Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:17, реферат
К концу 1920-х гг. стали заметными два очевидных явления. Во-первых, политическая система, основанная на политическом диктате одной партии, завершила свою эволюцию и приобрела законченный вид. Политическая система была готова организационно и идейно к восприятию культа личности. Во-вторых, близилась к своему концу новая экономическая политика. Она должна была исчезнуть вместе с "враждебными" классами, "капиталистической торговлей и производством". На смену ей приходила административно- командная система.
Культ
личности Сталина
и общество.
К концу 1920-х гг. стали заметными два очевидных явления. Во-первых, политическая система, основанная на политическом диктате одной партии, завершила свою эволюцию и приобрела законченный вид. Политическая система была готова организационно и идейно к восприятию культа личности. Во-вторых, близилась к своему концу новая экономическая политика. Она должна была исчезнуть вместе с "враждебными" классами, "капиталистической торговлей и производством". На смену ей приходила административно- командная система.
В политической сфере на рубеже 1920 – 1930-х гг. в СССР сформировался культ личности Сталина. Культ личности – это определенный тип власти, основанный на единовластии одного человека, "вождя нации", на всеобщем почитании и поклонении ему, наделении его сверхчеловеческими качествами (непобедимый, проницательный, мудрейший и т.п.). Политической основой для "сталинизма" стала ликвидация оппозиции как внутри правящей партии, так и вне ее.
На XV съезде ВКП(б) (в декабре 1927 г.) была разгромлена "объединенная оппозиция" (Троцкий, Зиновьев, Каменев). К 1930 г. последняя группа партийных деятелей, пытавшихся отстоять свою точку зрения (Бухарин, Рыков, Троцкий), была разбита и политически уничтожена. В партии, стране уже никто не мог возразить Сталину.
Был создан надежный и послушный аппарат, на который мог опираться Сталин. Общественное сознание тоже было готово принять культ личности. У большинства населения сформировалось "черно-белое" сознание, которое уже безоговорочно воспринимало все, что утверждало руководство, в том числе и массовые репрессии, расцениваемые большинством как правильные и необходимые. Для общественного сознания стало характерным утопическое восприятие мира.
Утопизм проявлялся в устойчивом представлении о социализме (коммунизме) как о близком "Земном рае". Система умело пользовалась этим обстоятельством, направляя энтузиазм части населения на решение социально-политических задач и разгром политических оппонентов. Сталинизм вырос на основе большевистской концепции власти и являлся ее естественным продолжением. Для "сталинизма" как политической системы были характерны:
1)
Официальная идеология,
2) Единственная массовая партия, возглавляемая одним человеком (диктатором), организованная по олигархическому принципу с государственной бюрократией.
3)
Теоретический контроль не
4) Партийный контроль над всеми средствами массовой информации.
5)
Создание и наделение широкими
полномочиями репрессивного
6)
Централизованное
Режим личной власти опирался в идеологическом плане на поддержание в обществе состояния напряженности, населению внедрялась мысль о вражеском окружении, наличии многочисленных внутренних врагов.
Одной из самых существенных черт режима были массовые политические репрессии, которые проводились как в отношении руководящего состава, так и рядовых граждан.
Первые процессы над специалистами начались уже в конце 1920-х гг. Лето 1928 г. (
– "Шахтинскоедело", 1930 г. – процесс Трудовой Крестьянской партии (Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Л.Н. Юрский и
другие представители науки), ноябрь – декабрь 1930 г. – процесс Промпартии (Л.К. Рамзин, В.А. Лары-
чев, И.Ф. Черновский и др., все представители технической интеллигенции), 1931 г. – политический
процесс по делу Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков) (В.Г. Громан, Н.И. Суханов, А.М. Гинзбург
и др.).
Все привлеченные по "антиспецовским" процессам обвинялись в сознательном вредительстве, организации голода в ряде районов страны и прочих смертных грехах. Хотя причиной экономических провалов были не специалисты и ученые, на которых пытались свалить все неудачи в экономике, а преступная бесхозяйственность руководителей, слабость советского и хозяйственного аппарата, взяточничество, воровство, процветавшие в нем, а главное – несостоятельность экономической политики Центра.
Политические процессы конца 1920 – начала 1930-х гг. послужили поводом для массовых репрессий против старой (буржуазной) интеллигенции, представители которой работали в наркоматах, учебных заведениях, в армии и т.д. Основной удар был нанесен по технической интеллигенции.
Во второй половине 1930-х гг. прошли процессы над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции. Подсудимые обвинялись в шпионаже и измене Родине, убийстве С.М. Кирова, В.Р. Менжинского, В.В. Куйбышева, А.М. Горького, подготовке покушения на жизнь В.И. Ленина, И.В. Сталина, Я.М. Свердлова и других деятелей партии.
К этим трем процессам примыкает закрытый суд по делу военных руководителей М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича и других, обвиненных в шпионаже и подрыве боевой мощи Красной Армии.
