Курская битва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание

Одна из крупнейших военных операций второй мировой войны -- Курская битва произошла более полувека назад на исконно русской - орловской, курской и белгородской - земле. Втянув в себя более 4 миллионов человек, свыше 69 тысяч орудий и миномётов, более 13 тысяч танков и самоходных орудий и до 12 тысяч боевых самолётов, эта битва, завершившаяся победой Красной Армии, имела огромное военно-политическое значение. Полным провалом кончилась попытка Гитлера вырвать стратегическую инициативу из рук советского командования.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
Подготовка наступления фашистскими войсками под Курском - - - - - - - 3
Подготовка советских войск под Курском - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5
Бронированные «символы» курской битвы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8
Начало боевых действий- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
Болхонская наступательная операция 12 июля - 18 августа - - - - - - - - - -20
Белгородско-Харьковская наступательная операция 3 – 23 августа - - - -24
Основные выводы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -28
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30
Первый салют Великой Отечественной Войны - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -31
Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 32

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 2.29 Мб (Скачать документ)

 

Управление новым танком осуществлялось с помощью автомобильного руля и  отличалось простотой и не представляло трудностей для механика-водителя, позволив ему полностью сосредоточится на тактических вопросах. Поворот башни осуществлялся с помощью гидравлической трансмиссии, в самом быстром варианте за 60 секунд, в самом медленном - за 60 минут.

Первые 250 выпущенных танков «Тигр» были оснащены 12-цилиндровым карбюраторным  двигателем с водяным охлаждением  Maybach HL210. В дальнейшем, танки «Тигр» оснащались более совершенными двигателями MaybachHL230. Максимальная мощность двигателя составляла 700 л.с. Объем топливных баков составлял 530 литров. Топливо - этилированный бензин с октановым числом 74. Танк «Тигр» был оснащён полуавтоматической коробкой передач «Майбах-Олвар» с восемью передними передачами и четырьмя задними.

 

 

Появление принципиально новых  танков в составе немецких танковых войск повлекло за собой разработку новой штатной организации, учитывающую  возможности новых танков. Основной тактической единицей был танковый батальон, состоящий из двух, а позже  из трех рот танков. Трехротный батальон по штату должен был иметь 45 танков «Тигр». Кроме этого танковый батальон имел 5 эвакуационных танков, 11 зенитных танков 34 тягача и 171 автомобиль.

 

 

Всего за время войны было произведено 1354 танка «Тигр».

 

«Пантера» — однозначно один из наиболее известных тяжёлых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Фактором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружения Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Неnschel над перспективным танком 30- тонного класса. 18 июля 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ на разработку 75-мм длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. 25 ноября фирмам Daimler-Benz и MAN был, в свою очередь, выдан заказ на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине определили следующие: ширина до 3150 мм, высота — 2990 мм, двигатель мощностью 650 — 700 л.е., броневая защита — 40 мм, максимальная скорость движения — 55 км/ч. Задание получило условное название — «Пантера».

Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но тем не менее понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колёс. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматном порядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругого элемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа - VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпееру выдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в министерстве вооружения, эксперты которого не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колёс, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Эти разногласия привели к формированию так называемой «Пантер-комиссии». 13 мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам: предпочтение при этом однозначно отдавалось танку фирмы MAN. Фюрер был вынужден согласиться с мнением специалистов, но тут же выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие — в августе 1942 года. Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок (для сравнения Pz III стоил 96 163, а «Тигр»— 250 800 марок).

По  бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм. Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась «циммеритом», кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов.

 
Как уже упоминалось, первую партию «пантер» планировалось изготовить к 12 мая 1943 года — дату выбрали не случайно, 15 мая должно было начаться немецкое наступление под Курском  — операция «Цитадель». Однако в  течение февраля и марта большую  часть из 77 изготовленных танков военные не приняли, в апреле же вообще не приняли ни одного. В связи  с этим сроки наступления перенесли  на конец июня. К концу мая вермахт  получил долгожданные 324 «пантеры», что позволило укомплектовать ими 10-ю танковую бригаду. Но возникшие  проблемы с освоением танкистами сложного бинокулярного прицела TZF 12 и желание ввести в строй  ещё 98 танков, выпущенных в июне, заставили передвинуть дату начала наступления с 25 июня на 5 июля. Так трудности с производством и освоением в войсках первых «пантер» повлияли на сроки летнего наступления на Восточном фронте в 1943 году.

