Культура
Казахстана в тюркскую эпоху.
Верования и
религия тюрков.
К ценностям
духовной культуры относили образования,
науку и искусство.
Среди
традиционных духовных ценностей,
веками формировавших национальный
менталитет казахского народа, есть
культ вселенческого космическогог
божества – Тенгри. Тенгри –
как бог, писал Валиханов.
В просторечье
Тенгри казахами используется
как синоним мусульманского «аллаха»
и персидского «кудая». В прошлом
веке, когда Ш.Уалиханов сетовал
по поводу двоеверия казахов,
то он имел в виду в качестве
альтернативы исламу именно тенгри.
Основной
религией древних тюрков было
поклонение Тенгри (Небу).. По воле
Неба тюрки одерживали победы
или терпели поражения. Небо
и Земля-вода спасали тюркский
народ в лихую годину. Тюркские
ханы в своих подписях постоянно
призывают Небо быть благосклонным
к ним.
Следующее
по значению было женское божество
Умай – покровительница домашнего
очага и детей. Культ Умай
еще сохранялся у некоторых
тюркоязычных народностей Алтая
в конце 19в. Вместе с тем,
Умай входила в триаду высших
божеств тюрков и покровительствовала
всем их делам.
Наряду
с собственными древними верованиями
, в 6-9в.в. среди тюркоязычного
населения Центральной Азии, и, вслед затем,
Средней Азии и Казахстана, получили распространение
религиозные системы, созданные иными
цивилизациями: буддизм, манихейство,
христианство, иудаизм.
Самая
молодая мировая религия –
ислам, основные идеи и принципы
которой зафиксированы в священных
памятниках конца 6в. – первой
четверти 7в. – Коране
и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях
абсолютного господства религиозного
сознания в обществе, вытеснила и христианство,
и буддизм, и зороастризм и местные культы.
В процессе исламизации тюркского
мира исследователи выделяют
такие основные моменты:
- проникновение ислама;
- принятие ислама верховным правителем;
- принятие ислама в качестве официальной религии;
- признание исламскими государствами, что народ соседней страны тоже является мусульманским;
- состояние, когда большинство населения исповедует ислам.
Активному внедрению ислама способствовали
ряд факторов:
Географическая
близость Средней Азии и Персии,
наличие торговых, культурных, родственных
связей с Ташкентом, Бухарой, Хивой,
Самаркандом и другими мусульманскими
центрами, «пример» правителей, знати
и поддержка ими духовенства,
династийные браки, развитие городов
на Шелковом пути и миссионерская
деятельность в них проповедников,
суфиев, оседание кочевников. Исламу были
присущи привлекательные черты
– демократизм и мифопоэтичность
изложения, также помогавшие продвижению
этой религии среди тюрков. Поэтический
склад души кочевника позволял ему
легко запомнить притчи, религиозные
песни (кисса) и рассказы.
.
«Ислам
как религия сегодня испытывает
состояние возрождения. Казахстан
– это часть огромного ареала
исламской культуры. Атеизм на
протяжении прошлого века пытался
сломить веру народа. Но благодаря силе
вероучения и духовной стойкости прошлых
поколений эта попытка провалилась»
Искусство:
Каменные
изваяния балбалы , могильники, одиночные
погребения обязаны своему появлению
тюркам. Балбалы - каменные бабы
изображали бородатых мужчин
с сосудами, олицетворяли знать
могилы, лицом к востоку, при
исламе перестают делать. Из керамики
выделяются горшки. Орнаменты: геометрические,
буквенные, растительные, зооморфные.
Искусства стран Шелкового пути
«взаимовлияли». Тюркского правителя
философы называют «царем хищных
зверей». Общественное сознание
и политические концепции 11в отражены
в книге Баласагуни «Кутадгу билик» - «Наука,
приносящая счастье». 10в - 12в – складывается
Северо-Туркестанская архитектурная школа.
Мавзолей Кара-хана – памятник караханидского
зодчества . Показатель высокого уровня
архитектуры 11в - кубический
мавзолей Бабаджа-хатун в Таразе. Мавзолеи
Айша – биби , Сырлытам , Дворцы Кедера
и Джамуката.
Духовная культура
Древнетюркское
письмо впервые было открыто
в долине Енисея в 20-х годах 17в.
немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом,
состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим
его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,.
