Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:02, доклад
Существует давняя традиция выделения XVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Мы говорим: культура Древней Руси IX-XVII вв., но мы никогда не включим сюда XVIII в. Это поистине "новый" период нашей истории. И речь идет далеко не только о культуре, но и обо всех сферах жизни государства.
Историки культуры считают, что хронологическими гранями того явления, которое мы называем "XVIII век", нельзя считать точные границы века. В качестве начальной даты они принимают 1690-е годы, когда новые явления в культуре стали складываться в целую систему, а в качестве конечной - Отечественную войну 1812 г.
Общая характеристика 1
Образование 1
Ломоносов М.В. 4
Создание московского Университета. 5
«Русская наука» 6
Создание инженерного вуза. 8
Выдающуюся роль сыграл М. В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его ученики и коллеги (академики) - астроном С. Я. Румовский, матема. М.Е.Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И.И.Лепехин, физик Г. В. Рихман и др.- обогатили русскую науку замечательными открытиями.
Создание
московского Университета.
Благодаря содружеству и сотрудничеству
графа Шувалова и академика Ломоносова
родилась мысль о создании московского
университета.
Эта идея была воплощена в проекте И.И.
Шувалова, написанного совместно с М.В.
Ломоносовым, который императрица утвердила
24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении
Московского университета и двух гимназий”.
26 апреля того же года состоялось торжественное
открытие Московского университета и
двух его гимназий.
Из указа следовало, что при Московском
университете создавалось две гимназии:
одна для молодых дворян, а другая для
разночинцев. У последних возникали лингвистические
трудности, т.к. обучение в университете
требовало знание латинского, немецкого
и французского языков.
В гимназиях при Московском университете
было создано четыре школы. Первая школа
называлась «российской» и в ней изучались
следующие предметы: грамматика и чистый
стиль, стихотворство и оратории. Вторая
школа считалась «латинской», где ученики
изучали: основы латинского языка и вокабулы,
переводы с латинского языка на русский.
В третьей школе преподавали: арифметику,
геометрию и географию, сокращенный курс
философии. Четвертая школа предназначалась
для освоения немецкого и французского
языков. Лучших учеников обеих гимназий
зачисляли на первый курс университета.
В Московском университете было образовано
три факультета со штатом 10 профессоров.
На первом, философском, факультете полагалось
четыре профессора: философии, физики,
красноречия и истории. На втором, юридическом
факультете, работали три профессора:
всеобщей и российской юриспруденции,
а также политики. Планировалось, что на
третьем, медицинском, факультете будет
три профессора: химии, натуральной истории
и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).
Занятия на факультетах проводились пять
дней в неделю. Студенты обязаны были посещать
все публичные лекции, а желающие могли
также слушать дополнительные курсы. Кроме
того, все студенты участвовали в ежемесячных
диспутах, которые проводились под руководством
штатных профессоров университета. За
неделю до очередного диспута объявлялась
его тематика и фамилии докладчиков из
числа студентов. В конце каждого полугодия
в университете организовывались открытые
диспуты с участием профессоров, всех
студентов и поклонников наук из числа
жителей Москвы. Подготовка к диспутам
помогала студентам в учебе.
Только тридцать студентов из числа казеннокоштных
получали то казны жалованье в размере
40 руб. в год, а остальные жили на собственные
средства. В протоколе конференции университета
от 2 июля 1759 г. есть такая запись: “Одной
из причин, препятствовавших успешности
занятий, было отсутствие учебников, которыми
казеннокоштные не могли обзавестись
по бедности”.1
Не случайно еще в конце 1757 г. граф И.И.
Шувалов приказал отпускать деньги на
обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов.
Учеба и повседневная жизнь студентов
Московского университета регламентировалось
уставом и другими документами. Студенты,
допускавшие нарушения правил внутреннего
распорядка, по решению директора наказывались
университетским судом (чаще всего денежными
штрафами). Кроме университетского суда,
наказывать студентов-нарушителей имели
право директор, инспектор и надзиратели.
Для реализации мер наказания, при необходимости,
привлекались солдаты постоянного караула,
который охранял университет.
В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский
университет был подчинен только Правительствующему
Сенату. Директор коллежский советник
А.М. Аргамаков имел право посылать во
все судебные места от имени университета
указы, которые подлежали исполнению.