Фердинанд (в  оригинале Ferdinand) - тяжёлая самоходная установка (САУ) в классе истребителей танков. Также именовался как «Элефант», что переводится как слон, а также PaK 43/2 Sfl L/71 или Sd.Kfz.184. Данная самоходная установка оснащалась 88-миллиметровым орудием (пушкой) и была одной из наиболее сильно вооружённых и сильно бронированных представителей бронированной немецкой техники того периода. Данная установка является наиболее известным представителем своего класса самоходных установок. И не смотря на не большую численность данных машин, про них даже бытуют легенды.

Готовясь  к летнему наступлению, германское командование делало ставку на новые  тяжёлые танки и самоходные установки. К последним относился и истребитель танков "Элефант", известный также под именем "Фердинанд". Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытного тяжёлого танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ожидая результатов испытаний новых тяжёлых машин, фирма "Нибелунген" изготовила 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отвергло этот танк, решено было использовать имевшиеся шасси под противотанковую СУ, способную бороться с нашими Т-34 и КВ. Для этого в передней части бывшего танка, ставшей теперь кормовой, соорудили полностью забронированную рубку, где установили новую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Её подкалиберный снаряд (начальная скорость 1130 м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню толщиной около 200 мм. "Элефант" в соответствии с замыслом Ф. Порше имел электротрансмиссию: на валах двух его двигателей стояли электрогенераторы, вырабатывавшие электрический ток. Он питал электромоторы, которые приводили в движение ведущие колеса машины. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Водитель и радист размещались в передней части машины.

Немецкая СУ "Элефант".  
Боевая масса - 68 т.  
Экипаж - 6 чел.  
Вооружение - 88-мм пушка.  
Толщина брони: лоб корпуса и рубки - 200 мм, борт - 80 мм.  
Двигатели - два "Майбах" HL 120 TRM по 300 л.с.  
Макс. скорость - 20 км/ч.  
Запас хода по шоссе - 180 км.

 

"Элефанты" в составе двух батальонов истребителей танков бросили в бой на северном фасе Курской дуги (в июле 1943 г.). Они были весьма опасными противниками танков в сражениях с дальних расстояний, но оказались крайне уязвимыми в ближнем бою. Эти малоподвижные машины не имели даже пулемета: лишь в конце 1943 г. его установили на оставшихся машинах в лобовой части их корпуса.

Ответом наших конструкторов на новые  немецкие танки явилась СУ-85, сконструированная под руководством Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступила на вооружение в августе 1943 г. На ней в сильно наклонённом лобовом листе устанавливалась 85-мм пушка, по баллистическим характеристикам не отличавшаяся от той, что несколько позже использовалась на Т-34-85. Полностью бронированная машина, сохранившая ходовые и манёвренные характеристики Т-34, стала важным средством борьбы с танками врага и непосредственной поддержке своих танков и пехоты.

СУ-152 — тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. По своему боевому предназначению СУ-152 в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием; ограниченно могла выполнять функции самоходной гаубицы. Постройка первого прототипа СУ-152 под названием Объект 236 (также КВ-14 или СУ-14) была закончена на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) 24 января 1943 года, со следующего месяца начался серийный её выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152, всего была построена 671 самоходно-артиллерийская установка этого типа.

