрута на Куликово поле, особенности дислокации русских войск, перечисление князей и воевод, принимавших участие в сражении.

Киприановскя редакция выдвигает на первый план роль митрополита Киприана, в ней союзником Мамая назван (как это и было на самом деле) литовской князь Ягайло. В Сказании много из дидактической церковной литературы: и в рассказе о поездке Дмитрия и его брата Владимира к преподобному Сергею Радонежскому за благословением, и о молитвах жены Дмитрия Евдокии, которыми «были спасены» сам князь и их дети, и то, что в уста воеводы Дмитрия Боброка – Волынца вложены слова, что «крест есть главное оружие», и то, что московский князь «выполняет благое дело», которыми руководит Бог, а Мамай – тьму и зло, за которыми стоит дьявол. Этот мотив проходит через все списки Сказания, в котором князь Дмитрий наделен множеством положительных характеристик (мудрость, смелость, мужество, полководческий талант, отвага и т.д.).

Фольклорное начало сказания усиливает впечатление от описания битвы, представляя эпизод единоборства перед началом битвы Пересвета с Челубеем, картину переодевания Дмитрия в одежду простого воина с передачей своих доспехов воеводе Михаилу Бренку, а также подвиги воевод, бояр, простых воинов (Юрка-сапожник и др.). В Сказании присутствует и поэтика: сравнение русских воинов с соколами и кречетами, описание картин природы, эпизоды прощания уходивших из Москвы к месту битвы воинов с женами.

В 1807 Сказание использовал русский  драматург В.А.Озеров при написании трагедии Дмитрий Донской.

Первым памятником героям Куликовской  биты стала церковь на Куликовом  поле (Приложение 5), собранная вскоре после битвы из дубов Зеленой дубравы, где был спрятан а засаде полк князя Владимира Андреевича. В Москве в честь событий 1380 были возведены церковь Всех Святых на Куличиках (ныне находится рядом с современной станцией метро «Китай-город»), а также Богородице-Рождественский монастырь, в те времена давший приют вдовам и сиротам ратников, полегших в Куликовской битве. На Красном холме Куликова поля в 1848 была сооружена 28-метровая чугунная колонна – памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А.П.Брюллов, брат живописца).

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Соловьев С.М. История России  с древнейших времен в 18 книгах  кн. 2 т. 3, 4. – М.: Мысль 1988 г.

2. Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин Рассказы по родной истории – М. : Просвещение 1991 г.

3. Всемирная история в 10 томах  том 4 –М: Наука 1986 г.

4. Афремов  И.Ф. Куликовская битва, с реставрированным  планом Куликовской битвы в  8 день сентября 1380 г. — М„ 1848.

5. Военная  энциклопедия. — СПб., Изд. И.Д. Сытина, 1914. — Т. 14. — С. 377-382.

6. Гейсман П.А. История военного искусства в средние и новые века (VI-XVIII столетия). - Изд. 2-е. - СПб., 1907. С. 88-102.

7. Гейсман П.А. Поход вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского от Москвы к Дону и сражение на Куликовом поле 8 сентября 1380. — Клев, 1913.

8. Голицын  Н.С. Всеобщая военная история  древнейших времен. СПб., 1878. - 4.3. - С. 60-64.

8. Голицын  Н.С. Русская военная история.  — СПб., 1877. — 4.1. — С. 187-192.

9. Кирпичников  A.H. Куликовская битва. —Л., 1980.

12. Куликово поле. Сб. документов и  материалов к 600-летию Куликовской  битвы / Составитель З.М. Баташева и др. — Тула, 1982.

13. Куликовская битва в истории  и культуре нашей Родины. Материалы  юбил. науч. конф. 8—10 сент. 1980 / Б.А. Рыбаков (отв. ред.) и др. — М., 1983.

19. Пространная летописная повесть  о Куликовской битве // Воинские  повести Древней Руси. - М„ 1985. С. 179—202.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Куликовская битва 1380 года