Эта существенная привилегия делала Московский
университет достаточно независимым от
чиновников.
Укреплению дисциплины среди студентов,
поощрению их усердия в учебе служила
такая мера, как награждение маленькими
шпагами, что давало личное дворянство.
За особые заслуги лучшие студенты досрочно
получали очередные воинские звания. Само
обучение в Московском университете приравнивалось
к прохождению военной службы. Заканчивая
полный курс университета, студент получал
обер-офицерский чин.
С весны в вечернее время студенты и университетские
гимназисты привлекались к военной подготовке.
Для ее организации из полков Московского
гарнизона выделялись офицеры, которые
помогали в организации военного обучения
молодежи. Занятия проводились по строевой,
огневой и тактической подготовке, интенсивность
которых усиливалась в летнее время.
Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую.
В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым "Атласа Российского". (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный "Атласу" И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П.Крашенинников составил первое "Описание земли Камчатки".
Имена С.Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.
180В. Н. Татищев и
М. В. Ломоносов положили
Ряд оригинальных станков
и механизмов сконструировал механик
Л. К. Нартов, работавший в петровское
время. Во второй половине века выдающийся
ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет
раньше англичанина Д. Уатта создал
паровую машину. Однако в условиях
крепостничества это
Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.
Академия наук в 60—70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Для того чтобы яснее представить себе деятельность этих экспедиций и их значение для науки, остановимся на одной из них, руководимой академиком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась по течению Волги в Астрахань, обследовав Оренбургские степи, повернула к северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную Двину и добралась до Архангельска. Пройдя по побережью океана, она через Олонецкий край в декабре 1772 г. вернулась в Петербург.
Экспедиция вела тщательные записи, которые легли в основу «Дневных записок» Лепехина. Мы находим здесь описание животного и растительного мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Свое исследование Лепехин снабдил рисунками. Имя академика Лепехина сделалось известным не только в России, но и за границей. В 1767 г. он получил ученую степень доктора медицины в Страсбургском университете, в 1776 г. стал членом Берлинского общества испытателей природы. «Записки» Лепехина были, не в пример многим другим научным сочинениям того времени, написаны на русском, а не на латинском или немецком языке. Лепехин занимался и педагогической деятельностью. В течение 16 лет он состоял инспектором академической гимназии и отдавал много времени и сил заботам о ее учениках. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова, участвовал в составлении этимологического словаря.
Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал — «Санкт-Петербургские врачебные ведомости».
Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической науки в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических источников. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М. В. Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Российскую от древнейших времен». «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии. Напуганный Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачева, автор осуждает народные движения, хотя и понимает неизбежность их. Другой дворянский историк — И. Н. Болтин, вдумчивый и проницательный ученый и критик, занимался историей не только дворянства, но и купечества, духовенства, ремесленников. В своих трудах он возвеличивал крепостнический строй, самодержавную власть царя и власть помещиков над крепостными.
Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически, от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.
Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Франклин.
Однако успехи русского просвещения
и науки не стали достоянием трудовых
масс. Массы были оторваны от достижений
культуры, жили далекими от нее интересами.
Самодержавие боялось распространения
знаний. «Черни не должно давать образования,
поелику она будет знать
Создание
инженерного вуза.
Во второй половине XVIII века
в Российской империи началось бурное
развитие горного дела, особенно на Урале.
Для горной промышленности нужны были
многочисленные специалисты, в т.ч. высшей
квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев
дорого обходилось государственной казне,
да и качество их работы не всегда удовлетворяло
запросы горнорудной промышленности.
В этих условиях группа башкирских рудопромышленников
во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась
в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной
промышленности России) с предложением
о создании училища по подготовке горных
специалистов.
В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия
одобрила предложение “О заведении горной
школы” и признала его полезным и нужным
для Горного корпуса. Все предложения
и материалы по созданию горного учебного
заведения Берг-Коллегия передала на рассмотрение
обер-прокурора Сената М.Ф.Соймонову. Доклад
“Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии”
с проектом училища и планом обучения
Сенат представил императрице Екатерине
II, которая утвердила его 21 октября 1773
г. Торжественное открытие Петербургского
горного училища состоялось 28 июня 1774
г.
