Культура протославян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:14, реферат

Описание

Данная работа содержит описание основных факторов, повлиявших на формирование и развитие культуры протославян, а также рассматриваются основные аспекты религии протолавян. Освещены понятия "культура шаровых амфор", "культура шнуровой керамики".

Содержание

1. Введение 2
2. Прародина славян 4
3. Культура шаровых амфор 7
4. Культура шнуровой керамики 8
5. Верования древних славян 12
6. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.docx

— 62.74 Кб (Скачать документ)

            Иной мир воспринимался, с одной  стороны, как очень далекий  и труднодостижимый, находящийся  под землей или на небе. А  с другой стороны, иной мир  мыслился как близкий, часто  посещаемый человеком, как будто  это знакомый лес, болото или  горы. Хозяева леса – Медведь  и Волк – одновременно представлялись  и хозяевами иного мира. Но  самым грозным из хозяев считался  владыка подземного и подводного мира – Змей.

             Божества-чудовища. Змей – могучее враждебное чудовище – встречается в мифологии практически любого народа. Древнее представления славян о змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (змей связан с подземными водами), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня – многочисленных пленников. Освобождение – отзвук древнейшего мифа, в котором герой-колдун, отправляясь в иной мир, оказывался проглоченным Змеем и обнаруживал, что царство смерти находится в брюхе чудища. Там он встречал умерших предков, учился у них мудрости, копил силы, а затем выбирался обратно. Со временем представления о Змее менялись, он воспринимался все более враждебно, и если в древних вариантах мифов попасть к нему в брюхо считалось большой удачей, то позже такое событие стало восприниматься как беда.

              Северные славяне поклонялись  Змею – владыке подземных вод  – и называли его Ящер. Святилища Ящера располагались на болотах, берегах озер и рек; наиболее известное из них находилось в Перыни, недалеко от Новгорода, в том месте, где из озера Ильмень вытекает река Волхов. Название «Перынь» древнее святилище получило, когда по приказу еще молодого Владимира Святославовича идол Ящера был повержен и заменен Перуном.  Береговые святилища Ящера  имели идеально круглую форму – круг как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях (будто бы водяные уносят к себе под воду женщин или женятся на утопленницах).

             Все славянские племена, поклонявшиеся  Ящеру, считали его поглотителем  солнца: ежедневно вечернее светило  опускается за пределы мира  и подземной рекой плывет на  восток. Река течет внутри двуглавого  Ящера, проглатывающего солнце  своей западной пастью и изрыгающего  из восточной. О древности мифа говорит то, что Ящер не враждебен солнцу: он возвращает светило добровольно.

            С переходом к земледелию многие  мифы и религиозные представления  охотничьей эпохи видоизменялись  или забывались, жестокость древних  обрядов смягчалась: жертвоприношение  человека сменилось жертвоприношением  коня, а позже – чучела. Славянские  боги земледельческой поры более  светлы и добры к человеку.

            Древнейшим верховным мужским  божеством славян был Род. В  ранних христианских поучениях  против язычества о Роде пишут  как о боге, которому поклонялись  все народы: «Начали эллины ставить  трапезу роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне. Даже и до славян дошло, эти же славяне начали трапезу ставить Роду и Рожаницам прежде Перуна, Бога их». Другой христианский книжник настаивает: «Всем бо есть творец Бог, а не род». Этим противопоставлением летописец невольно дает понять, какое значительное место отводилось Роду в пантеоне древнеславянских божеств.

             Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети (очень похоже на мифы об Оленихах-прарадительницах). Род – повелитель земли и всего живого, он – языческий бог творец. Имя Рода восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских языках корень род означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия как «народ» и «родина», кроме того – красный цвет (рдяной) и молнию, особенно шаровую, называемую «родия».

             Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. «Стрибог» означает «бог-отец», его внуками считались ветры.  «Сварог»  переводится как небесный, в мифах о нем говорится как о боге, пославшем людям клещи, благодаря чему люди научились обрабатывать железо. Сварог связан и с огнем, который называли «сварожичем».

         Спутницами  Рода были Рожаницы – безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Рожаницы не столько подательницы плодородия, сколько хранительницы жизни. По наиболее древнему представлению Рожаницы мыслились в виде двух небесных богинь, подательниц дождя, но дольше всего держалась верав них как защитниц молодых матерей и маленких детей.

         Богом солнца  был Хорос. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим славянским народам; славянские книжники подчеркивали зависимость светила от солнечного света: «Вещь бо есть солнце свету» («Солнце только воплощение света»). Хорос, чье имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хороса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на масленицу блины, катать зажженные колеса, также символизирующие светило.

          Спутником  богов солнца и плодородия  был Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле  как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз.

          Женскими  божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были  Лада и Леля. Сопоставление с  мифологией других народов позволяет  утверждать, что богини были матерью  и дочерью. Лада – богиня  брака, изобилия, времени созревания  урожая. Леля – богиня незамужних  девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя связано с детством: «ляля», «лялька» - кукла и обращение к девочке; «люлька», «лелеко» - аист, приносящий детей; «лелеять» - заботиться о маленьком ребенке.

            К древнейшему земледельческому  культу Матери-земли восходит  общеславянское почитание Макоши (Мокоши) – богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого.

Мужским божеством плодородия, связанным  с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему  корню «vel» со значением «мертвый». Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этотже корень означает могущество и встречается в словах «власть», «велеть», «владеть», «великий». Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик бога – Медведь. Культ бога Велеса был широко распространен у славян, о чем свидетельствует обилие деревень и сел названных Велесово, Волосово, Волотово.

        Во многом  схожа с Велесом Морена (Марена) - богиня мира мертвых и плодородия  земли. Ее имя имеет общий  корень со словами «смерть»  и «мор». В русских сказках  она представлена златокудрой  Марьей Моревной. Ее обычно похищает Кощей, что приводит к голоду и бедам. Иван-царевич освобождает ее и наступает счастье, расцвет жизни.

          Боги-воины.  Особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило и Перун. Они были мало почитаемы среди славянских племен из-за их воинственности.

          Ярило  – бог зерна, умирающего в  земле, чтобы возродиться колосом, - был одновременно и прекрасным  и жестоким. Язычникам он представлялся  юношей на белом коне, в венке  из полевых цветов, со снопом  ржи в одной руке и отрубленной  человеческой головой в другой. Корень его имени – «яр» - встречается  в словах, связанных с идеей  плодородия: яровая пшеница, ярочка  – молодая овца. Но тот же корень означает гнев, пыл: яростный, ярый – сердитый или пылкий; яркий огонь. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окроплялись поля, чтобы урожай был более обильный.

           Славянским  громовержцем был Перун. Перун  был в большей степени богом-воином. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем – похитителем скота, вод. Ход этого боя неоднократно повторен в русских былинах о сражении с различными чудовищами – Змеем-Горынычем, Тугарином Змеевичем, Соловьем-Разбойником. Перун-змееборец, обладатель молнии молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Есть версии, что такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев и заимствован у варягов.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. А.И. Асов, «Мифология протославян».
  2. А.И. Асов, «Язычество славян».
  3. А.Л. Баркова, «Верования древних славян», БРЭ, 1999.
  4. А.Н. Седловская, «Народы и религии мира», БРЭ, 1999.
  5. Б.А. Рыбаков, «Язычество древних славян».
  6. М.Б. Новиков-Новгородцев, «Ведическое мировоззрение славян», Белые альвы, 2007.

Информация о работе Культура протославян