Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:54, реферат
С X века, почти половина европейской части России вошла в состав феодального древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси,
Введение 3
1. Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия 5
2. Архитектура Новгорода 6
3. Архитектура Пскова 7
4. Архитектура Москвы 8
5. Новшества в архитектуре 14-16 вв. 11
Список использованной литературы 15
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Сахалинский
Государственный Университет»
Технологический институт
Кафедра
Менеджмента Организации
Реферат
По дисциплине «История России»
На тему
«Культура Руси в 14-начало 16 вв.»
г. Южно-Сахалинск
2011.
Содержание
Введение 3
1. Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия 5
2. Архитектура Новгорода 6
3. Архитектура Пскова 7
4. Архитектура Москвы 8
5. Новшества в архитектуре 14-16 вв. 11
Список использованной литературы 15
С X века, почти половина европейской части России вошла в состав феодального древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
После
монголо-татарского нашествия долгое
время летописи упоминают лишь о
строительстве недошедших до нас
деревянных сооружений. С конца XIII
в. в избежавшей разорения Северо-западной
Руси возрождается и каменное зодчество,
прежде всего военное. Возводятся каменные
городские укрепления Новгорода и Пскова,
крепости на приречных мысах (Копорье)
или на островах, порой с дополнительной
стеной у въезда, образующей вместе с основной
защитный коридор – "захаб" (Изборск,
Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются
могучими башнями, в начале над воротами,
а затем и по всему периметру укреплений,
получающих в XV веке планировку, близкую
к регулярной. Неровная кладка из грубо
отесанного известняка и валунов наделяло
сооружение живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была кладка
стен небольших однокупольных четырехстолпных
храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым
обмазка фасадов придавала монолитный
облик. Храмы строились на средства бояр,
богатых купцов. Становясь архитектурными
доминантами отдельных районов города,
они обогащали его силуэт и создавали
постепенный переход представительного
каменного кремля к нерегулярной деревянной
жилой застройке, следующей естественному
рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные
дома на подклетах, иногда трехчастные,
с сенями посередине.
В
Новгороде развивалось его
В
Пскове, ставшем в 1348 г. независимым
от Новгорода, главный, Троицкий собор
имел, судя по рисунку XVII в., закомары,
расположенные на разных уровнях, три
притвора и декоративные детали, близкие
новгородским. Поставленный в кремле (Кром)
на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой,
собор господствовал над городом, который
рос к югу, образуя новые, огражденные
каменными стенами части, прорезанные
улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем
псковичи разрабатывали тип четырехстолпной
трехапсидной приходской церкви с позакомарным,
а позднее и восьмискатным пощипцовым
покрытием. Галереи, приделы, крыльца с
толстыми круглыми столбами и звонницы
придавали этим, словно вылепленным от
руки приземистым постройкам, возводившимся
вне кремля, особую живописность. В псковских
бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.
барабан с куполом опирался на пересекающиеся
цилиндрические своды или на ступенчато
расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде
улицы, имели бревенчатые мостовые и были
так же застроены деревянными домами.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.
архитектура
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние – "клетские", напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – "бочки". Их стройные пропорции, контрасты фигурных "бочек" и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – "древоделей", работавших артелями.