Согласно уставу Горного училища в вуз
разрешалось принимать детей дворян и
разночинцев, владевших латинским, французским
и немецким языками, а также основами арифметики,
геометрии и химии. В первый набор училища
вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского
университета, Все студенты являлись российскими
подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По
первоначальному плану студенты Горного
училища должны были обучаться 4 года и
осваивать математику, физику, химию, механику,
гидравлику, металлургию, минералогию,
маркшейдерское искусство, черчение и
рисование.
Учебный процесс в Горном училище сочетал
в себе теоретические и практические занятия.
Например, лекции по химии профессор И.И.
Хемницер сопровождал интересными опытами.
Полезные практические занятия по физике
и минералогии проводил профессор И.М.
Ренованц. Для лучшей практической подготовки
студентов в самом училище проводили примерную
промывку и плавку руд. Расходные материалы
для практических занятий, ежегодно по
100 пудов, доставлялись с казенных и частных
заводов.
Устав горного училища требовал от преподавателей
формировать у студентов профессиональные
инженерные качества. Для этого по инициативе
первого директора училища М.Ф. Соймонова
во дворе вуза был построен “примерный
рудник”, в забоях выработки которого
находились вмазанные естественные штуфы
различных горных пород ископаемых рудных
элементов. Позже учебный рудник училища
стал составной частью первого отечественного
Горного музея в Петербурге.
Финансирование училища осуществлялось
за счет государственной казны, а также
регулярными отчислениями от доходов
уральских горнопромышленников. На нужды
училища шли также деньги от продажи части
Гороблагодатского железа. Помощь инженерному
вузу оказывали меценаты со всей России.
Этих средств было вполне достаточно для
развития учебно-материальной базы училища,
оплаты труда профессорско-
Каждые полгода студенты сдавали экзамены,
которые проводились в присутствии президента
Берг – Коллегии и ее членов. На сессии
также приглашались крупные ученые и специалисты
горного дела. Первые выпускники горного
училища показали себя зрелыми специалистами,
каждый из которых был на учете в Берг
– Коллегии. Дальнейшее развитие горного
дела в России требовало все большего
числа инженеров, поэтому встал вопрос
о расширении приема в вуз.
При училище был создан гимназический
класс, который в течение нескольких лет
готовил мальчиков для последующего обучения
по программе инженерного вуза. Это позволило
уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема
в Горное училище студентов Московского
университета. До конца века училище подготовило
несколько десятков квалифицированных
горных инженеров, среди которых выделялись
А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников,
В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.
В связи с упразднением Берг – Коллегии
на основании указа Сената то 6 февраля
1783 г. Горное училище было передано в ведение
Петербургской казенной палаты. Управляющим
училища стал член Палаты Н.С. Ярцев, который
добился увеличения казенного содержания
вуза до 13.500 руб. в год и провел ряд полезных
преобразований.2
19 октября 1784 г. Горное училище было подчинено
непосредственно Кабинету императрицы
Екатерины II, а его директором стал генерал
– майор П.А. Соймонов. По представлению
нового директора училища с 1784 г. число
казеннокоштных воспитанников увеличилось
до 30 человек, а через несколько лет –
до 60. Период руководства П.А. Соймонова
продолжался до 1792 г. и был весьма благоприятным
для Горного училища. За эти годы удалось
построить большой трехэтажный флигель,
существенно увеличить государственное
финансирование вуза (до 30.000 руб. в год)
и привлечь к занятиям крупных специалистов.
Создание
Медико – хирургической академии.
Во второй половине XVIII века в Российской
империи получило значительное развитие
медицинское образование. С 1764 г. начались
регулярные занятия на медицинском факультете
Московского университета. В 1783 г. в Петербурге
было открыто Калинкинское медико–хирургическое
училище, преобразованное позже в Императорский
медико–хирургический институт (это учебное
заведение находилось под покровительством
Екатерины II).
Квалифицированных лекарей готовили медико
– хирургические училища в Петербурге,
Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С
1795 г. в медико–хирургических училищах
установился пятилетний срок обучения.
Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные
предметы, а также анатомию, рецептуру,
физиологию, хирургию, окулистику и другие
специальные дисциплины. На четвертом
и пятом курсах были, в основном, практические
занятия и дежурства в клинических палатах
госпиталей. После успешной сдачи экзаменов
выпускники училища получали звания лекарей.
