Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 03:32, доклад
Чжурчжэнями, начиная с Х века называли племена, проживающие на территории северной Маньчжурии и на опустевших после завоевания бохайских землях. До середины IХ века чжурчжэньские племена жили вперемежку с оставшимся бохайским населением. Во второй половине ХI века усиливается процесс объединения этих племен вокруг чжурчжэньского племени Ваньян. Причиной объединения явились не только рост численности населения и развития экономики, но и необходимость борьбы с киданями. Падение иноземного ига и провозглашение Золотой империи чжурчжэней (по-китайски - Цзинь) произошло в 1115 г. в годы правления вождя Агуды, принявшего титул императора.
Большим влиянием пользовался
даосизм. В империи было много
храмов и организаций даосов. Активно
действовали несколько сект, из которых
«Цюаньчжэньцяо»
Государство чётко контролировало религиозные организации. Но в целом правительство проводило веротерпимую политику.
Глава 3. Декоративно-изобразительное искусство
Археологические раскопки
свидетельствуют о высоком
Чжурчжэньских скульптурных изображений сохранилось не много. Все они являются религиозными и ритуально-церемониальными.
Из дерева скульпторы
чаще всего изготавливали
У чжурчжэней существовал обычай ставить у могил или в иных местах скульптуры черепах, других животных, офицеров и чиновников. Две такие черепахи обнаружены на территории Уссурийска. Здесь же были обнаружены скульптуры льва, собаки, барана, обезьяны и другие.
Другой тип скульптурных
изображений представлен
Скульптура, как независимый вид искусства, не характерен для Дальнего Востока. Но в Золотой империи скульптура преобладала над другими искусствами и в этом проявляется своеобразие эстетических представлений чжурчжэней. Время существования Золотой империи было временем расцвета скульптуры. Оригинальность чжурчжэньской скульптуры особенно проявилась в кирпичных погребальных барельефах
Живопись.
О чжурчжэньской живописи известно не много. Среди живописцев наиболее известным был пейзажист Ван Тинъюнь (1151-1201 гг.). Сегодня чжурчжэньские картины хранятся в Китае, Японии, Америке и на Тайване. Искусствоведами выявлены до 50 чжурчжэньских художников, среди них император Дигунай, Ли Шань, У Юаньчжи и другие. Самыми многочисленными были пейзажисты, известны портретисты. Наибольших успехов чжурчжэньские художники достигли в изображении коней, демонов и оборотней.
В Золотой империи печатали художественные гравюры. Две такие гравюры хранятся в Эрмитаже. По дальневосточной традиции к живописи причисляется каллиграфия.
Фрески – особое направление живописи. Они известны в погребениях и храмах. Контуры рисовались тушью, рисунок заполнялся цветными красками.
В чжурчжэньской империи живопись не процветала. Живопись на шёлке и бумаге достигла среднего уровня. Во фресковой живописи имеется немало оригинальных черт и свобода исполнения. На государственной службе было мало художников, большинство же мастеров были свободными художниками.
Миниатюрные бронзовые фигурки.
Э.В.Шавкунов, анализируя
миниатюрные бронзовые фигурки
людей, найденные на археологических
объектах Приморья, обратил внимание
на сходство их с "каменными бабами"
Евразийских степей с точки зрения иконографии. Дальнейшее
изучение этих фигурок позволило ему сделать
вывод о том, что это изображения мужских
духов-предков, оберегающих патриархальную
семью, имеют ту же иконографию, что и предшествующие
им "хозяйки очагов". Кроме того, он
нашел тождество чжурчжэньских фигурок
с такими же фигурками древних тюрков,
а также фигурками древних иранцев. Каждое
изображение духа-предка наделено определенными
конкретными чертами. А раз так, то можно
представить по бронзовым фигуркам духов-предков
людей древнего города, к сожалению, только
мужского пола. Как, например, чжурчжэни
одевались? Фигурки дают представление
о трех типах одежды.
Костюм состоит из шароваров, поддерживаемых
помочами, и рубахи с длинными рукавами,
стянутыми манжетами на запястье. Вероятнее
всего, это изображение простолюдина в
повседневной одежде.
Костюм, состоящий из халата, надетого
поверх широких штанов, украшенного опушкой
по подолу и множеством бантов и лент,
может быть одеждой зажиточного горожанина.
Костюм из штанов, юбки, фартука, куртки
с широкими рукавами и панцирными пластинами
на спине, кожаного жабо, а также своеобразного
шлема выдает облик воина.
Прически на фигурках довольно оригинальные.
Видно, что лоб подбрит, затылок тоже. Оставлены
лишь букли в верхней части затылка и на
темени. Форма лица на фигурках разнообразная.
Лицо то овальное, то круглое, то квадратной
формы, с крупными или мелкими чертами.
