Культ личности Сталина и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:17, реферат

Описание

К концу 1920-х гг. стали заметными два очевидных явления. Во-первых, политическая система, основанная на политическом диктате одной партии, завершила свою эволюцию и приобрела законченный вид. Политическая система была готова организационно и идейно к восприятию культа личности. Во-вторых, близилась к своему концу новая экономическая политика. Она должна была исчезнуть вместе с "враждебными" классами, "капиталистической торговлей и производством". На смену ей приходила административно- командная система.

Работа состоит из  1 файл

Культ личности Сталина и общество.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

Культ личности Сталина  и общество.    

        К концу 1920-х гг. стали заметными два очевидных явления. Во-первых, политическая система, основанная на политическом диктате одной партии, завершила свою эволюцию и приобрела законченный вид. Политическая система была готова организационно и идейно к восприятию культа личности. Во-вторых, близилась к своему концу новая экономическая политика. Она должна была исчезнуть вместе с "враждебными" классами, "капиталистической торговлей и производством". На смену ей приходила административно- командная система.

        В политической сфере  на рубеже 1920 – 1930-х гг. в СССР сформировался  культ личности Сталина. Культ личности – это определенный тип власти, основанный на единовластии одного человека, "вождя нации", на всеобщем почитании и поклонении ему, наделении его сверхчеловеческими качествами (непобедимый, проницательный, мудрейший и т.п.). Политической основой для "сталинизма" стала ликвидация оппозиции как внутри правящей партии, так и вне ее.

        На XV съезде ВКП(б) (в декабре 1927 г.) была разгромлена "объединенная оппозиция" (Троцкий, Зиновьев, Каменев). К 1930 г. последняя группа партийных деятелей, пытавшихся отстоять свою точку зрения (Бухарин, Рыков, Троцкий), была разбита и политически уничтожена. В партии, стране уже никто не мог возразить Сталину.

        Был создан надежный и послушный аппарат, на который  мог опираться Сталин. Общественное сознание тоже было готово принять культ личности. У большинства населения сформировалось "черно-белое" сознание, которое уже безоговорочно воспринимало все, что утверждало руководство, в том числе и массовые репрессии, расцениваемые большинством как правильные и необходимые. Для общественного сознания стало характерным утопическое восприятие мира.

        Утопизм проявлялся в устойчивом представлении о социализме (коммунизме) как о близком "Земном рае". Система умело пользовалась этим обстоятельством, направляя энтузиазм части населения на решение социально-политических задач и разгром политических оппонентов. Сталинизм вырос на основе большевистской концепции власти и являлся ее естественным продолжением. Для "сталинизма" как политической системы были характерны:

      1) Официальная идеология, полностью  оправдывающая существующий порядок  и призванная сплотить всех граждан общества для построения нового общества.

      2) Единственная массовая партия, возглавляемая  одним человеком (диктатором), организованная по олигархическому принципу с государственной бюрократией.

      3) Теоретический контроль не только  над "врагами" режима, но  и над всем обществом.

      4) Партийный контроль над всеми средствами массовой информации.

      5) Создание и наделение широкими  полномочиями репрессивного аппарата.

      6) Централизованное бюрократическое  управление всей экономикой.

     Режим личной власти опирался в идеологическом плане на поддержание в обществе состояния напряженности, населению внедрялась мысль о вражеском окружении, наличии многочисленных внутренних врагов.

     Одной из самых существенных черт режима были массовые политические репрессии, которые проводились как в отношении руководящего состава, так и рядовых граждан.

     Первые  процессы над специалистами начались уже в конце 1920-х гг. Лето 1928 г. (

     – "Шахтинскоедело", 1930 г. – процесс  Трудовой Крестьянской партии (Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Л.Н. Юрский и

другие  представители науки), ноябрь – декабрь 1930 г. – процесс Промпартии (Л.К. Рамзин, В.А. Лары-

чев, И.Ф. Черновский и др., все представители  технической интеллигенции), 1931 г. –  политический

процесс по делу Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков) (В.Г. Громан, Н.И. Суханов, А.М. Гинзбург

и др.).

     Все привлеченные по "антиспецовским" процессам обвинялись в сознательном вредительстве, организации голода в ряде районов страны и прочих смертных грехах. Хотя причиной экономических провалов были не специалисты и ученые, на которых пытались свалить все неудачи в экономике, а преступная бесхозяйственность руководителей, слабость советского и хозяйственного аппарата, взяточничество, воровство, процветавшие в нем, а главное – несостоятельность экономической политики Центра.

     Политические  процессы конца 1920 – начала 1930-х гг. послужили поводом для массовых репрессий против старой (буржуазной) интеллигенции, представители которой работали в наркоматах, учебных заведениях, в армии и т.д. Основной удар был нанесен по технической интеллигенции.

     Во  второй половине 1930-х гг. прошли процессы над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции. Подсудимые обвинялись в шпионаже и измене Родине, убийстве С.М. Кирова, В.Р. Менжинского, В.В. Куйбышева, А.М. Горького, подготовке покушения на жизнь В.И. Ленина, И.В. Сталина, Я.М. Свердлова и других деятелей партии.

     К этим трем процессам примыкает закрытый суд по делу военных руководителей  М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича и  других, обвиненных в шпионаже и  подрыве боевой мощи Красной Армии.

     Процессы  над лидерами оппозиции послужили политическим обоснованием для развертывания небывалой волны массового террора.

     1936 – 1940 гг. – это время "большого  террора" против руководящих кадров партии, государства, армии, промышленности, науки, культуры. По некоторым оценкам репрессиям подверглись свыше 10 млн. человек.