Они назвали письмо «руническим» - по его
сходству со скандинавскими руническими
текстами и данное название закрепилось
в науке.
В 1889г. русский
этнограф и археолог Николай Михайлович
Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон
в Северной Монголии два больших рунических
памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь
его брата, полководца Кюльтегина (684-731),
воздвигнутые в 732-735г.г. По месту
находок письмена были названы «орхоно-енисейскими».
Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина,
как и памятник советника первых каганов
второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный
вскоре после 716г. еще при его
жизни. Являются наиболее древними памятниками
древнетюркской письменности.
Большой
вклад в изучение памятников
рунического письма внесли финские
и русские ученые под руководством
Аксель Олай Гейкеля и Василия
Васильевича Радлова. По результатам
их научных экспедиций созданы
два атласа со снимками, схемами
и шесть сборников трудов, которые
стали настольной книгой последующих
поколений тюркологов, историков,
востоковедов научных школ различных
стран.
Датский
ученый, лингвист, филолог, историк,
скандинавист Вильгельм Томсен
первым в мире прочитал слово
«тюрк» и «тенгри» из рунических
текстов, найденных на берегах
Орхона, и доложил о переводе 15
декабря 1893г. на заседании Датской
королевской академии наук. Это
было великое научное открытие
в мировой лингвистике. Московский
исследователь Мурад Аджи называет
эту дату – датой второго
рождения тюрков.
Ареал
распространения древнетюркских
рунических надписей в Казахстане
довольно широк – это долины
р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш,
Жайык. (надписи на керамике близ
Тараза, на бронзовых зеркалах
близ Восточного Казахстана, на
глиняном пряслице из Талгара,
на венчике хума из городища
Алтын-Асар Джетыасарского урочища
Восточного Приаралья, на глиняной
печати, найденной при раскопках
городища Актобе 1 у Чардары, на
нижней части сосуда Алтынтобе
близ Шымкента, на щитке бронзового
перстня в слое 10-11в.в. на городище
Жаксылык близ Алматы).
Известны
из них так называемые Кошоцамдайские
памятники – стелы в честь
Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина,
воздвигнутые в 732-735г.г., а также
стела советника первых каганов второго
Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный
вскоре после 716г. еще при его
жизни.
Все
крупные тексты орхонской группы
довольно однообразны по структуре.
Они содержат рассказ о жизни
и подвигах их героев, излагаемый
на фоне общей истории Тюркского
государства и сопровождаемый
различного рода декларациями. В
надписях приводится очень богатый
материал для изучения истории,
идеологии и культуры древнетюркских
племен и народностей, их языка
и литературных приемов.
В древнетюркской
рунической письменности отражена
общетюркская идеология и представлена
концепция централизованной государственности
как гаранта свободы и независимости
тюркских народов, в течение
веков имевших общую историю
и общую по происхождению культуру,
ставшую их общим достоянием.
В ней заложена неиссякаемая
энергия и твердая воля создателей
Тюркского эля в отношении
всего, что касается таких священных
понятий как «народ», «Государство»,
«свобода», «независимость».
Памятники
древнетюркской письменности –
исключительно ценный источник
по языку, истории, этногенезу,
географии, письменной культуре.
Они являются свидетелями высокого
уровня языковой культуры и
государственности далеких предков
казахского народа.
Ученые и мыслители
Казахстана 9-12в.в.
Сохранение
живого тюркского языка способствовало
росту этнического самосознания,
расцвету литературных, культурных
и теологических традиций. Наряду
с арабским и персидским языками
, тюркский был литературным языком огромного
мусульманского мира.
Свидетельством
развития средневековой культуры
Казахстана является деятельность
ученого-энциклопедиста Абу Насра
аль-Фараби (870-950г.). Он
родился на Сырдарье, в г.Весидже, входившем
в округ Фараб, умер в Дамаске.
Фараби
был выдающимся представителем
исламской цивилизации, основателем
исламской философии – «Вторым
учителем». Он заслужил этой
чести еще при жизни потому,
что после Аристотеля во всем
мире в области философии и
логики не было ему равных.
Ему принадлежат труды «О достижении
счастья», «Об искусстве поэзии»,
«Трактат о жителях добродетельного
города», «Отношение философии
к религии». Мыслитель мирового
уровня развил в своем творчестве
достижения греческой, персидской,
индийской, арабской и тюркской
культур.
Центром
развития тюркоязычной культуры
стало Караханидское государство,
которое возникло в середине 10в.
