Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:21, практическая работа
Цель изучения дисциплины «История мировой культуры» заключается в вооружении образованта инструментами обретения профессиональной культуры, повышении его устойчивости на быстро изменяющемся рынке труда, его социальной защите и повышении способности быть счастливым и успешным гражданином России.
Задачи изучения дисциплины:
Тема 1. Культура, цивилизация, история.
Цель изучения дисциплины «История мировой культуры» заключается в вооружении образованта инструментами обретения профессиональной культуры, повышении его устойчивости на быстро изменяющемся рынке труда, его социальной защите и повышении способности быть счастливым и успешным гражданином России.
Задачи изучения дисциплины:
Профессиональная квалификация – это система знаний и умений. Я знаю: слово (обозначение), термин (значения), понятие (смысл). Я умею: я знаю + умом дохожу до нового нестандартного. Я имею навык: могу изобразить в действии, практически. Я владею (привычка, опыт): могу использовать в любой ситуации. Профессиональная компетентность – это система навыков, владений, умений и знаний.
Структура мировой культуры (модель М.С.Кагана):
Структура духовной жизни общества
Культура – система культов. Культ – единица культуры, результат культивации; ценность (итог воспитания) и ориентация (итог обучения), спаянные практическим опытом в ценностную ориентацию самовыражения человека в деятельности; общественно признанный и личностно осмысленный статус артефакта, имеющий знаковое обозначение, социальное значение и индивидуальный смысл; ценностная ориентация как результат культивации самосознания. Мировая культура – это совокупность созданных человечеством материальных и духовных ценностей и ориентиров; это результат интегрирования созданных в ходе деятельности народов, групп и индивидуума культов (продуктов культивации). История культуры – раздел культурологи, исследующий процесс становления, развития и отмирания конкретных типов культур и мировой культуры в целом. Значение термина «cultura» (культура):
Культура – это:
Культура | |
Материальная |
Духовная |
Связана с производством
и освоением предметов и |
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. |
Основные функции культуры.
Функция |
Ее содержание |
Познавательная |
Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная |
Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) |
Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) |
Информативная |
Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Коммуникативная |
Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализация |
Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию |
Глобальны проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
Классификация глобальных проблем:
Черты глобальных проблем:
Причины возникновения глобальных проблем:
Цивилизация – это:
Культура – это:
Цивилизация – это:
Цивилизация – городской, гражданский, государственный как уровень развития общества, нации.
Civiltas – преимущества жизни в гражданском обществе.
Civilitas – комплекс достижений жизни в городском состоянии: черты поведения с обходительностью, приветливостью, учтивостью.
Зачинатели греки с философией полисов и властью демосов (кварталов города, где человек мог лично и гласно выразить свое мнение о важном вопросе жизни) зародили гражданский мир в городе – цивилизацию… общественный образ жизни в ограниченном пространстве с элементами искусственного мира.
Теория цивилизации: О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, А. и М. Вебер.
С Нового времени термин «цивилизация» стал использоваться как синоним слова «культура» и понимается как продукт духовного развития человечества, совокупность достижения на пути от естественных к примату социальных форм жизни, т.е. нечто непосредственно связанное с развитием человеческого разума и просвещения, техники и технологий, самосознания человека.
Культура как система культов (возделывания своего разума, самосознания) максимально присуща городской среде обитания человека (цивилизации).
Цивилизация как система культов городского образа жизни переориентирует естественные ценности в сторону значимости индивидуальной жизни.
Свобода – осознание необходимости как объективной закономерности, учет которой позволяет избежать избыточных энергозатрат и снижает риски жизни.
Исторически глобальную цивилизацию делят на восточную и западную типологию. К восточной цивилизации приписывается застой, деспотизм, ориентир на массы, повеление и подчинение, закрытость (напр, Ближний Восток (исламский мир), Средний Восток (индо-буддийский мир), Дальний Восток (конфуцианский мир и восточные регионы)). Западную цивилизацию определяют свободой, агрессией, механической наукой, техникой, индивидуализмом, развратом (напр, Ближний Запад (восточная Европа), Дальний Запад (Северная Америка), а также Австралия и рад др. регионов).
Четырехполосная типология глобальной цивилизации:
Северная цивилизация
Запад- Северная Америка; Русский Север; Сибирь; Восто-
ная Северная, Южная, Белоруссия; Казахстан; чная
циви- Центральная Европа; Дальний Восток; Приморье; циви-
лиза- Турция, Израиль Камчатка лиза-
ция
Северная Африка; Арабский Восток;
Латинская (Южная и Иран; Кавказ; Индия;
Центральная) Америка; Китай; Япония; Филлипины;
Африка (Юж. и Центр.) Индонезия; Полинезия;
и Мадагаскар Меланезия
Южная цивилизация
Функции культуры:
Теоретические методы исследования культуры:
Практические методы исследования культуры:
Изучение истории мировой культуры по схеме окультирования человека.
Сначала через культуру человек
осознал (отразил) себя как природное
существо (1). Затем он понял, что может
противостоять природе
1 – образование функциональной
системы индивида как
2 – проявление активности субъекта труда (SId) в процессе обмена с природными силами
3 – образование функциональной
системы личности как