       Однако сводить политико-экономический  механизм политического режима 1930-х  гг. к одним репрессиям и чисткам  было бы неверно. Существенной  отличительной чертой "сталинизма" являлась политизация всех сторон  жизни общества: труда, быта, науки, культуры. Классовый подход к культуре стал определяющим в деятельности властей в отношении этой специфической и сложной сферы общественной жизни. В 1930-е гг. устанавливается глобальный контроль за развитием искусства, полное подчинение его "партийной линии". Все деятели литературы и искусства были объединены в так называемые "творческие союзы", которые находились под партийным контролем (Союзы художников, писателей, архитекторов, композиторов). Это была жесткая бюрократическая система.

     С созданием союзов деятельность работников искусства стала находиться под  жестким контролем со стороны  властей, которые особое внимание уделяли  идейно-политическому содержанию создаваемых  произведений.

     Партийное руководство осуществлялось строго и в кинематографии. Сталин лично просматривал будущие фильмы, связывая их прежде всего с политическими задачами, ни одна картина не выходила на экран без просмотра Сталина и прямого его разрешения и поправок.

     Идеологическим  целям было подчинено музыкальное  и изобразительное искусство. Творчество композиторов – песенников И.О. Дунаевского, Б.А. Мокроусова ориентировали на создание произведений с революционным пафосом, оптимизмом. В изобразительном искусстве главным направлением стало воспевание революции и культа личности. Тысячи произведений воспевали революционные заслуги Сталина, его ведущую роль в строительстве социализма, его величие. Бесчисленное тиражирование его портретов и скульптур было едва ли не главным назначением целой отрасли художественной индустрии.

     Значительный  урон был нанесен культурному  богатству страны распродажей за границу высших национальных ценностей – полотен величайших художников мира, хранившихся в советских музеях. Ради незначительных поступлений валюты в конце 1920 – начале 1930-х гг. были проданы картины Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, Тициана, Ботичелли. Та же участь постигла и многие национальные церковные ценности.

     Была  создана "теория" юриспруденции, ставшая основой судебного произвола. Прежде всего, была изъята из обращения "презумпция невиновности" – юридическая формула, утверждающая, что лишь суд устанавливает виновность обвиняемого. Широкое распространение получила практика осуждения на основе одной лишь вероятности фактов, подлежащих судебной оценке. Отсюда вытекал безграничный произвол судебных органов. Более того, вопреки общепринятым юридической наукой постулатам выдвигается "теория" о ненужности объективных доказательств вины, если подсудимый признался в инкриминируемых ему преступлениях. В результате все принципы демократического правосудия были нарушены. Судебные процессы велись в духе предвзятости и имели целью безусловно осудить "врагов народа".

     В 1937 – 1940 гг. репрессии коснулись многих выдающихся театральных деятелей. К постановке допускались только оптимистические, верноподданнические пьесы на современную тему. И здесь проявлялись вкусы Сталина. Сталинский режим добивался от деятелей науки и культуры создания положительного образа власти и всей жизни в стране.

     Сталин  видел в интеллигенции врагов, он разжигал недоверие и подозрительность масс к ним. Общественные науки были полностью разрушены, подчинены политическим интересам власти, превращены в инструмент культа личности. Преследовались такие известные писатели, как Б. Пильняк, Е. Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Из 2 тысяч репрессивных писателей и поэтов 1500 исчезли в лагерях и тюрьмах.

 Социализм по-сталински напоминал восточные деспотии, где материальные и социальные блага воспринимались как милость владыки, которого следует благодарить и почитать. Культ личности И. В. Сталина, широко распространившийся по стране культ первых лиц вообще, явно противоречил теоретической модели социализма. В этом смысле социалистический характер советского общества в конце 30-х годов вызывает большие сомнения. Советская модель «социализма» оказалась весьма спорной, при детальном изучении не очень привлекательной.  
 
 
 

     Конституция 1936 г.

     К числу значимых событий периода 1930-х гг. следует отнести принятие VIII съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г. второй Конституции СССР. Новая Конституция объявлялась Конституцией победившего социализма и по замыслу должна была отразить все те изменения, которые произошли в обществе с момента принятия Конституции 1924 г. Текст Конституции состоял из 146 статей, объединенных в 13 глав.

     По  форме и содержанию это была демократическая  Конституция. Ее внешний демократизм обуславливался введением в нее демократических принципов. Конституция исходила из полновластия народа: вся власть в стране принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, составляющих политическую основу СССР. Расширялись политические права граждан: свобода совести, слова, печати, собраний, объединения в общественные организации, неприкосновенность личности, жилища. Отменялись всякие классовые ограничения в избирательном праве.

     Правда, существовала статья, предусматривающая  лишение избирательных прав по суду в качестве меры уголовного наказания (отменена в 1958 г.). Конституционно закреплялись социально-экономические права граждан: на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и т.п.

     Демократизирована была и система организации власти. В отличие от Конституции 1924 г., по которой право издавать общесоюзные законы, помимо Съезда СССР, имели также ЦИК СССР, Президиум и СНК, Конституция 1936 г. отнесла законодательную власть в сферу исключительно прерогатив Верховного Совета. Устанавливалось, что все органы государственной власти снизу доверху избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Всякие ограничения и преимущества при выборах были ликвидированы. Все граждане СССР, достигшие 18 лет, имели право участвовать в выборах депутатов в Советы.

     О внешнем демократизме говорит и введение такой конституционной нормы как принцип верховенства закона перед другими нормативными актами и приоритет представительных органов власти по отношению ко всем другим звеньям государственного аппарата. Организационным принципом деятельности Советов государства объявлялся демократический централизм. Определялись герб, флаг, столица СССР, порядок изменения Конституции. Для внесения в нее изменений требовалось решение Верховного Совета СССР, принятое большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

Информация о работе Культ личности Сталина и общество