Боевой дебют СУ-152 состоялся  летом 1943 года в сражении на Курской Дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. Поскольку новая техника противника зачастую имела собственные «звериные» названия, например «Тигр» или «Пантера», следствием успехов СУ-152 в борьбе с ней стало её неофициальное прозвище «Зверобой» в Красной Армии. Наиболее активно СУ-152 применялись во второй половине 1943 и начале 1944 годов, позже их число в войсках неуклонно уменьшалось вследствие боевых потерь и износа ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. Заменой вышедшим из строя СУ-152 в частях советской самоходной артиллерии стали более совершенные ИСУ-152. Небольшое число машин воевало вплоть до конца войны и состояло на вооружении Советской Армии в послевоенные годы. После снятия с вооружения оставшиеся СУ-152 были практически все утилизированы на металл и до настоящего времени уцелело только четыре САУ этого типа. Распространённым мифом об истории создания СУ-152 является утверждение о том, что СУ-152 создавалась как ответ на появление у врага нового тяжёлого танка «Тигр». Хотя хорошие противотанковые способности 152-мм тяжёлой САУ благодаря высокой дульной скорости и большой массе снарядов для МЛ-20 были отмечены советскими военными ещё на этапе эскизных разработок в первой половине 1942 года, главным назначением такого рода машины была артиллерийская поддержка танковых и механизированных частей Красной армии. Первый тяжёлый танк PzKpfW VI Ausf.H «Тигр» был захвачен под Ленинградом в январе 1943 года и испытан обстрелом ещё позже, поэтому он не мог оказать никакого влияния на разработку СУ-152. Интересен также тот факт, что на совместном совещании, посвящённом появлению у противника танков «Тигр», ни СУ-152, ни буксируемая гаубица-пушка МЛ-20 не рассматривались как возможные средства решения проблемы, скорее наоборот — высказывались идеи по вооружению САУ КВ-14 122-мм пушкой А-19 и увеличения выпуска буксируемых 122-мм пушек за счёт некоторого снижения объёма выпуска МЛ-20. Однако ещё до появления «Тигров» на поле боя в значительных количествах (т. е. сражения на Курской дуге) с целью повышения боевого духа войск СУ-152 была широко задействована в листовках, фильмах и показательных расстрелах трофейной техники. Причём личный состав РККА в своей массе до боя ни тех, ни других машин не видел (да и во время Курского сражения было задействовано всего около полутора сотен «Тигров» и 24 СУ-152, что на фоне тысяч других бронированных машин вермахта и РККА составляло небольшую долю). Эти пропагандистские мероприятия и легли в основу поверья.

 

 

 

В 1942 г. промышленность дала фронту 12 527 танков Т-34. Себестоимость производства танка  составляла в 1942г. 165 810 рублей на заводе ХПЗ (№ 183); 209 700 рублей на заводе № 112 («Красное Сормово») в Горьком; 273 800 рублей на Уральском заводе тяжёлого машиностроения в Свердловске и 312 700 рублей на омском заводе № 174. Себестоимость танка снижалась главным образом из-за того, что машина упрощалась в производстве. Так, только в 1941 г. было внесено несколько тысяч усовершенствований, упрощавших технологию и, соответственно, снижавших себестоимость. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и широкое применение на малоквалифицированных участках работы труда подростков, принудительное привлечение автомобильного и гужевого транспорта от колхозов и совхозов. Во время войны конструкция танка постоянно модернизировалась, т.к. было множество недочётов в различных модификациях.  Одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на своё численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34.

 

Начало боевых действий.

На основании данных нашей  разведки и показаний пленных  было установлено, что наступление  врага начнётся 5 июля. Рано утром  в этот день на Воронежском и центральном  фронтах была проведена спланированная во фронтах и армиях артиллерийская контрподготовка. В результате её удалось  на 1,5 - 2 часа задержать наступление  противника и несколько ослабить его первоначальный удар.

Утром 5 июля орловская группировка  противника под прикрытием огня артиллерии и при поддержке авиации перешла  в наступление, нанося главный удар на Ольховатку, а вспомогательные - на Малоархангельск и Фатеж. Наши войска встретили врага исключительной стойкостью. Сотни самолётов и бомб были брошены на советские позиции. Но солдаты дали отпор противнику. Большой урон врагу наносили лётчики, сапёры. Но гитлеровцы, несмотря на огромные потери, продолжали атаки. Наиболее жестокие бои разгорелись в районе населённого пункта Черкесское. К вечеру врагу удалось вклиниться в главную полосу обороны дивизии и окружить 196-й гвардейский стрелковый полк. Приковав к себе значительные силы противника, они замедлили его продвижение. В ночь на 6 июля полк получил приказ вырваться из окружения и отойти на новый рубеж. Но полк выстоял, обеспечив организованный отход на новый оборонительный рубеж. Во второй день сражение продолжалось с неослабевающим напряжением. Противник бросал в атаки все новые и новые силы. Стремясь прорвать оборону, он не считался с огромными потерями. Советские воины стояли насмерть. Большую помощь наземным войскам оказывали лётчики. Немецко-фашистские войска несли большие потери. Лишь после пятой атаки им удалось ворваться на передний край обороны 29-го стрелкового корпуса на ольховатском направлении. Во второй половине дня командующий 13-й армией генерал Н.П.Пухов на главную полосу выдвинул несколько танковых и самоходно-артиллерийских частей и подвижные отряды заграждения, а командующий фронтом - в район Ольховатки гаубичную и миномётную бригады. Решительными контратаками танков во взаимодействии со стрелковыми частями и артиллерией продвижение врага было приостановлено. В этот день ожесточённые бои развернулись и в воздухе. 16-я воздушная армия поддержала боевые действия оборонявшихся войск центрального фронта. К концу дня ценой огромных потерь противнику удалось продвинуться на ольховатском направлении на 6 - 8 км. На других направлениях его атаки успеха не имели.