Процессы над лидерами оппозиции послужили политическим обоснованием для развертывания небывалой волны массового террора.
1936 – 1940 гг. – это время "большого террора" против руководящих кадров партии, государства, армии, промышленности, науки, культуры. По некоторым оценкам репрессиям подверглись свыше 10 млн. человек.
Однако сводить политико-
С
созданием союзов деятельность работников
искусства стала находиться под
жестким контролем со стороны
властей, которые особое внимание уделяли
идейно-политическому
Партийное руководство осуществлялось строго и в кинематографии. Сталин лично просматривал будущие фильмы, связывая их прежде всего с политическими задачами, ни одна картина не выходила на экран без просмотра Сталина и прямого его разрешения и поправок.
Идеологическим целям было подчинено музыкальное и изобразительное искусство. Творчество композиторов – песенников И.О. Дунаевского, Б.А. Мокроусова ориентировали на создание произведений с революционным пафосом, оптимизмом. В изобразительном искусстве главным направлением стало воспевание революции и культа личности. Тысячи произведений воспевали революционные заслуги Сталина, его ведущую роль в строительстве социализма, его величие. Бесчисленное тиражирование его портретов и скульптур было едва ли не главным назначением целой отрасли художественной индустрии.
Значительный урон был нанесен культурному богатству страны распродажей за границу высших национальных ценностей – полотен величайших художников мира, хранившихся в советских музеях. Ради незначительных поступлений валюты в конце 1920 – начале 1930-х гг. были проданы картины Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, Тициана, Ботичелли. Та же участь постигла и многие национальные церковные ценности.
Была
создана "теория" юриспруденции,
ставшая основой судебного
В 1937 – 1940 гг. репрессии коснулись многих выдающихся театральных деятелей. К постановке допускались только оптимистические, верноподданнические пьесы на современную тему. И здесь проявлялись вкусы Сталина. Сталинский режим добивался от деятелей науки и культуры создания положительного образа власти и всей жизни в стране.
Сталин видел в интеллигенции врагов, он разжигал недоверие и подозрительность масс к ним. Общественные науки были полностью разрушены, подчинены политическим интересам власти, превращены в инструмент культа личности. Преследовались такие известные писатели, как Б. Пильняк, Е. Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Из 2 тысяч репрессивных писателей и поэтов 1500 исчезли в лагерях и тюрьмах.
Социализм
по-сталински
напоминал восточные деспотии, где материальные и
социальные блага воспринимались как
милость владыки, которого следует благодарить
и почитать. Культ
личности И. В. Сталина, широко распространившийся
по стране культ первых лиц вообще, явно
противоречил теоретической модели социализма. В
этом смысле социалистический характер
советского общества в конце 30-х годов вызывает большие
сомнения. Советская модель «социализма» оказалась
весьма спорной, при детальном изучении
не очень привлекательной.
Конституция 1936 г.
К числу значимых событий периода 1930-х гг. следует отнести принятие VIII съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г. второй Конституции СССР. Новая Конституция объявлялась Конституцией победившего социализма и по замыслу должна была отразить все те изменения, которые произошли в обществе с момента принятия Конституции 1924 г. Текст Конституции состоял из 146 статей, объединенных в 13 глав.
По форме и содержанию это была демократическая Конституция. Ее внешний демократизм обуславливался введением в нее демократических принципов. Конституция исходила из полновластия народа: вся власть в стране принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, составляющих политическую основу СССР. Расширялись политические права граждан: свобода совести, слова, печати, собраний, объединения в общественные организации, неприкосновенность личности, жилища. Отменялись всякие классовые ограничения в избирательном праве.
Правда, существовала статья, предусматривающая лишение избирательных прав по суду в качестве меры уголовного наказания (отменена в 1958 г.). Конституционно закреплялись социально-экономические права граждан: на труд, на отдых, на образование, на материальное обеспечение в старости и т.п.
Демократизирована была и система организации власти. В отличие от Конституции 1924 г., по которой право издавать общесоюзные законы, помимо Съезда СССР, имели также ЦИК СССР, Президиум и СНК, Конституция 1936 г. отнесла законодательную власть в сферу исключительно прерогатив Верховного Совета. Устанавливалось, что все органы государственной власти снизу доверху избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Всякие ограничения и преимущества при выборах были ликвидированы. Все граждане СССР, достигшие 18 лет, имели право участвовать в выборах депутатов в Советы.
О внешнем демократизме говорит и введение такой конституционной нормы как принцип верховенства закона перед другими нормативными актами и приоритет представительных органов власти по отношению ко всем другим звеньям государственного аппарата. Организационным принципом деятельности Советов государства объявлялся демократический централизм. Определялись герб, флаг, столица СССР, порядок изменения Конституции. Для внесения в нее изменений требовалось решение Верховного Совета СССР, принятое большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.