Юсуф Баласагуни родился в 1015-1017г. в Семиречье,
в г.Баласагуне. Юсуф знал тюркские языки,
выучил китайский, персидский, арабский,
изучал историю, астрономию, геометрию.
В Кашгаре
в 1069-1070г.г. он написал
одно из важнейших исторических и литературных
произведений того времени – «Кутадгу
билиг», посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу
Али Хасану из династии Караханидов. В
основу поэиы легли эпизоды и предания,
связанные с районами Семиречья, бассейна
озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются
города Баласагун, Тараз, Кашгар, племена
чигилей, карлуков, огузов.
«Кутадгу
билиг» - это первый дошедший до
нас памятник энциклопедической
литературы на тюркском языке.
Франция
законно гордится своими энцеклопедистами 18в. Таким энциклопедистом
тюркских достижений стал в 11в. Махмуд Кашгари
(1029-1101) – представитель
высших слоев караханидской знати, создавший
в 1072-1074г.г. бесценный
памятник для изучения этнической истории,
быта, нравов, исторической географии
тюркоязычных народов, а также естественнонаучных
представлений того времени – «Диуани-лугат-ат-тюрк».
В Словаре
изложены систематизированные сведения
о расселении 20 «коренных
и главных» тюркских народностей, их истории,
этнографии, культуре, обычаях и традициях,
даны классификация тюркских языков, основные
жанры фольклора – песни, эпосы, легенды, 290пословиц и
поговорок, толкования около 7500 слов, отражающих
лексику тюрок, туркмен, огузов, чигилей,
ягма, кыргызов. В нем насчитывается 105 антропонимов
- личных имен, 72 этнонима, 175 топонимов.
Первым
духовным наставником Ясави был
легендарный шейх Арслан-Баб.
После его смерти Ясави переехал
в Бухару, прошел курс суфийского
учения, получил право объяснять
«пути к познанию истины». Последователи
суфизма, а Ясави был суфием
свое назначение видели в служении
«истинной вере» – тарикату, который
по своей идеологической направленности
был близок к народным представлениям
о справедливом устройстве мира.Великому
суфию, посвятившему себя Богу,
принадлежит произведение «Диван-и-хикмет»
(«Книга мудрости») Автор раскрывает
основы суфизма, призывает к
гармонии человека с природой
и другими людьми, учит людей
жить в согласии со своей
совестью, учит добру, справедливости
и веротерпимости. Переживая и
беспокоясь, думает и заботится
о будущем народов, о духовном
состоянии правителей и моральном
облике общественных деятелей, решавших
судьбы людей.
Ясави
и его последователям удалось
соединить религиозную идеологию
ислама с массовым сознанием
тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими
и зороастрийскими представлениями
и психологическими стереотипами.
Проповеди идеи справедливости,
нравственного очищения и совершенствования
человека нашли отклик в душе
земледельца и кочевника, степняка
и горожанина, купца и ремесленника.
Памятники древнетюркской
письменности.
На земном
шаре существует свыше 3000 живых языков,
но лишь около 200 из них обладает
письменностями.
На территории
Казахстана самым древним памятником
письменности является серебряная
чашечка с 26 руническими
знаками, нанесенными металлическим стилетом
на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная
К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в. д.н.э. Однако,
она все еще не прочитана и определение
ее языка неизвестно, хотя предложено
11 вариантов дешифровки в Казахстане,
России, Венгрии
Деньги:
Важную
роль в международной торговле
играли монеты разных стран.
На монетах Отрара (медных и
бронзовых) изображен лев и
лук с квадратом (8в). С 8в по 10в в К были в
обращении тюргешские монеты. На рынке 9в -11в - бухархудатские
«черные дирхемы»: Мусеяби – самые высокопробные,
Мухаммеди – низкопробное серебро, Гитрифи
– медь (дольше всего), они отличались
составом и курсом. Золотые динары вошли
в обращение при караханидах. «Серебряный
кризис» 11в - 12в - медные
дирхемы с серебром лишь на поверхности
(истощение запасов). В Испиджабе и Таразе 11в чеканились
серебряные дирхемы. Медные фельсы найденные
в Отраре – монеты саманидских и караханидских
правителей, выполняли мелкие разменные
функции. Итак, фельсы – медь, дирхемы
– серебро, динары – золото. Монеты чеканили:
Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.