Культура Казахстана в тюркскую эпоху

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:45, реферат

Описание

Среди традиционных духовных ценностей, веками формировавших национальный менталитет казахского народа, есть культ вселенческого космическогог божества – Тенгри. Тенгри – как бог, писал Валиханов. В просторечье Тенгри казахами используется как синоним мусульманского «аллаха» и персидского «кудая». В прошлом веке, когда Ш.Уалиханов сетовал по поводу двоеверия казахов, то он имел в виду в качестве альтернативы исламу именно тенгри.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.33 Кб (Скачать документ)

           Культура Казахстана в тюркскую эпоху.

 

                    Верования и религия тюрков.

       К ценностям  духовной культуры относили образования,  науку и искусство. 

       Среди  традиционных духовных ценностей,  веками формировавших национальный  менталитет казахского народа, есть  культ вселенческого космическогог  божества – Тенгри. Тенгри –  как бог, писал Валиханов. 

       В просторечье  Тенгри казахами используется  как синоним мусульманского «аллаха»  и персидского «кудая». В прошлом  веке, когда Ш.Уалиханов сетовал  по поводу двоеверия казахов,  то он имел в виду в качестве  альтернативы исламу именно тенгри.

       Основной  религией древних тюрков было  поклонение Тенгри (Небу).. По воле  Неба тюрки одерживали победы  или терпели поражения. Небо  и Земля-вода спасали тюркский  народ в лихую годину. Тюркские  ханы в своих подписях постоянно  призывают Небо быть благосклонным  к ним. 

       Следующее  по значению было женское божество  Умай – покровительница домашнего  очага и детей. Культ Умай  еще сохранялся у некоторых  тюркоязычных народностей Алтая  в конце 19в. Вместе с тем,  Умай входила в триаду высших  божеств тюрков и покровительствовала  всем их делам. 

       Наряду  с собственными древними верованиями  , в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм.

       Самая  молодая мировая религия –  ислам, основные идеи и принципы  которой зафиксированы в священных  памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы.

       В процессе исламизации тюркского  мира исследователи выделяют  такие основные моменты: 

  • проникновение ислама;
  • принятие ислама верховным правителем;
  • принятие ислама в качестве официальной религии;
  • признание исламскими государствами, что народ соседней страны тоже является мусульманским;
  • состояние, когда большинство населения исповедует ислам.

 

       Активному внедрению ислама способствовали  ряд факторов:

Географическая  близость Средней Азии и Персии, наличие торговых, культурных, родственных  связей с Ташкентом, Бухарой, Хивой, Самаркандом и другими мусульманскими центрами, «пример» правителей, знати  и поддержка ими духовенства, династийные браки, развитие городов  на Шелковом пути и миссионерская  деятельность в них проповедников, суфиев, оседание кочевников. Исламу были присущи привлекательные черты  – демократизм и мифопоэтичность  изложения, также помогавшие продвижению  этой религии среди тюрков. Поэтический  склад души кочевника позволял ему  легко запомнить притчи, религиозные  песни (кисса) и рассказы.

.

       «Ислам  как религия сегодня испытывает  состояние возрождения. Казахстан  – это часть огромного ареала  исламской культуры. Атеизм на  протяжении прошлого века пытался  сломить веру народа. Но благодаря силе вероучения и духовной стойкости прошлых поколений эта попытка провалилась»

 

 

                              Искусство:

       Каменные  изваяния балбалы , могильники, одиночные  погребения обязаны своему появлению  тюркам. Балбалы - каменные бабы  изображали бородатых мужчин  с сосудами, олицетворяли знать  могилы, лицом к востоку, при  исламе перестают делать. Из керамики  выделяются горшки. Орнаменты: геометрические, буквенные, растительные, зооморфные. Искусства стран Шелкового пути  «взаимовлияли». Тюркского правителя  философы называют «царем хищных  зверей». Общественное сознание  и политические концепции 11в отражены в книге Баласагуни «Кутадгу билик» - «Наука, приносящая счастье». 10в - 12в – складывается Северо-Туркестанская архитектурная школа. 
Мавзолей Кара-хана – памятник караханидского зодчества . Показатель высокого уровня архитектуры 11в - кубический мавзолей Бабаджа-хатун в Таразе. Мавзолеи Айша – биби , Сырлытам , Дворцы Кедера и Джамуката.

