Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание

В истории славянского народа IX век открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы и рождается в Гардарике молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 году. Завершает период, как правило, княжение в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки Киевской Руси – середина IX- начало XII вв.

Содержание

1.
Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература.
3
2.
Архитектура и искусство.
10
3.
Быт древнерусского народа.
19
4.
Литература

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

Распространение письменности, появление рукописных книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом Евангелии», где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение их фигур и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие. В «Изборнике» князя Святослава (1073) помещена миниатюра, изображающая семью князя, а также рисунки на полях, имеющие сходство со светской живописью киевской Софии.

Несмотря на свою относительную простоту, русская средневековая культура была важным компонентом средневекового мира. В этот период сформировались особенности отечественной культуры, определявшие ее самобытность и национальные основы. Традиционализм, локальность, приоритет религиозного мировоззрения были характерными чертами духовной жизни средневекового общества.

Развитие древнерусской культуры основывалось как на наследии восточных славян, так и на творчески переработанных достижениях культуры других стран, главным образом, Византии. Самым важным событием этого периода было принятие христианства, способствовавшее развитию контактов с Византией и переработке языческих традиций на новой почве.

Образование централизованного Российского государства переопределило характер и направление историко-культурного процесса. Это время отмечено большими достижениями в различных сферах культуры и искусства, завершением в целом формирования великорусской народности.

  Главным содержанием культурно-исторического процесса XVII века, завершающего период средневековья, является начавшееся разрушение религиозного мировоззрения, развитие светских элементов в культуре.

  Культура и искусство Древней Руси не стали простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни, выразившиеся в вызревании феодальных отношений, в возникновении государства и в формировании древнерусской народности, привели к качественным сдвигам в жизни славян и обусловили быстрый подъем в развитии, в результате которого их культура за сравнительно короткий исторический период достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре.

Долгие годы русская культура — устное народное твор­чество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными про­цессами.

3. Быт древнерусского народа.

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения.

Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, осо­бенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные.

В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.

"Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер.

                           «...  Не скоро ели предки наши,

                              Не скоро двигались кругом

                           Ковши, серебряные чаши

                             С кипящим пивом и вином!

                                  Они веселье в сердце лили,

                           Кипела пена по краям.

                           Их важно чашники носили

                         И низко кланялись гостям....,

- так описывает А.С. Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" картину тесного, замкнутого неторопливого быта Древней Руси.

Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины – точёные сосуды для напитков в виде шара – тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.

Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно, поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагались дружинники, слуги.

И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги часто украшенные инкрустацией.

Быт и образ жизни жителей древнерусского государства. Говоря о быте и нравах древнерусского общества нельзя не отметить, что в языческий и в христианский период истории имелись свои особенности. Однако говорить о 2-х разных типах культуры не представляется верным. С принятием христианства язычество не утратило своей значимости, а органично слилось с христианством. В результате возникло своеобразное двоеверие на бытовом уровне. Христианство несколько изменило быт древних русичей, но эти изменения не носили глобальный характер. К тому же, особой религиозностью Древняя Русь не отличалась, древнерусское общество во многом было светским. Еще одной особенностью было то, что быт высших слоев населения не отличался радикально от быта низших слоев.

Логичнее рассмотрение данного вопроса начать с распорядка дня. Древнерусские люди, как знатные, так и простые, вставали рано – с восходом солнца, осенью и зимой – за несколько часов до рассвета. После просыпания следовала процедура умывания, зажиточные люди пользовались при этом мылом и розовой водой. Затем одевались и совершали утреннее моление (в церкви или дома). Общего завтрака в доме простого человека не существовало, каждый перед уходом ел что-нибудь оставшееся от ужина. После чего население занималось своими обязанностями, в зависимости от их социального статуса. Обед полагался примерно в 11 часов дня. После обеда (в полдень) во всех домах наступала тишина – все отдыхали. Отдых мог продолжаться до 4 часов. Нарушение этого обычая не приветствовалось. После отдыха возобновлялась обычная работа, которая продолжалась обычно до 6-7 часов вечера. Наконец, наступало время ужина, который завершался вечерним молением. После него есть и пить считалось непозволительным. Ко сну также отходили рано, так как утро было не за горами.

Питание. Мясо и хлеб были двумя основными продуктами питания в рационе древнерусских людей. Говоря о мясных продуктах, необходимо отметить их разнообразие. В питание шло как мясо домашних птиц и животных (утки, гуси, лебеди, журавли, куры, голуби, свиньи, бараны, овцы, ягнята, козы, коровы и др.), так и диких (куропатки, рябчики, вепри (дикие свиньи), зайцы, олени, медведи и др.). Конину ели редко: воины – только во время походов, гражданское население – лишь в голодные годы.

Заметное место в питании занимала рыба: осетр, карп, пескарь, щука и др. Особенно популярной рыба стала после принятия христианства (среда и пятница – постные дни, кроме того, было установлено 3 поста, включая Великий).

Особо ценилось молоко. В пищу употребляли также его производные – масло, творог и сыр.

Из огородных овощей в пищу часто всего употребляли капусту и репу. Также русичам были знакомы огурцы, тыква, дыня. Среди пряных овощей 1-е место занимали лук и чеснок. Из растительных приправ использовали укроп, перец, тмин и мяту. Ввиду отсутствия сахара немалую роль в питании играл мед. Что касается фруктов, то можно с уверенностью говорить только о широком распространении яблок. Остальные фрукты (сливы, груши и др.) встречались гораздо реже. Из мелких плодов следует упомянуть ягоды, в частности, бруснику и малину.

Из напитков большой популярностью пользовались мед (медовина, хмельной напиток), квас и пиво. Под словом пиво тогда понималось вообще питье, напиток. Вначале пиво делали без добавления хмеля, затем стали его добавлять. Зажиточные слои населения могли позволить себе закупать вино в Византии.

Праздники и развлечения. Жизнь древнерусского человека не ограничивалась трудами и заботами. Сословные перегородки никогда не были слишком жесткими, что особенно было заметно в дни всенародных торжеств, юбилеев, религиозных праздников. Праздников было много, и их любили. Главными календарными праздниками на Руси были (и есть!) Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица и др. Большинство этих праздников трансформировалось с языческих времен.

Праздничные дни считались лучшим временем для пиров. Мы уже останавливались на роли княжеских пиров. Но пиры устраивали не только князья. Они были обычной формой общественного сближения людей. На пир созывались хорошие знакомые. Пиршества были двух родов: собственно пиры и братчины; первые давало одно лицо, вторые делались вскладчину несколькими хозяевами.

Перед началом пира выходила жена хозяина, кланялась в пояс, а гости по очереди ее целовали. Отличительной чертой пиршества было чрезвычайное множество кушаний и обилие напитков. Причем сам хозяин старался так напоить гостей, чтобы их отвозили без памяти, а кто мало пил, тот огорчал хозяина. Однако считалось постыдным быстро опьянеть. Пир проходил как соревнование хозяина с гостями. Женщины пировали с хозяйкой. После пира обычно подносили хозяину подарки. Нередко пиры устраивали именно для того, чтобы получить подарки.

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и деревнях, в рубленных избах, в полуземлянках с печками каменками в углу.  Там люди настойчиво боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге – от кочевников, вновь и вновь отстраивали спаленные после вражеских набегов деревянные жилища. Причем нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин, женщины пряли свою пряжу,  мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Информация о работе Культура Древней Руси