Культура древних цивилизаций доколумбовой Америки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:22, курсовая работа

Описание

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.
Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.
Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Культура древних цивилизаций доколумбовой Америки…………………..5
1.1. Культурные достижения майя, ацтеков, инков……………………………5
1.2. Причины гибели цивилизаций майя, ацтеков, инков……………………14
1.3. Влияние культуры народов доколумбовой Америки на культуру последующих веков……………………………………………………………..16
Заключения………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….......24

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Древняя культура майя не исчезла бесследно, несмотря на все усилия испанских завоевателей и монахов. Она оказывала в прошлом и оказывает до настоящего времени сильное влияние на культуру народов латиноамериканских стран, а тем самым вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Доколумбова Мезоамерика представляла собой мозаику народов, языков и культур, однако для нее характерны многие общие культурные элементы. К ним относятся: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги (кодексы), календарь, жертвоприношение людей, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти и трудный путь умершего в потусторонний мир, ступенчатые пирамиды и пр.

Искусство доколумбовой Мезоамерики — «цветы и песни», его поэтические метафоры и символы позволяют человеку найти ответы на фундаментальные проблемы своего бытия, в коем все есть сон; все непрочно, подобно перьям птицы кецаль. Рожденные в сердце художника «цветы и песни» сопровождали человека всю жизнь, чей взор не отрывался от пирамид и храмов, покрытых фресками и обращенных к четырем сторонам света, покоился на статуях богов и символах, вырезанных на предметах повседневного быта, на украшениях и кольцах из золота и серебра, на бесчисленных предметах из керамики. Созданный художником мир искусства был вознесен на божественную высоту, придавая тем самым некий смысл человеческой жизни и смерти.

Элементы культуры доколумбовой Америки органически вплелись в искусство стран Латинской Америки, их используют архитекторы и скульпторы, художники и писатели, поэты и композиторы. В их творчестве, которое представляет собой сплав индейских и европейских культурных традиций, чувствуется колорит различных культур доколумбовой Америки. Достаточно упомянуть произведения кубинца Алехо Карпентьера, перуанца Варгаса Льоса, колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса, венесуэльца Мигеля Отеро Сильва и др., в творчестве которых ярко проявляются животворные элементы космоса доколум-бовых культур, этический и эстетический максимализм, полифоническое восприятие мира, высокая пафосность искусства, умеющего не только страдать, но и смеяться, что весьма ценно в XX в.


ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Монтесума II расширил сферу власти своего народа в гораздо более обширных пределах, чем его предшественники; он, по-видимому, обложил данью 371 город. Покоренные города сохраняли независимость правления. Ацтекские гарнизоны находились лишь в стратегически важных точках, а сеть пунктов эстафетного курьерского сообщения служила для связи со столицей. Отдельные города, например, Тласкала, даже сохраняли полный суверенитет в рамках империи.

У ацтеков существовал обычай культового. Ежегодно на жертвенных камнях бога войны Уицилопочтли, расположенных на высоте орлиного полета, они умерщвляли тысячи жертв. Лишь при освящении крупного храма в Теночтитлане были принесены в жертву 20000 человек. В день празднеств во славу богини маиса на центральной площади города десять девушек исполняли ритуальный танец, во время которого им, одной за другой, отсекали головы, что должно было сделать удачной уборку маиса. Во время религиозной церемонии во славу бога дождя Тлалока на площадь выводили детей 5—8 лет и при стечении народа пытали их; слезы детей символически изображали дождь: чем больше детских слез, тем больше будет долгожданного дождя. Порабощенные города также были обязаны в качестве дани посылать в храм своих сыновей и дочерей. Чем дальше расширялись границы империи, тем большим становилось число его врагов. Для того, чтобы объединить всех противников Теночтитлана, необходимы были лишь внешний толчок и личность Кортеса.

Для того чтобы объяснить причину поразительных успехов испанцев, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое коренится в религии индейцев, а именно в вере в «белых богов». Боевой дух воинственного народа ацтеков, направленный против европейских пришельцев, сдерживался их собственной верой. Роковые предзнаменования возвещали близкий конец света и повергали ацтеков в трагический пессимизм. В год Се-Acatl («Первого тростника») в Туле родился Кетцалькоатль, которому суждено было стать героем культа, распространенного во всей стране. Странным является то, что Кетцалькоатль, которого вскоре стали почитать как бога, по-видимому, носил бороду и имел светлую кожу; одним из его символов считался крест. Согласно преданию, Кетцалькоатль отплыл на запад к побережью далекого Тлапаллана, дав перед этим обещание вернуться в год Св-Acatl. Теперь ацтеки, исполненные страха, упорно ожидали предсказанного возвращения короля жрецов, который должен был положить конец кровавому правлению богов. По ацтекскому календарю, построенному на 52-летнем цикле, год «Первого тростника» мог соответствовать в христианском летосчислении лишь годам 1363, 1415, 1467 или 1519. Поэтому, когда в 1519 году Эрнан Кортес высадился на побережье Мексики, индейцы явно сочли его возвратившимся Кетцалькоатлем. Этим также объясняется суеверный страх Монтесумы, который никогда не мог решиться на сопротивление армии христиан.

13 августа 1521 года назрел момент для штурма города. Кортес еще раз обратился к индейцам с предложением сдаться, которое опять было отвергнуто.

Тогда испанцы и их союзники перешли в наступление по всем направлениям и, ведя ожесточенные бои, ворвались в город. Началась битва за каждый дом, и лишь постепенно, прочесывая каждую улицу, завоеватели сумели подавить сопротивление. Борьба за Теночтитлан завершилась.

Согласно данным Кортеса, в боях и в результате голода и эпидемий погибло 70 000 мексиканцев, более половины населения города. В других источниках, например, у индейского историка Истлилсочитля, преемника короля Тескоко, приводится цифра 24 000. Точная численность потерь испанской стороны также не установлена; по крайней мере 100 человек попали в плен и были принесены в жертву языческим богам, примерно столько же погибло. Потери союзников приближались к десяти тысячам.[5]

Когда-то цветущий город-остров Теночтитлан являл собой столь ужасную картину разорения. Глава ацтеков Куаутемок во время бегства попал в руки испанцев и, закованный в цепи, предстал перед победителями. Последний правитель ацтеков умер позорной смертью на виселице 28 февраля 1525 года. Тогда же испанцы захватили всю страну, и начался ее грабеж. Так было прервано развитие многовековой истории культуры индейцев Центральной Америки. Но память о ней жива. В народных преданиях сохранились многие древние обычаи индейцев, еще живы люди, которые знают старинный календарь и соблюдают старинные обычаи. Ацтекский язык (науатль) используется в начальной школе, на нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.). Сегодня в Мексике нет памятника, который напоминал бы об испанском завоевателе, в то время как его противника, индейца Куаутемока, в стране чтут.


Список используемой литературы

 

1. С. Карнушина, В. Карнушин. История мировой культуры. М., Издательский дом “NOTE BENE”, 1998.

2. История искусств: Учеб .пособие для учащ. худож. школ и училищ/Авт.- сост. А. Воротников, О. Горшковоз, О. Ёркина.-Мн.: Литература, 1997.

3. Кинжалов Р.В. Искусство древней Америки. М., 1962.

 

 

2

 



Информация о работе Культура древних цивилизаций доколумбовой Америки