 

 

                          Духовная культура

       Древнетюркское  письмо впервые было открыто  в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке.

       В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности.

       Большой  вклад в изучение памятников  рунического письма внесли финские  и русские ученые под руководством  Аксель Олай Гейкеля и Василия  Васильевича Радлова. По результатам  их научных экспедиций созданы  два атласа со снимками, схемами  и шесть сборников трудов, которые  стали настольной книгой последующих  поколений тюркологов, историков,  востоковедов научных школ различных  стран. 

       Датский  ученый, лингвист, филолог, историк,  скандинавист Вильгельм Томсен  первым в мире прочитал слово  «тюрк» и «тенгри» из рунических  текстов, найденных на берегах  Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской  королевской академии наук. Это  было великое научное открытие  в мировой лингвистике. Московский  исследователь Мурад Аджи называет  эту дату – датой второго  рождения тюрков.

       Ареал  распространения древнетюркских  рунических надписей в Казахстане  довольно широк – это долины  р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш,  Жайык. (надписи на керамике близ  Тараза, на бронзовых зеркалах  близ Восточного Казахстана, на  глиняном пряслице из Талгара,  на венчике хума из городища  Алтын-Асар Джетыасарского урочища  Восточного Приаралья, на глиняной  печати, найденной при раскопках  городища Актобе 1 у Чардары, на  нижней части сосуда Алтынтобе  близ Шымкента, на щитке бронзового  перстня в слое 10-11в.в. на городище  Жаксылык близ Алматы).

       Известны  из них так называемые Кошоцамдайские  памятники – стелы в честь  Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

       Все  крупные тексты орхонской группы  довольно однообразны по структуре.  Они содержат рассказ о жизни  и подвигах их героев, излагаемый  на фоне общей истории Тюркского  государства и сопровождаемый  различного рода декларациями. В  надписях приводится очень богатый  материал для изучения истории,  идеологии и культуры древнетюркских  племен и народностей, их языка  и литературных приемов. 

       В древнетюркской  рунической письменности отражена  общетюркская идеология и представлена  концепция централизованной государственности  как гаранта свободы и независимости  тюркских народов, в течение  веков имевших общую историю  и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая  энергия и твердая воля создателей  Тюркского эля в отношении  всего, что касается таких священных  понятий как «народ», «Государство»,  «свобода», «независимость». 

       Памятники  древнетюркской письменности –  исключительно ценный источник  по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого  уровня языковой культуры и  государственности далеких предков  казахского народа.

 

 

                 Ученые и мыслители Казахстана 9-12в.в.

       Сохранение  живого тюркского языка способствовало  росту этнического самосознания, расцвету литературных, культурных  и теологических традиций. Наряду  с арабским и персидским языками  , тюркский был литературным языком огромного мусульманского мира.

       Свидетельством  развития средневековой культуры  Казахстана является деятельность  ученого-энциклопедиста Абу Насра  аль-Фараби (870-950г.). Он  родился на Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб, умер в Дамаске.

       Фараби  был выдающимся представителем  исламской цивилизации, основателем  исламской философии – «Вторым  учителем». Он заслужил этой  чести еще при жизни потому, что после Аристотеля во всем  мире в области философии и  логики не было ему равных. Ему принадлежат труды «О достижении  счастья», «Об искусстве поэзии»,  «Трактат о жителях добродетельного  города», «Отношение философии  к религии». Мыслитель мирового  уровня развил в своем творчестве  достижения греческой, персидской, индийской, арабской и тюркской  культур. 

