Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:14, реферат
Данная работа содержит описание основных факторов, повлиявших на формирование и развитие культуры протославян, а также рассматриваются основные аспекты религии протолавян. Освещены понятия "культура шаровых амфор", "культура шнуровой керамики".
1. Введение 2
2. Прародина славян 4
3. Культура шаровых амфор 7
4. Культура шнуровой керамики 8
5. Верования древних славян 12
6. Список литературы
Иной мир воспринимался, с
Божества-чудовища. Змей – могучее враждебное чудовище – встречается в мифологии практически любого народа. Древнее представления славян о змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (змей связан с подземными водами), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня – многочисленных пленников. Освобождение – отзвук древнейшего мифа, в котором герой-колдун, отправляясь в иной мир, оказывался проглоченным Змеем и обнаруживал, что царство смерти находится в брюхе чудища. Там он встречал умерших предков, учился у них мудрости, копил силы, а затем выбирался обратно. Со временем представления о Змее менялись, он воспринимался все более враждебно, и если в древних вариантах мифов попасть к нему в брюхо считалось большой удачей, то позже такое событие стало восприниматься как беда.
Северные славяне поклонялись Змею – владыке подземных вод – и называли его Ящер. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек; наиболее известное из них находилось в Перыни, недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Название «Перынь» древнее святилище получило, когда по приказу еще молодого Владимира Святославовича идол Ящера был повержен и заменен Перуном. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму – круг как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях (будто бы водяные уносят к себе под воду женщин или женятся на утопленницах).
Все славянские племена,
С переходом к земледелию
Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. В ранних христианских поучениях против язычества о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы: «Начали эллины ставить трапезу роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне. Даже и до славян дошло, эти же славяне начали трапезу ставить Роду и Рожаницам прежде Перуна, Бога их». Другой христианский книжник настаивает: «Всем бо есть творец Бог, а не род». Этим противопоставлением летописец невольно дает понять, какое значительное место отводилось Роду в пантеоне древнеславянских божеств.
Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах-прарадительницах). Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий бог творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень род означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия как «народ» и «родина», кроме того – красный цвет (рдяной) и молнию, особенно шаровую, называемую «родия».
Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. «Стрибог» означает «бог-отец», его внуками считались ветры. «Сварог» переводится как небесный, в мифах о нем говорится как о боге, пославшем людям клещи, благодаря чему люди научились обрабатывать железо. Сварог связан и с огнем, который называли «сварожичем».
Спутницами Рода были Рожаницы – безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Рожаницы не столько подательницы плодородия, сколько хранительницы жизни. По наиболее древнему представлению Рожаницы мыслились в виде двух небесных богинь, подательниц дождя, но дольше всего держалась верав них как защитниц молодых матерей и маленких детей.
Богом солнца был Хорос. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим славянским народам; славянские книжники подчеркивали зависимость светила от солнечного света: «Вещь бо есть солнце свету» («Солнце только воплощение света»). Хорос, чье имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хороса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на масленицу блины, катать зажженные колеса, также символизирующие светило.
Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз.
Женскими
божествами плодородия, благополучия,
весеннего расцвета жизни были
Лада и Леля. Сопоставление с
мифологией других народов
К древнейшему
Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «vel» со значением «мертвый». Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этотже корень означает могущество и встречается в словах «власть», «велеть», «владеть», «великий». Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик бога – Медведь. Культ бога Велеса был широко распространен у славян, о чем свидетельствует обилие деревень и сел названных Велесово, Волосово, Волотово.
Во многом
схожа с Велесом Морена (Марена)
- богиня мира мертвых и
Боги-воины. Особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило и Перун. Они были мало почитаемы среди славянских племен из-за их воинственности.
Ярило
– бог зерна, умирающего в
земле, чтобы возродиться
Славянским
громовержцем был Перун. Перун
был в большей степени богом-