В медико–хирургических училищах преподавали
известные профессора и крупные клиницисты
Н.К. Карпинский, Г.Ф. Соболевский, А.М. Шумлянский
и др. В этих специализированных медицинских
учебных заведениях была хорошая материальная
база: анатомические театры, физические
и химические лаборатории, ботанические
сады, обширные библиотеки. Теоретическая
подготовка учащихся сочеталась с медицинской
практикой, что позволяло им сразу после
окончания училищ выполнять обязанности
лекарей и фармацевтов в полном объеме.
Многие выпускники отправлялись на службу
в русскую армию и на флот, которые в ходе
почти постоянных войн и конфликтов несли
людские потери.
В России XVIII века все учреждения здравоохранения,
в том числе учебные заведения, подчинялись
Медицинской коллегии, созданной в 1736
г. Существенные преобразования в деятельности
медико–хирургических училищ провел
директор Медицинской коллегии тайный
советник А.И. Васильев, назначенный на
высокую должность в 1793 г. Главным его
делом было создание специализированных
высших медицинских учебных заведений
в России.
Именным указом от 18 декабря 1798 г. император
Павел I поручил А.И. Васильеву создать
необходимую материальную базу для открытия
в Петербурге высшего учебного заведения
по подготовке врачей. Эта дата считается
днем основания Петербургской медико–хирургической
академии, которая со временем стала ведущим
учебно – научным центром Российской
империи по подготовке врачей и развитию
медицинской науки.
12 февраля 1799 г. император утвердил доклад
А.И. Васильева, в котором были определены
главные задачи Медико – хирургической
академии. Профессорам, которые 25 лет и
более вели преподавательскую работу,
назначалась пожизненная пенсия от казны,
равная полному штатному жалованью.
Хорошая организация дела и достаточное
финансирование позволили быстро наладить
подготовку врачей. Академия создавалась
не на голом месте, а путем преобразования
из Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических
училищ. Срок обучения в медико-хирургической
академии составил 4 года. Учащиеся первого
и второго классов академии именовались
учениками, а третьего и четвертого –
студентами. Учащимся двух последних классов
присваивались права студентов Московского
университета.
Руководящим органом Петербургской медико–хирургической
академии являлась конференция, первое
заседание которой состоялось 20 октября
1800 г. Медицинская коллегия выработала
инструкцию, где формулировались задачи
конференции, академии и обязанности профессорско
- преподавательского состава. Главная
задача конференции состояла в направлении
и усовершенствовании медико–хирургического
просвещения.
Заседания конференции проходили еженедельно
по субботам в актовом зале академии. При
необходимости собирались экстренные
собрания профессоров для решения важных
вопросов. Если члены конференции приходили
к мнению о целесообразности каких-либо
изменений в деятельности академии, то
обоснованный проект представлялся для
утверждения в Медицинскую коллегию. Разрешение
Медицинской коллегии требовалось также
для изменения учебных планов, программ
обучения и списков обязательной литературы.
В конце 1800 г. Медицинская коллегия утвердила
штаты и должностные оклады постоянного
состава академии. Профессорам был установлен
чин VII класса, однако размер жалованья
зависел от их специальности. Для профессоров
по патологии – терапии, хирургии теоретической
и практической, повивальной и врачебной
судной науки (судебной медицины), анатомии
– физиологии и ботаники годовое жалованье
составляло 1200 руб. Для профессоров по
математике – физике – 1000 руб., а по химии
– 800 руб. в год.
В помощь профессорам назначались адъютант
– профессора с VIII классным чином и годовым
жалованьем от 500 до 450 руб. в год, в зависимости
от специальности. При химическом театре
работал лаборант, рисовальный мастер,
библиотекарь и его помощник. Максимальные
должностные оклады нужно было заслужить
добросовестной работой. Вновь назначенные
на должности лица сначала получали сокращенные
денежные оклады.
Хозяйством академии заведовал эконом.
В его распоряжении находились двадцать
штатных хозяйственных работников. Содержание
канцелярских служащих и канцелярские
расходы укладывались в годовую сумму
850 руб. На ремонт зданий, покупку дров
и свечей Медицинская коллегия выделяла
дополнительные суммы. Надзор за поведением
и обучением учащихся осуществлял инспектор.