       Центром  развития тюркоязычной культуры  стало Караханидское государство,  которое возникло в середине 10в.  Юсуф Баласагуни родился в 1015-1017г. в Семиречье, в г.Баласагуне. Юсуф знал тюркские языки, выучил китайский, персидский, арабский, изучал историю, астрономию, геометрию.

       В Кашгаре  в 1069-1070г.г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени – «Кутадгу билиг», посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу Али Хасану из династии Караханидов. В основу поэиы легли эпизоды и предания, связанные с районами Семиречья, бассейна озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, племена чигилей, карлуков, огузов.

       «Кутадгу  билиг» - это первый дошедший до  нас памятник энциклопедической  литературы на тюркском языке. 

       Франция  законно гордится своими энцеклопедистами 18в. Таким энциклопедистом тюркских достижений стал в 11в. Махмуд Кашгари (1029-1101) – представитель высших слоев караханидской знати, создавший в 1072-1074г.г. бесценный памятник для изучения этнической истории, быта, нравов, исторической географии тюркоязычных народов, а также естественнонаучных представлений того времени – «Диуани-лугат-ат-тюрк».

       В Словаре  изложены систематизированные сведения  о расселении 20 «коренных и главных» тюркских народностей, их истории, этнографии, культуре, обычаях и традициях, даны классификация тюркских языков, основные жанры фольклора – песни, эпосы, легенды, 290пословиц и поговорок, толкования около 7500 слов, отражающих лексику тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов. В нем насчитывается 105 антропонимов - личных имен, 72 этнонима, 175 топонимов.

      Первым  духовным наставником Ясави был  легендарный шейх Арслан-Баб.  После его смерти Ясави переехал  в Бухару, прошел курс суфийского  учения, получил право объяснять  «пути к познанию истины». Последователи  суфизма, а Ясави был суфием  свое назначение видели в служении  «истинной вере» – тарикату, который  по своей идеологической направленности  был близок к народным представлениям  о справедливом устройстве мира.Великому  суфию, посвятившему себя Богу, принадлежит произведение «Диван-и-хикмет»  («Книга мудрости») Автор раскрывает  основы суфизма, призывает к  гармонии человека с природой  и другими людьми, учит людей  жить в согласии со своей  совестью, учит добру, справедливости  и веротерпимости. Переживая и  беспокоясь, думает и заботится  о будущем народов, о духовном  состоянии правителей и моральном  облике общественных деятелей, решавших  судьбы людей. 

       Ясави  и его последователям удалось  соединить религиозную идеологию  ислама с массовым сознанием  тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими  и зороастрийскими представлениями  и психологическими стереотипами. Проповеди идеи справедливости, нравственного очищения и совершенствования  человека нашли отклик в душе  земледельца и кочевника, степняка  и горожанина, купца и ремесленника.

 

             Памятники древнетюркской письменности.

       На земном  шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

       На территории  Казахстана самым древним памятником  письменности является серебряная  чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в. д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка неизвестно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии

 

 

                                Деньги:

       Важную  роль в международной торговле  играли монеты разных стран.  На монетах Отрара (медных и  бронзовых) изображен лев и  лук с квадратом (8в). С 8в по 10в в К были в обращении тюргешские монеты. На рынке 9в -11в - бухархудатские «черные дирхемы»: Мусеяби – самые высокопробные, Мухаммеди – низкопробное серебро, Гитрифи – медь (дольше всего), они отличались составом и курсом. Золотые динары вошли в обращение при караханидах. «Серебряный кризис» 11в - 12в - медные дирхемы с серебром лишь на поверхности (истощение запасов). В Испиджабе и Таразе 11в чеканились серебряные дирхемы. Медные фельсы найденные в Отраре – монеты саманидских и караханидских правителей, выполняли мелкие разменные функции. Итак, фельсы – медь, дирхемы – серебро, динары – золото. Монеты чеканили: Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.

Информация о работе Культура Казахстана в тюркскую эпоху