Даже фигуркам, отлитым в одной формочке,
резцом наносились вполне определенные,
не похожие одни на другие, черты лица.
Например, у одной из фигурок брови подняты
концами вверх, отчего лицо приобретает
страдальческое выражение. У другой фигурки
брови выгнуты дугой, глаза показаны щелочкой
и слегка намечено нижнее веко, глубокие
складки идут от боковых линий носа к уголкам
рта. Добродушней всех третья фигурка.
Глаза показаны точками и широко расставлены,
брови высоко подняты, рот раскрыт, уголки
губ приподняты. Чжурчжэнские мастера
стремились к передаче образа в трехмерном
изображении. В одних случаях фигурки
имеют прямую, горделивую осанку - это
характерно для изображения воинов или
знатных чиновников. В других случаях
передана подобострастная поза - ноги
полусогнуты, спина сутулая. Встречаются
фигурки, изображающие худых и толстых
людей.
Но почему голова почти у всех фигурок
несоразмерно велика? Наверное, для удобства
передачи конкретных черт лица. Как ни
странно, но эта, казалось бы, диспропорция
не нарушает общего равновесия объемов.
Кроме того, шнурок, продетый в петельку
на голове, силой натяжения создает иллюзию
равновесия. Видно, что чувство меры было
присуще чжурчжэньским мастерам. В силуэтном
решении скульптурок наблюдаются плавные,
округлые и упругие линии. Переходы света
и тени не контрастны, не резки, а мягки
и спокойны. Не все фигурки изображены
в статичной позе. Некоторые показаны
в движении.
Итак, бронзовые миниатюрные скульптурки
дают нам определенное представление
об облике чжурчжэней - жителей средневековых
городов Приморья. Как видим, чжурчжэнские
мастера умело использовали основные
выразительные средства скульптуры, чтобы
передать пластическим языком образ не
просто человека вообще, а человека с конкретным
характером и родом деятельности.
Заключение.
Особого внимания заслуживает
культура чжурчжэней. Уже спустя 4 года
после образования Золотой империи чжурчжэни создали
свою слоговую письменность, более отвечавшую
нормам их языка, чем китайские иероглифы.
Эта письменность получила известность
под названием “большое письмо” чжурчжэней
и содержала около 3 000 знаков. Наличие
собственной письменности является, как
известно, одним из важнейших показателей
высокого социально-экономического и
культурного уровня создавшего его народа.
Даже среди простых ремесленников у чжурчжэней
было немало грамотных людей, о чем свидетельствуют
многочисленные находки различных изделий,
в том числе и керамических, помеченных
личными клеймами мастеров в виде знаков
чжурчжэнского “большого письма”, которыми,
по всей вероятности, записаны их имена.
У чжурчжэней была своя литература и поэзия,
широкое развитие получили различные
отрасли науки. Как явствует из письменных
источников, чжурчжэньские песни, танцы
и музыка пользовались известностью среди
китайцев.
О развитии декоративно-изобразительного
искусства говорят бронзовые зеркала,
на тыльной стороне которых с большим
реализмом исполнены барельефные изображения
цветов, рыб, животных, а также рисунки
на бытовые и мифологические темы.
На территории Приморья обнаружено свыше
десяти разновидностей чжурчжэньских
зеркал, характеризующихся большим разнообразием
сюжетов и высокой техникой исполнения
имеющихся на их тыльной стороне рисунков.
Особый интерес вызывают бронзовые скульптурки
духов предков.
Культ предков занимал заметное место
в религиозных воззрениях чжурчжэней,
в связи с чем, отливая из бронзы фигурку
в честь предка, они стремились придать
ей портретное сходство.
Заметных успехов достигли чжурчжэни
в области монументальной скульптуры
и дворцово-храмовой архитектуры. Об этом
можно судить по обнаруженным в окрестностях
г. Уссурийска каменным изваяниям людей,
тигров и баранов.
Большинство чжурчжэней, как и бохайцы
исповедовали шаманизм, а знать и чиновничество
- буддизм. Исследователи, анализируя источники,
отмечают наличие элементов анимизма
и магии в традиционных верованиях чжурчжэней,
причем особое место в этих верованиях
занимают различные культы. Чжурчжэни
одухотворяли различные явления природы,
связывая их исключительно с деятельностью
тех или иных духов.
О распространении буддизма у чжурчжэней
говорят как письменные источники, так
и материалы археологических раскопок.
Так, на Николаевском городище выявлены
остатки буддийского монастыря, на Ананьевском,
Шайгинском и Чугуевском городищах найдены
бронзовые статуэтки Будды
Список используемой литературы
Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. — 1234). М., 1975.
Воробьев М.В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. — 1234). М., 1983.
История Золотой империи. Новосибирск, 1998
Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII—XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1990
Приложение.
рис.1. Духи предков
рис.2. Небесные всадники