Определив направление основных усилий противника, командующий фронтом  решил утром 6 июля нанести контрудар  из района Ольховатки на Гнилушу с целью восстановить положение 13-й армии. Для контрудара привлекались 17-й гвардейский стрелковый корпус 13-й армии, 2-я танковая армия генерала А.Г.Родина и 19-й танковый корпус. В результате контрудара противник был остановлен перед второй полосой обороны и, понеся большие потери, не смог в последующие дни продолжать наступление на всех трёх направлениях. После нанесения контрудара 2-я танковая армия и 19-й танковый корпус перешли к обороне за второй полосой, что упрочнило положение войск Центрального фронта.

6 июля бессмертный подвиг  совершил заместитель командира  истребительной авиаэскадрильи 2-й  воздушной армии Воронежского  фронта гвардии старший лейтенант  А.К.Горовец. Прикрывая наземные войска под Белгородом, Горовец неожиданно заметил большую группу немецких бомбардировщиков. Советский истребитель пошел в атаку один против двадцати. В неравном бою он сбил девять вражеских самолетов и погиб смертью героя. Президиум Верховного совета СССР Указом от 28 сентября 1943г. присвоил А.К.Горовцу звание Героя СССР.

В этот же день противник  вёл наступление в направлении  на Обоянь и на Корочу; главные удары приняли 6-я и 7-я гвардейские, 69-я армия и 1-я танковая армия.

Не добившись успеха на ольховатском направлении, враг утром 7 июля предпринял наступление на Поныри, где оборонялась 307-я стрелковая дивизия. В течение дня она отразила восемь атак. Когда части противника ворвались на северо-западную окраину станции Поныри, командир дивизии генерал М.А.Еншин сосредоточил по ним огонь артиллерии и миномётов, затем силами второго эшелона и приданной танковой бригады предпринял контратаку и восстановил положение.

Командир эскадрильи 517-го истребительного авиаполка старший  лейтенант М.И.Важунов в воздушном бою в районе Малоархангельска огнём пушек уничтожил вражеский истребитель, а когда в бою отказало оружие, он таранил второй самолёт врага. Старший лейтенант Важунов в момент тарана погиб.

8 и 9 июля противник  продолжал атаки на Ольховатку  и Поныри, а 10 июля - и против  войск правого фланга 70-й армии,  но все его попытки прорваться  через вторую полосу обороны  были сорваны. 

Исчерпав свои резервы, враг вынужден был отказаться от наступления  и 11 июля перешёл к обороне.

Против войск Воронежского фронта противник начал общее  наступление также утром 5 июля, нанося главный удар силами 4-й танковой армии на Обоянь, а вспомогательной оперативной группой "Кемпф" - на Короча. Особенно ожесточённый характер бои приняли на обоянском направлении. Командующий 6-й гвардейской армией генерал И.М.Чистяков в первой половине дня выдвинул на первую полосу обороны часть средств истребительно-противотанковой артиллерийской бригады, два танковых и один самоходно-артиллерийский полки и танковую бригаду. К исходу дня войска этой армии нанесли врагу большие потери и приостановили его атаки. Главная полоса нашей обороны была прорвана только на отдельных участках. На корочанском направлении противник сумел южнее Белгорода форсировать Северный Донец и захватить небольшой плацдарм.

Информация о работе Курская битва